Мотивация достижения Д.Макклелланда

Теория ожиданий и ценностей

Тем не менее добиться полного успеха в рамках теории побуждений так и не удалось. Очень долго пси­хологи спорили о том, можно ли поведение человека целиком и полностью объяснить биологически (подсоз­нательными импульсами, эмоциями), или оно зависит еще и от когнитивных, т. е. сознательных, целе-рацио-нальных причин.

Спор мог затянуться, если бы не появился альтер­нативный эмоционально-инстинктивный подход. В основе новой концепции лежали ценности и ожидания (экспектации), которые мало что общего имеют с бес­сознательными побуждениями. Первой пробила брешь в старом подходе иерархическая теория потребностей А.Маслоу. В его пятичленке низшие уровни потребно­стей отражали инстинктивное и нетворческое поведе­ние. а высшие, духовные потребности относились к тому, что природой в человека никогда не вкладывалось. Предпринимательство ориентировано именно на по­требности в творчестве и самовыражении. Подобной точки зрения А.Маслоу придерживался в 1954 г.

Постепенно становится ясно, что прежнее понима­ние мотивов устарело. Психологи предложили разли­чать два понятия: мотив и мотивация. Мотив выражал стабильные черты личности, коренящиеся по преиму­ществу в эмоциональной сфере (например, агрессия, любовь, голод, страх). Напротив, мотивацию надо по­нимать как ситуационную характеристику — тенден­цию к действию, сформировавшуюся здесь и теперь, но не предзаложенную в человеке биологически. Если вам вдруг предложили повышение по службе, то немед­ленно срабатывает множество отдельных мотивов — стремление к власти, любовь к славе и высокому поло­жению, спортивная злость (или агрессия) и многое дру­гое, что в совокупности дает мотивацию достижения.

Новая теория мотивации, разработанная как альтер­натива старой теории побуждения, так и называлась — теория экспектации и ценностей, а ее авторами счита­ют К.Левина, Е.Толмгна, Д.Макклелланда и Дж.Аткинсона. Важными элеь нтами в ней были целеориенти-рованное поведение \ мотивация достижения.

В конце 40-х годов Макклелланд и Аткинсон провели исследование на военно-морской базе США, применив разработанную в 30-е годы Генри Мюрреем прожективную технику (ТАТ — Тест тематической апперцепции) к распознаванию психогенетических(небиологических) мотивов поведения. Согласно Мюррею, потребность означает силу, которая организует восприятие, интел­лект и действия таким образом, что трансформирует в определенном направлении ситуации неудовлетворенности, в которых вечно оказывается человек. Среди опи­санных подобным образом потребностей он назвал так­же потребности в достижении. ТАТ, собственно говоря, и был изобретен для выявления потребностей. Данные исследования были опубликованы в 1953 г.

Считается, что благодаря усилиям Макклелланда и Аткинсона разрозненные исследования о мотивации достижения превратились в стройную научную теорию. В 1961 г. выходит знаменитый бестселлер Дэвида Макклелланда «Достигающее общество». В ней рассматри­вается применение теории достижения к самым разным областям —теории научения и восприятия, автономно­му обучению, кросс-культурным исследованиям. Среди них важное место занимали вопросы предприниматель­ской деятельности.

Потребность в достижении, согласно Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совер­шенства, стремление превзойти их. Мотив достижения стал у него основным побудителем к занятию бизнесом, а предприниматели отличались от других людей тем, что были способны взять на себя высокую ответственность. Изучив в лабораторных экспериментах весь спектр уровней, или силы мотива достижения, ученый установил, что у предпринимателей он был самым высоким. Их деятель­ность связана с удачливостью и риском, протекает в рам­ках рационального поведения.

Макклелланд определил три условия, при которых появляется мотив достижения:

1) человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исходдела;

2) надо четко представлять себе, чем закончится дело и принесет ли оно вам удачу или поражение;

3) успех не должен быть четко определенным или га­рантированным, но должен быть связан с умерен­ным риском, с некоторой неопределенностью.

Книга Маклелланда вызвала большой интерес еще и тем, что автор пытался применить психологические методы к объяснению макроэкономических процессов. Сравнивая уровень потребности к достижению в раз­ные исторические периоды, Макклелланд убедительно доказал, что наибольшего успеха в экономике добива­ются тогда и там, когда и где у людей высока сила мо­тива к достижению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: