Музыка в Италии в период возрождения

Лютня

Второй тип музыкальных инструментов, распространенных в эпоху Возрождения – это щипковые. Среди них выделяется лютня, название которой произошло либо от польского слова lutnia, либо от арабского альуд‎‎, что означает дерево. Для лютни характерны небольшие размеры, полусферическая форма нижней части и плоская верхняя часть. Шейка довольно широкая, с отогнутой под прямым углом головкой. У нее десять пар струн и два способа извлечения звука: при помощи пальцев либо специальной пластины, медиатора.
Лютня имеет восточные корни и в Европе появилась только в 15 веке, быстро став одним из самых популярных инструментов. Специально под нее создавался отдельный репертуар, в который входили не только инструментальные мелодии, но и песни.

Клавесин
Третье семейство музыкальных инструментов, зародившееся в эпоху Ренессанса, – клавишные.Прототипом их был орган, у которого клавиши заменили широкие и неудобные рычаги. Вслед за органом появились и другие инструменты, звук из которых извлекается при помощи клавиш. Это клавесин, чембало, верджинел, клавикорд, спинет, мюзелар… Возрождение дало им путевку в жизнь, а вот период их наибольшего расцвета придется уже на эпоху Барокко.


Музыкальное искусство Италии, как искусство вообще, прошло свой исторический путь развития. Особо на этом пути выделилась эпоха Возрождения, принесшая миру множество новых музыкальных идей. Одна из них - поиск возможностей увековечить великое итальянское народное творчество, инструментировать народную песню. Другая - идея создать профессиональную музыкальную школу, способную открыть в музыке ставшие затем классические законы, персонализировать музыкальный труд, обновить существующие музыкальные жанры.

Эпоха итальянского музыкального Возрождения не перестает интересовать человечество в 21 веке. Она знаменует собой второе рождение античности, в которой было достаточно много творчества, этики и эстетики, искусства и человеколюбивой морали.

Возрождение в музыке Италии носит очевидно элитарный характер. В нем создана атмосфера великих идей и великих произведений, воспевших имена итальянских знаменитостей, отразивших интерес высшего слоя общества, государственный интерес. Однако, это и эпоха появления группы лиц, способных защитить народную музыку с помощью переноса его образцов в профессиональное искусство, способных профессионально процитировать их, возвести в культ великое творческое начало итальянского народа.

С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицировани е на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки, музыка зазвучала повсюду. С тех пор итальянцев называют одним из самых музыкальных народов мира. В профессиональной области музыкального искусства эпоха Возрождения способствовала рождению двух наиболее сильных школ - римской и венецианской.

Из жанров профессиональной музыки к XIV в. в Италии выделился мадригал (от лат. matricale или «песня на родном языке»). Как своеобразное продолжение народных итальянских (пастушеских) песен мадригалы писались на стихи итальянских народных и профессиональных поэтов. В них рассказывалось о любви; воспевались бытовые и мифологические сюжеты. Со временем сложились своеобразные мелодические символы, обозначавшие в мелодиях мадригалов нежные вздохи, слезы, философию жизни (мадригал Джезуальдо ди Венозы «Умираю я, несчастный», 1611 г.).

Формирование римской полифонической школы в музыке эпохи Возрождения увековечило для мира имя Джованни Пьерлуиджи де Палестрина. Родился Джовани в итальянском городе Палестрина, по названию которого и получил свою фамилию. С детства Палестрина пел в церковном хоре, а по достижении зрелого возраста был приглашён на должность капельмейстера (руководитель хора) в соборе Святого Петра в Риме; позже служил и в Сикстинской капелле (придворная часовня Папы Римского). Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением. Созданные им произведения поражали современников как высочайшим мастерством, так и количеством (более ста месс, триста мотетов, сто мадригалов). Сложность его музыки никогда не служила преградой для её восприятия. Композитор умел находить золотую середину между изощрённостью композиций и доступностью их для слушателя (профессионала и обывателя). Как отмечают исследователи, основную творческую задачу Палестрина видел в том, чтобы разработать цельное большое произведение. Каждый голос в нем должен был развиваться самостоятельно, но при этом образовывать единое целое с остальными. Так голоса складывались в поразительные по красоте сочетание аккордов. Часто мелодия верхнего голоса как бы парила над остальными, обрисовывая «купол» многоголосия; все голоса отличались плавностью и развитостью.

Возрождение итальянской музыки связано также и с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт. Учениками Вилларта были органист и композитор Андреа Габриели, композитор Киприан де Pope и другие музыканты. Если для произведений Палестрины были характерны ясность и строгая сдержанность, то Вилларт и его последователи разрабатывали пышный хоровой стиль. Чтобы достичь объёмного звучания музыки, игры тембров, они использовали в композициях несколько хоров, размещённых в разных местах храма. Применение перекличек между хорами позволяло наполнить церковное пространство небывалыми эффектами. Такой подход отражал и гуманистические идеалы эпохи в целом - с её жизнерадостностью, свободой, и собственно венецианскую художественную традицию - с её стремлением ко всему яркому и необычному.

Яркой фигурой эпохи Возрождения в музыке Италии был Карло Джезуальдо ди Веноза, князь города Веноза - один из крупнейших мастеров светского мадригала. Как представитель позднего Возрождения, композитор разрабатывал новый тип мадригала, где на первом месте стояли чувства - бурные и непредсказуемые. Поэтому для его произведений характерны перепады силы звука, интонации, похожие на вздохи и даже рыдания, резкие по звучанию аккорды, контрастные смены темпа. Эти приёмы придавали музыке Джезуальдо выразительный, несколько причудливый характер, она поражала и одновременно привлекала современников. Наследие Джезуальдо ди Венозы составляют семь сборников многоголосных мадригалов; среди духовных сочинений - «Священные песнопения». Его музыка и сегодня не оставляет слушателя равнодушным.

В эпоху Возрождения произошло развитие жанров и форм инструментальной музыки. Инструментальная музыка отмечена появлением таких, например, жанров как инструментальный концерт. Скрипка, клавесин, орган из ансамблевых постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась, прежде всего, виртуозность или умение справляться с техническими трудностями, которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Итак, итальянское Возрождение в музыке способствовало развитию музыкального искусства в целом и национального итальянского искусства, в частности. Оно воспело популярность народных песен, позволило перенести их в профессиональное искусство, процитировать их в нем. Одновременно оно способствовало развитию музыкального профессионализма, разнообразию профессиональных музыкальных школ.

Профессиональное итальянское Возрождение в музыке воспело идеологию гуманизма, независимости, признания индивидуальности и преобразования. Этим оно увековечило идею развития музыкальных идей, тиражирования открытий, признания своеобразных музыкальных взглядов ценностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: