Вопрос № 20

Вопрос № 18.

Деятельность, специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание к-рой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д. Цели Н.П. - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе научных законов, т.е. в широком смысле - теоретич. отражение действительности. Средствами Н.П. является особая система специальных орудий (изм. инстр., приборы, установки) и система специальных методов исследований. Результат Н.П. - сумма полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Таким обр. научное познание есть деятельность по получению нового знания. Будучи неотъемлемой от практич. способа освоения мира, Н.П. как производство знания представляет собой спецефич. форму деятельности. Если в матер. произ-ве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то при Н.П. их получение в виде теоретического описания образует главную и непосредственную цель. В отличие от видов деятельности, рез. к-рых в принципе бывает известен заранее, Н.П. дает приращение нового знания. Природа Н.П. имеет систему отличительных признаков науки: предметность и объективность научного знания (наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана); выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей и практического освоения.

Развитие научного знания, согласно Попперу, - это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, более удовлетворительными. В целом теорию этого процесса можно представить в виде следующей структуры: 1) выдвижение гипотезы, 2) оценка степени фальсифицируемости гипотезы, 3) выбор предпочтительной гипотезы, то есть такой, которая имеет большее число потенциальных фальсификаторов (предпочтительнее те гипотезы, которые рискованнее), 4) выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов, 5) отбор следствий, имеющих принципиально новый характер, 6) отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, если же теория не фальсифицируется, она временно поддерживается, 7) принятие конвенционального или волевого решения о прекращении проверок и объявлении определенных фактов и теорий условно принятыми. Другими словами, наука, согласно Попперу, развивается благодаря выдвижению смелых предположений и их последующей беспощадной критике путем нахождения контрпримеров.

Вопрос № 19. (см в №21)

Новации в науке: научные открытия, новые теории, новые гипотезы, исследовательские программы, новые области науки (в том числе новые направления), новые дисциплины, обновления средств и методов исследования, новые методологические идеи, новые стили мышления, развитие языка науки.

Рост и развитие науч. знания зависит от уровня развития производительных сил, материальной культуры и социальной структуры общества.

Паранаука – все те формы знаний, которые не явл. собственно наукой и тем не менее связаны с нею и каким-то образом влияют на ее развитие. Паранаука: философия, астрология. Алхимия, мифология.

Наука отпочковалась от обыденного знания в глубокой древности. В течение длительного времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Месопотамии, Индии, стали появляться первые признаки становления научного знания - возникли древняя медицина, астрология (область до сих пор не признанная официальной наукой, но накопившая много эмпирических данных), математика. В древней Греции и Риме наукой занималось больше людей, возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако древняя наука не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, что привело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Разве что в математике - науке, зачастую не нуждающейся в проверке опытом и методологический аппарат которой был основан на общепринятых законах формальной логики - прослеживались единство мнений и преемственность знаний.

В период раннего средневековья на развитие науки огромное влияние оказывала религия. Было ли это конструктивным влиянием? Можно сказать, что нет. В самом деле, за этот период не возниклопринципиально новых направлений, новых теорий (кроме, пожалуй, одной, объясняющей фундаментальные явления как результат “божьего промысла”); не много наберется и известных имен. Имел место даже регресс - веками накопленные знания были запросто уничтожены в огне александрийской библиотеки. Новые же знания и факты накапливались крайне медленно - монастыри, где они были сосредоточены, специально этим не занимались.

В эпоху Возрождения и, особенно, в новое время ситуация в науке стала кардинально меняться к лучшему. Именно в новое время наука стала по настоящему развиваться.

Каким же образом происходит развитие науки (как отдельной дисциплины, так и науки в целом)?

Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и сама наука. С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и эмпирически.

К концу XX века философския теория развития науки считается в значительной степени сформированной. Концепции Т.Куна, К.Поппера и И.Лакатоса, Ст.Тулмина, П.Фейерабенда и М.Полани занимают достойное место в сокровищнице мировой философской мысли. Однако, в силу своей многогранности и актуальности вопросы философии науки продолжают приковывать к себе внимание философов и ученых различных специальностей.

НКМ (Степин) – целостная с-ма представ-й о мире, его струк-ных хар-ках и закон-тях, вырабатываемая в рез-те систематиз-ции и синтеза в фунд-ных достижениях науки. Это особ. ф-ма научно-теор-го зн-я, разв-ся в пр-се ист. эвол-и науки. НКМ явл. важн. комп-ом науч. мировоз-ния, но не свод-ся к нему. В мировоз-и кроме зн-й присут-т убежд-я, ценности, идеалы и нормы д-ти, эмоц. отн-я к об-ту изуч-я и т.д.

Стр-ра НКМ: 1) концептуальный ур-нь (фил. категории, пр-пы), кот. конкретиз-ся в НКМ ч/з с-му общенауч-х пон-й и пр-в, ч/з фунд-е пон-я отд. наук (Н: поле, об-во, энергия). 2) чувственно-образный комп-нт – нагляд-е представ-я и образы, базир-ся на к-ре конкр. эпохи. Образы выступ-т в виде с-мы и благ. этому обесп-ся их поним-е НКМ шир. кругом ученых, незав. от их специализации.

Формы НКМ:

1) по степени общности НКМ выступ-т в след. ф-мах:

- общенаучная к.м., т.е. ф-ма систематиз-ции зн-й, выраб-х в естествозн-и и в соц-гум. зн-ях.

- ест-науч. к.м. (пр-да) и науч. карт. соц-ист. действ-ти (картина об-ва). Кажд. из таких картин явл. отн-но самост-м аспектом общенауч. к.м.

- спец. к.м. отд. наук (дисциплинарная онтология). Н: физич. мир, биол. мир). Кажд. из спец. к.м. м.б. предст-на как набор неких теор. конструктов, образ-х модель изучаемой области.

2) с точки зр. ист-ко-кул. принадлежности: НКМ в осн. выступ-т как ест-но-науч. к.м., поэтому в св. послед-ти выглядит след. образом: механич. к.м., электродинамич. к.м., квантовореляц-я к.м., синергетич. к.м. Первые три основаны на ест-науч. к.м.

Функции спец. НКМ: 1) систематизация зн-й; 2) обесп-е связи с опытом и к-рой соотв-ей эпохи; 3) f быть иссл-кой программой, кот. целенаправляет постановку эмпир-х и теор. з-ч, а ткж выбор ср-в их реш-я.

Операциональные оснавания НКМ:

Спец. к.м. служат матер-м, на базе кот. сначала склад-ся карт. пр-ды и об-ва, затем общенауч. к.м. 1) Сначала осущ-ся переход, т.е. движ-е от дисцип-го к междисц-ным ур-ням систематиз-ции науки. 2) такой переход осущ-ся не как простое суммирование спец. к.м., а как их слож. синтез, в пр-се кот. лидирующую роль игр. карт. реал-ти основных на данный момент науч. дисц-н. 3) в понятийном каркасе этих дисц-н вычл-сяобщенауч. Пон-я, кот. и стан-ся ядром сначала ест-науч. и соц-ист. картин, а потом и общенауч-й к.м. 4) вокруг этого ядра организ-ся фунд-ные понятия спец. наук, включаемые в к.м. второго ур-ня, а потом и в общенауч. картину. 5) получаемая в итоге к.м., особ. совр-я, не просто систематиз-т зн-я о пр-де и об-ве, но и f-рует как иссл-кая программа, кот. дает видение в/связей м/у предметами разл. наук и опр-т стратегию переноса стратегий и м-в из одной науки в др.

Фил-кие основания науки:

Перестройка спец. к.м. и их трансформация в общенауч. к.м. озн. трансформацию и потому существенное изм-ние фунд-х пр-в науки замену этих пр-в новыми. Такая перестройка осущ-ся в период науч. революции и предполаг. акт-ную, целенаправл-ю роль онтологич. фил. идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: