Контроль над работой

Уровни власти и ответственности

В любой форме сложной организации можно выде­лить семь градаций власти. Это не уровни одного и того же вида деятельности, а разные виды деятельности, отличающиеся по качеству и характеру.

1. Общий контроль и установление основных норм дея­тельности. Эта функция выполняется парламентом в британской политической системе или общим собра­нием акционеров в ООО.

2. Управляющая власть, то есть деятельность, осуще­ствляемая правительством или советом директоров.

3. Связь между общей политикой и работой. В британс­кой политической практике эта деятельность четко не выделяется. Но она составляет самую важную часть обязанностей министра по отношению к воз­главляемому им министерству. В английской деловой практике это обязанности тех членов совета директо­ров, которые одновременно являются служащими компании (директор-распорядитель). Они поддер­живают связь между советом директоров и руково­дителями более низкого уровня.

4. Управление работой. В британской политической систе­ме эту деятельность осуществляют главы департамен­тов, заместители министров, несменяемые помощники министров. В бизнесе это функция директора-распоря­дителя или главного менеджера (в Великобритании), президента корпорации (в США).

5. Контроль над работой. Этим занимаются все те, кому главный распорядитель делегирует полномочия для руководства работой других, — в правительстве это иерархия чиновников, в бизнесе — различные раз­ряды менеджеров, мастеров и т. д.

6. Работа. Любая властная цепочка кончается, когда ра­ботникам начинают делегировать уже не полномочия, а ответственность за выполнение определенных фун­кций. Здесь начинается работа. Конечно, она может быть очень важной и обеспечивать высокий статус.

7. Отправление правосудия. Эта деятельность пока слабо развита и не имеет определенной формы в про­мышленности Однако в государственном управле­нии это самостоятельная ветвь власти с собственной иерархией чиновников и юридических учреждений.

В результате такого деления власти на уровни в группу «контроль над работой» попадает очень широ­кий круг деятельности. Между главнокомандующим и рядовым существует приблизительно 14 военных чи­нов, между заместителем министра и клерком — 10 чинов, между рядовым рабочим и директором-распо­рядителем — 9 уровней.

Поэтому Урвик рассматривает принципы, лежащие в основе разграничения уровней управления. Он вы­деляет два главных вопроса, на которых должен стро­иться анализ взаимосвязи уровня управления и факти­чески выполняемой работы:

1. Какова степень контроля со стороны начальника?

2. Какова степень ответственности подчиненных за ре­зультаты?

Урвик приводит классификацию, отвечающую на эти вопросы.

Степень контроля Ответственность подчиненных за результат
Общее руководство (подчиненные — технические специалисты)
Обсуждение общего курса. Нет вмешатель­ства в выбор средств и методов. Достижение все более удовлетворитель­ных результатов в соответствии с обшей политикой компании без дополнительных инструкций.
Административное руководство (подчиненные — руководители отделов)
Инструктирование по поводу общей поли­тики компании, периодическое обсужде­ние средств и методов. Достижение все более удовлетворитель­ных результатов в соответствии с общей политикой без консультаций о методах
Исполнительное руководство (подчиненные — контролеры и квалифицированные рабочие)
Частые консультации и советы Разработка средств для достижения пос­тавленных целей, выполнение работы по своей инициативе, принятие ответствен­ности за результаты.
Общий контроль (подчиненные — рабочие, хорошо знакомые со своими обязанностями)
Контролер доступен, но не вмешивается во второстепенные этапы работы Поддержание удовлетворительного стан­дарта выработки без постоянного контроля
Исполнительный контроль (подчиненные — рабочие, занимающиеся рутинным трудом)
Постоянный контроль над результатами работы Точное выполнение стандартных процедур
Надзор (подчиненные— ученики)
Постоянное наблюдение за способом выполнения работы и всеми мелочами Дисциплина, внимание, стремление овладеть правилами работы

У большинства людей статус ассоциируется с тру­довым стажем и вознаграждением за прошлую служ­бу, и это обстоятельство представляет реальную опас­ность для демократических стран. В администрации существует постоянная проблема увольнения тех, кто не справляется с более сложными обязанностями, но приобрел статус, несовместимый с выполнением обя­занностей низшего уровня. Для решения этой пробле­мы Урвик предлагает разграничить статус и функцию. Например, в армии офицерский чин определяется сроком службы и обычно является показателем ус­пешности выполнения предыдущих обязанностей, а не важности обязанностей, выполняемых в данный момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: