План
Семинарское занятие 4
Б) дополнительная
А) обязательная
План
1. Педагогическая культура в эпоху позднего Средневековья. Основная тенденция времени переосмысление места человека на Земле.
2. Итальянские и французские гуманисты эпохи Возрождения. Величайшие гуманисты: Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - и их педагогические идеи.
3. Педагогическое движение гуманистов в других странах мира.
4. Выдвижение Реформацией своего понимания природы и воспитания человека.
5. Развитие Западно-европейской школы в ХV — ХVII в. Основные типы учебных заведений этого времени /элементарного образования, повышенного общего и высшего образования/.
6. Становление высшего образования: первые университеты, их структура и особенности. Развитие школы как социального института.
7. Школы нового типа: «Дом радости» Витторино да Фельтре, французские коллежи, «паблик скулз».
Задания для самостоятельной работы:
1. Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации. Найдите в них общее и особенное. Подготовьте сопоставительный анализ в табличном варианте.
|
|
2. Ответьте на вопросы (письменно):
· Возрождением чего можно считать эпоху, получившую свое название?
· Почему изменилось отношение к науке и образованию?
· В чем состояли принципы гуманизма Возрождения, и как они повлияли на образование?
· Какую роль в образовании сыграла Реформация?
· Как изменилось содержание университетского образования в позднем Возрождении?
·
Дополнительные задания для студентов:
i. Проанализируйте взгляды деятелей Реформации, сыгравших особую роль в сфере образования.
Рекомендуемая литература:
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
2. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971
«Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХIХ в.
(до 80-х годов). Основные авторские педагогические системы прошлого»
1. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.
2. Сенсуалистическая концепция Д.Локка, идеи воспитания «истинного джентльмена». Роль опыта в теории Д.Локка. Программа физического, нравственного и умственного воспитания.
|
|
3. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо и ее социально-педагогическая значимость. Возрастная периодизация Руссо. Образование «естественного» человека посредством хорошо направленной свободы.
4. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания и обучения в становлении человека. К.А.Гельвеций о ведущей роли воспитания в становлении личности. Д.Дидро о гармоничном соотношении природного и общественного начал в человеке.
5. Вклад в развитие педагогической мысли ученых Нового времени: Ф. Бэкона, В.Ратке, Р.Декарта.
6. Я.А. Коменский - философ-гуманист, общественный деятель, «отец современной педагогики». Жизненный путь ученого, взгляды, основные труды. Педагогическая мысль эпохи Просвещения. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений. Педагогические идеи в философии ХVIII - XIX в.в.
7. Классики немецкой философии и их педагогические идеи. Классики педагогики XIX в. И.Песталоцци, И.Гербарт, Ф. Фребель, Ф. Дистервег.
8. Педагогическая система швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Проблема факторов и целей воспитания ребенка в педагогической теории И.Г.Песталоцци. Основные положения теории элементарного развивающего обучения И.Г.Песталоцци.
9. Проект образования народных масс. Научно-психологическое направление в педагогике (И.Ф. Гербарт). Новый взгляд на природу личности и цели воспитания. Концепция воспитывающего обучения Гербарта.
10. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды А. Дистервега. Принцип природосообразности и культуросообразности в педагогике А. Дистервега.
Задания для самостоятельной работы:
1. Разработать кроссворд по изучаемой теме;
2. Написать аннотации по первоисточникам выдающихся педагогов (исходя из плана семинара);
3. Проанализировать на основе изучения учебной литературы педагогические взгляды Я.А. Коменского и определить, в чем реформаторская направленность его взглядов и деятельности; в чем современность его идей?
4. Подготовить мини-сообщения на основе анализа работ педагога по следующим темам: «Материнская школа» Я.А. Коменского и/или «Законы хорошо организованной школы» Я.А. Коменского.
5. Предоставьте полное название труда Я.А.Коменского «Великая дидактика»: Великая дидактика, содержащая универсальную …? Прокомментируйте это название.
Дополнительные задания по выбору студента:
1. Объясните, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности (письменно)
2. Какие положения концепции Я.А.Коменского позволяют считать его основателем педагогики Нового времени?
3. Найдите фрагмент работы «Великой дидактики», в котором речь идет о «золотом правиле» для учащихся. Золотое правило – это метафора, используемая критиками наследия Я.А.Коменского, или авторская идея? Подготовьте комментарий о согласии либо несогласии с таким позиционированием автором своей идеи. Насколько эта идея современна с научной точки зрения /сошлитесь на современные исследования и их авторов/.
Рекомендуемая литература:
1. Коменский Я.А. Великая дидактика \\ Избр. пед. соч. в 2-х т. – М., 1982. – т. 1. – гл. 6, 7, 8, 9, 16, 20.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2010
3. Джуринский А. Н.История педагогики и образования: учеб. для бакалавров / А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 2011.
4. История педагогики и образования: учеб. пособие для вузов / И. Н. Андреева [и др.]; под ред. З. И. Васильевой; Междунар. акад. наук пед. образования. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2009.
|
|
5. Попов В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для вузов. -М.: Академия, 2010.
6. Иванов Е.В. История педагогики и образования в Западной Европе: Учеб.пособие / Новгород.гос.ун-т им.Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007.
дополнительная:
1. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. / Я.А. Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци – М.: Просвещение, 1987.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
3. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971.
4. Философский энциклопедический словарь /студент использует любое издание со ссылкой на год выпуска и авторство /
«Школа и педагогика в России в конце XIX в. и в начале XX в. (до 1917 г.)»