Практика древнерусских лекарей

Лия, Франция, Испания, - пишет Б.А. Рыбаков. - Однако культура Руси вырастала не на пустом месте, и ее истоки идут из глубокой праславянской и даже еще более ранней индоевропейской древно- сти. Значительное культурное наследие было получено той частью восточных славян, которая в первом тысячелетии до н.э. входила в конгломерат племен, условно называемый Скифией». У скифов (этим именем античные авторы называли обширную этнокультур- ную общность, которую составляли многочисленные, отличавшиеся друг от друга по своей языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена степной, лесостепной и лесной зон Восточной Ев- ропы) была и своя медицина: медицинские познания скифов, как считали даже их более просвещенные античные современники Гип- пократ, Гален, Орибасий, достойны весьма высокой оценки.

Древнерусское государство (Киевская Русь) ГХ-ХП вв. было огромной страной, раскинувшейся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Уже в Х в. в Древнерусском го- сударстве было свыше 20 городов, в том числе Киев, Белоозеро, Изборск, Коростень, Ладога, Муром, Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Туров, Чернигов и др. А в Х-ХШ столетиях, до татаро- монгольского нашествия, на Руси было около 350 городов, а всего населенных пунктов - несколько тысяч.

В середине II тысячелетия до н.э. начинает оформляться и обо- собляться массив праславянских племен в широкой полосе от Оде- ра до Днепра. А в VI-IV вв. до н.э. праславянское («сколотское») общество, занимавшее восточную половину общеславянской пра- родины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, справедливо называемой скифской, и начинается полуторатысяче- летний период, завершившийся созданием феодального государ- ства - Киевской Руси.

Культура Древней Руси

При изучении истории медицины и хирургии средневековой России (или по-другому Древней Руси) целесообразно, на наш взгляд, различать несколько этапов. Это праславянская медицина (VI в. до н.э. - IX в. н.э.), медицина периода Древнерусского го- сударства (IX-XIII вв.), медицина периода возрождения русской государственности и культуры (XIV-XVI вв.), медицина позднего Средневековья России (XVI-XVII вв.).

Глава 3 ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Контрольные вопросы

Глава 2 ЕВРОПА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

показано 41 из 41 стр. из 41

1. Какой была хирургия в Византии?

2. Хирурги и хирургия в арабской медицине.

3. Вклад Альбукасиса в развитие хирургии.

4. «Канон врачебной науки» Авиценны и хирургия.

5. Католическая церковь Средневековья и запрет хирургических опе- раций.

6. Известны ли вам труды Де Шолиака?

7. Какова была роль больниц и врачебных школ в развитии хирур- гии?

8. Хирургия в Европе в эпоху Возрождения.

9. Почему Парацельс был «доктором обеих медицин»?

10. Чем замечателен Амбруаз Паре?

показано 1 из 33 стр. из 33

Многолюдные и богатые древнерусские города были центрами не только ремесленного производства и торговли, но и центрами культуры - важнейшей области общественной жизни, духовно- творческого потенциала народа. Правда, «Древняя Русь не получила такого богатого античного наследия, как, например, Греция, Ита-

Говоря о достижениях медицины скифов, нельзя не упомянуть об их познаниях в хирургии, о применении оперативных мето- дов лечения (все это они, скорее всего, позаимствовали у греков). Например, на хранящейся в Эрмитаже знаменитой Куль-Обской вазе, найденной вблизи Керчи и относящейся к V-IV вв. до н.э., изображена хирургическая операция: скиф вправляет челюсть травмированному воину, удаляет зуб, перевязывает голень ранено- му. Некоторые хирургические инструменты и их изображения уда- лось обнаружить археологам в Чертомлыцком кургане (в среднем течении Днепра) и в других курганах, находившихся неподалеку. Достижения праславянской (скифской) медицины, как и вообще скифской культуры, составили часть того культурного наследия, которое получили древние славяне.

Культуру Древнерусского государства обогащали контакты как с Западом, так и с Востоком. Особенно важными были весьма плодотворные, значительно расширившиеся и укрепившиеся по- сле принятия христианства связи с Византией. Христианство при- несло с собой многие достижения византийской, а через нее и ан- тичной культуры, в том числе и медицины. Еще до проникновения на территорию Древней Руси (с христианством и византийской культурой) греческой медицины, основывавшейся на достижениях античных врачей и мыслителей, охранять здоровье наших предков помогала народная медицина, которая была хранителем бесценно- го опыта поколений. Используя достижения, корни которых ухо- дили в седую древность, она в течение многих столетий питала и обогащала медицинскую практику.

«Греческое христианство, - утверждает Б.А. Рыбаков, - застало в 980-е гг. на Руси не простое деревенское знахарство, а значи- тельно развитую языческую культуру.... Язычество древней Руси ГХ-ХШ вв. - важный раздел русской средневековой культуры». Лекарским знахарством занимались, в числе прочего, волхвы, со- ставлявшие, по мнению Б.А. Рыбакова, основную часть жрече- ского сословия древней Руси, и в этом им помогали женщины («ведьмы», от слова «ведать» - знать), которых позднее, в ХП в., называли «бабы богомерзкие». Волхвы были целителями, лечив- шими людей рациональными средствами народной медицины. Долгое время, на протяжении столетий, волхвы - хранители бо- гатейших медицинских познаний языческих времен - оставались одними из авторитетнейших врачевателей.

Когда Древняя Русь стала христианским государством, появи- лись монастыри, которые были не только сугубо религиозными учреждениями, но и своего рода формой социальной организации жизни людей на основе общих взглядов. Уже в первой половине ХШ в. было известно до 70 монастырей, причем в крупных горо- дах их насчитывалось большое число: 17-18 - в Киеве и Новгоро- де, 4 и более - во Владимире Суздальском, Смоленске, Чернигове, Галиче. Монастыри были почти в каждом древнерусском городе или его пригороде и являлись составной частью городской струк- туры и структуры княжеского управления. Основатели этих мона- стырей - Антоний Печерский и его преемник в Киево-Печерской лавре Агапит, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий, Мартиниан Белозерский, Кирилл Комельский - были образованными, знающими людьми, сами пе- реводили и переписывали книги и поручали это своим ученикам. Вероятно, они были хорошо знакомы и с медициной.

Итак, в средневековой России, как и в других европейских государствах того времени, монастыри были очагами науки и культуры, и в том числе медицины. Здесь действовали первые в Древнерусском государстве больницы, которые стали, очевидно, непременной частью монастырей, впрочем, и церквей тоже. Мо- настырские и церковные больницы (медицинская помощь в них была бесплатной) в Киеве, Переяславле, Милитине и в других городах стали непременным атрибутом социального устройства Древнерусского государства, здесь работали опытные лечцы - «врачи-профессионалы».

Дошедшие до нас исторические свидетельства подтверждают существование и рассказывают о деятельности врачей (лечцов) - монахов Печерского монастыря и других врачей Киевской Руси. Помимо монастырских врачей-монахов, медицинской практикой занимались и другие профессионалы - мирские или городские леч- цы. Среди них были как постоянные жители городов, в том числе придворные княжеские врачи, так и бродячие лекари, которые в отличие от монастырских врачей занимались своим ремеслом от- нюдь не «безмездно», а за определенную плату. Как свидетель- ствуют памятники церковного и монастырского происхождения ХИ-ХШ вв., врачи, и монастырские, и мирские, были хорошо известны в городах и весях Древнерусского государства, так же, как и в других крупных странах Европы

В соответствии с уровнем медицины того времени древнерусские врачи занимались главным образом терапией, широко используя в качестве лекарственных средств и отечественную флору, и привоз- ные лекарства. Средневековые терапевты представляли основную тогда медицинскую специальность. Основную, но отнюдь не един- ственную. Можно с уверенностью утверждать, что в Древнерус- ском государстве существовала и хирургия: специалисты-хирурги занимались оперативным лечением, оказывали помощь при раз- личных ранениях и травмах, при заболеваниях, считавшихся тогда хирургическими.

Древнерусским лекарям приходилось сталкиваться с самыми различными болезнями, требовавшими хирургического лечения. Историк медицины Н.А. Богоявленский, специально изучавший древнерусское врачевание, считал, что это были ранения, пере- ломы, вывихи, «расшибение с коней», «притрение возом», «ха- пление» (растерзание) зверем, «убиение скотом», «подавление ку- сом», «ожары» (ожоги), «камчюг» (мочепузырные камни), «гвор», «пузырь», «кила» (пахово-мошоночная грыжа), «недуг, егда в очи власы врастають» (трихиаз), «червивая болесть», пролежни после «огневицы» (сыпного тифа), «томление женок при родах», «болез- ни зубом и скороньи» (челюстей), «кровавые кусы мяса во афен- дроне» (геморроидальные шишки), «гаггрена удов» как результат питания бедного населения зараженным спорыньей хлебом и др. Конечно, самыми частыми были различные повреждения, боевые травмы, раны.

Лечением всей этой, говоря по-современному, хирургической патологии занимались и лечцы - тогдашние врачи общей прак- тики и специалисты-хирурги - в Древнерусском государстве их называли резалниками, рукоделниками, врачами рукодельными. Врачи назывались «резалниками», так как им приходилось ножом удалять «ушибеные» части тела. Впрочем, процесс дифференциа- ции врачебных специальностей шел уже тогда, свидетельством чему было существование «узких специалистов» - зубоволоков (зубных врачей), кровопусков и рудометов (они пускали кровь), затем кильных мастеров (они лечили грыжи), очных, чечуйных (они занимались геморроем) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow