Сфера бизнеса
| “Охотники”
| “Фермеры”
|
Базовая концепция работы
| Функционирование небольших автономных групп
| Сотрудничество, организационно-финансовая кооперация
|
Ключевой фактор успеха (главное преимущество)
| Знания, фантазия, тактическая гибкость
| Продуманная стратегия
|
Внутренняя атмосфера
| Конкуренция
| Сотрудничество
|
Стиль управления
| Сосредоточенность на конкретном результате
| Большая роль общих ценностей
|
Имидж
| Вольные художники, виртуозы своего дела
| Командные игроки
|
Лидер
| Лучший охотник
| Возвышенный “проповедник”, лучший менеджер
|
Процесс принятия решений
| Децентрализован (автономность подразделений)
| Обязательная координация (взаимозависимость)
|
Философия системы контроля
| Оценка результатов (победителя не судят)
| Большое внимание правильности процедур
|
Идеология системы планирования
| Преобладает финансовая
| Стратегические установки
|
Система оплаты
| Основана только на краткосрочных результатах
| Большое использование среднесрочных показателей
|
Зарплата базируется на:
- прибыли фирмы;
- результатах центра прибыли;
- индивидуальных результатах;
| (условные %)
| (условные %)
|
Роль “выслуги лет” для зарплаты
| Незначительная
| Заметная
|
Распределение риска
| Небольшими частями по многим ситуациям
| Большими частями на общефирменной основе
|
Взаимодействие с внешним миром (предложение услуг, принятие обязательств, выставление счетов)
Использование процедур
Число специальных сотрудников
| Незначительное
Незначительное
| Значительное
Значительное
|
Обучение персонала
| В процессе работы
| Формально организованное
|
Внутреннее ценообразование
| Формализовано, взаимная “полная стоимость” услуг
| Гибкое, в зависимости от многих факторов
|
Спектр услуг для клиента
| Очень широкий
| Более очерченный
|
Реакция на изменения на рынке
| Хорошая на небольшие быстрые перемены
| Хорошая на закономерные большие сдвиги
|
Стратегия роста
| Тот же сервис, новые рынки
| Тот же рынок, развитие смежных услуг
|
Уровень инвестиций в исследования и развитие бизнеса
| Ниже среднего
| Выше среднего
|
Ряд западных аналитиков, в течение многих лет занимающихся исследованием данной проблематики, считают: фирма, пытающаяся совместить индивидуализм и коллективное взаимодействие, должна идти на столь серьезные компромиссы в менеджменте, что это с большой вероятностью ведет к серьезным проблемам и значительному снижению результатов.
Анархизм “охотников” разрушает последовательно-планомерную корпоративную культуру “фермеров”, и наоборот, необходимость придерживаться определенной стратегии и процедур принятия решений плохо совмещается с атмосферой поиска уникальных выходов из каждой ситуации. Риск грубых ошибок существенно увеличивается. Поэтому рекомендуется сделать для себя выбор той или иной модели бизнеса и все аспекты работы стремиться привести в соответствие с данной моделью.
По всей видимости, проблема подобного выбора в обозримом будущем станет, актуальна и для многих российских аудиторско-консультационных и других фирм. После появления определенного опыта можно будет сделать выводы и на основе отечественной практики.
Пятенко С.В. имеет 20 летний опыт консультирования и анализа экономических процессов. Свыше 12 лет работает в аудиторско-консультационном бизнесе, из них около 6 лет в крупнейших аудиторско-консультационных компаниях мира. При этом выполнял многочисленные административно-менеджерские функции.
Участвовал более чем в 80 масштабных консультационных проектах, многие из которых возглавлял. Наиболее крупные проекты были связаны с анализом финансово-хозяйственной деятельности, разработкой стратегии бизнеса, маркетингом, бизнес-диагностикой, реструктуризацией. Непосредственно руководил работами для таких клиентов как “Газпром”, “Транснефть”. “ЮКОС”, “Сиданко”, “АвтоВАЗ”, 8 железных дорог МПС РФ, “Стойленский ГОК”, “Азот” Череповец и другие.Принимал активное участие в разработке стратегии развития бизнеса крупных компаний в странах СНГ, в том числе: выбор перспективных регионов, сфер экономики, видов клиентов и услуг, а также анализ деятельности конкурентов.Автор свыше 120 публикаций по вопросам экономики, менеджмента, прогнозирования, а также развития аудита-консалтинга в России. Среди них ряд фундаментальных работ: “Оптимизация бизнеса крупной западной компании на территории СНГ”, монографии “Кредитно-денежная политика в США”, “Организация работы аудитора и консультанта”,
| ПЯТЕНКО
Сергей Васильевич
Аудиторско -консультационная компания “ФБК”, Партнер (Заместитель Генерального директора).
“Выбор аудитора и консультанта” и “Работа аудитора и консультанта”.
Имеет большой опыт преподавательской деятельности - около 1500 лекций и семинаров, в том числе для клиентов аудиторско-консультационных фирм, в более чем 100 городах бывшего СССР.
Сведения о С.В. Пятенко помещены в международное справочное издание Who is Who.
ОБРАЗОВАНИЕ
2001 Защита диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, экономический факультет МГУ.
1995 Master of Business Administration (Marketing). Университет Кеннеди-Вестерн, США.
1984 Кандидат экономических наук. Институт Мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР.
1979 Экономический факультет МГУ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
2001–н.вр. Экономико-правовая школа “ФБК”, Генеральный директор.
1996-н.вр. Аудиторско -консультационная компания “ФБК”, Партнер (Заместитель Генерального директора).
1992-1996 Deloitte Touche Tohmatsu International, Старший менеджер.
1991-1992 Ernst & Young Vneshcounsult, Заместитель Генерального директора
1990-1991 Агентство управленческих консультаций СП “Внешконсульт”, Директор.
1987-1990 Агентство управленческих консультаций, Директор.
1979-1992 Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР, Старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник
|