Практическое занятие (2 часа)
Тема 3. МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНОСТИ О ВОСПИТАНИИ
Тема 2. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, У НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В АНТИЧНОМ МИРЕ
Тема 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Лекция (2 час.)
История педагогики как область педагогической науки: ее задачи, функции, место в системе научно-педагогического знания. Становление истории педагогики как науки. Объект и предмет, источники и методы историко-педагогических исследований.
Место истории образования и педагогической мысли в истории мировой цивилизации. Изучение истории педагогики как способ освоения и культурно-образовательной интерпретации истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития образовательной практики и педагогической мысли.
Место, роль и задачи курса «История образования и педагогической мысли» в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и педагогического мышления студентов.
|
|
Различные подходы (парадигмально-педагогический, антропологический, цивилизационный и др.) к изучению историко-педагогического процесса.
Источники историко-педагогического знания: специфика и способы работы с ними.
Логика построения и структура учебного курса «История образования и педагогической мысли»; особенности организации учебных занятий и самостоятельной работы по истории педагогики.
Лекция (2 часа)
Воспитание в первобытном обществе: возникновение первобытного воспитания, обособление воспитания как вида деятельности, семейное воспитание первобытной эпохи, появление организованных форм воспитания.
Семейное воспитание и ученичество – основные формы ближневосточной воспитательной практики в древности.
Образование в Древнем Египте и Месопотамии. Становление иудаистской педагогической традиции. Основные черты буддистской педагогической традиции. Индуизм и конфуцианство – духовно-религиозные основы древнеиндийского и древнекитайского образования.
Воспитание и образование в Древней Греции. Общая характеристика античности, ее истоки и педагогические идеалы. Гомеровское образование, спартанская воспитательная система, афинское воспитание. Античная школа.
Семейное воспитание и школьное обучение в Риме.
Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире.
Человек и воспитание в индуистской духовно-религиозной традиции. Видья (знание) и винайя (воспитание) – ключевые понятия педагогической традиции индуизма.
|
|
Педагогические идеи Конфуция: идеал человека, смысл его существования. Канон и ритуал как стержень педагогики Дальневосточной цивилизации.
Учения Гераклита и Демокрита. Софисты. Искусство диалога и метод майевтики (помощь рождению мысли) Сократа. Платон: суждения о человеке, познании, целях и способах образования, воспитания. Социальный характер философско-педагогической концепции Платона.
Педагогические взгляды Аристотеля.
Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтиллиан: педагогические идеи.
Основы христианского воспитания, педагогические идеи христианских мыслителей. Ветхий и Новый завет о воспитании: противоречивость ветхозаветных и новозаветных воспитательных установок и традиций. Влияние церковной культуры на развитие образования.
Воспитание и образование в Византии: значение византийского влияния на развитие просвещения.
Взаимообусловленность европейского и арабского образования. Сравнительная характеристика западного и восточного образования и воспитания. Формирование исламской традиции в воспитании. Мусульманская педагогическая концепция. Брахманская и буддийская педагогические традиции. Воспитание и школа в средневековом Китае.
Новые типы школ в средневековой Европе. Рыцарское воспитание. Университеты. Структура университетов, содержание, методы обучения. Развитие схоластики Формирование иезуитской системы образования.
Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: педагоги-просветители эпохи Возрождения, школы гуманистического образования.
Реформация и ее влияние на образование и воспитание.