С х е м а 7

Общая характеристика права Киевской Руси. Русская Правда

Источники права. Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского пра-


ва, исторически первым источником которого были правовые обы­чаи — нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона — «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют Законом Русским.

Первыми письменными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией X в. Заключен­ные после успешных военных походов, эти договоры носили меж­дународно-правовой характер, но в них вместе с тем получили от­ражение нормы Закона Русского. (Из этих договоров мы, собствен­но, и знаем об основном содержании древнерусского обычного права.)

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в X в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича и Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной ис­тории.

Русская Правда составлялась на протяжении длительного вре­мени (в XI-XII вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую ста­рину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Сейчас известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию, но все более позднего времени, и к сожалению, не найдена правоприме­нительная практика - договоры, судебные решения и т. п. Право­вой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенных хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную (см. схемы 6 и 7). В Крат­кую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она была со­ставлена тогда, когда шла борьба за киевский престол между Яро­славом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяж­ская дружина Ярослава расправилась с новгородцами, положив тем самым начало затяжному и невыгодному для Ярослава конфликту. Стремясь задобрить новгородцев, он и «дал» им Правду, повелев им «по ее грамоте ходите».


С х е м а 6 Основные редакции Русской Правды

Краткая _ т - ^ Пространная (Древнейшая) к к  
        I  
Правда Ярослава   "Устав Ярослава Владимировича о судах"  
       
Правда Ярославичей   Устав князя Владимира Святославича  
           

Русская Правда

Время действия Название источника
  Краткая Правда (по Академическому списку - 43 статьи)
X - середина XI в. Правда Ярослава (1-18 ст.)
середина XI — середина XII в. Правда Ярославичей (19-43 ст.)
1-я четверть — X1I-XV вв. Пространная Правда (121 ст. -по Троицкому списку)
XIV-XV вв. Русская Правда, Сокращенная из Пространной (50 ст. - по Толстовскому списку)

Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Крат­кой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Муд­рого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследствен­ное право, основательно разработан правовой статус различных катего­рий населения. К XIII-XIV вв. относится возникновение Сокращенной


редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общест­венных отношений периода политической раздробленности Руси.

Кроме Русской Правды, которая стояла в центре правовой сис­темы Древнерусского государства в эпоху Киевской Руси, из право­вых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законо­дательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «Закон Судный людем» из Бол­гарии. Значение имели и Кормчие книги — византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейного права.

Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерус­ского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, при­надлежавших к разным социальным группам (см. схему 8). Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспо­собность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии фео­дального общества закон брал под усиленную защиту.

Схе м а 8

Разряды феодально зависимых крестьян (по Русской Правде)

  СМЕРДЫ (свободные) до 945-946 гг.  
  СМЕ (феодально XI-X Ст. 26,28, 78,90 РДЫ зависимые) I вв. 33 КР ПР.; ПР. ПР.  
РЯДОВИЧИ ЗАК1 /ПЫ ХОЛОПЫ
(по способу оформления феодальной зависимости) Ст. 25 КР. ПР.; 14 ПР. ПР. (по осн феоде зависи Ст. 56-е ПР. ованию льной мости) 2,64,66 ПР. (по режиму зависимости -крепостные) Ст. 26,29 КР. ПР.; 16,32,38,46,63, 65,66,85,89,98, 110-121 ПР. ПР.

СМЕРДЫ (свободные) до 945-946 гг.



Холопы

Правда Правда
Ярослава Ярославичей,
  Пространная Правда
Холопы (челядь) Холопы
Ст. 11, 16,17КР. ПР. (крестьяне, крепостные)
  Ст. 26, 29 КР. ПР.;
  16, 32, 38, 46, 63, 65, 66, 85, 89, 98,
  110-121 ПР. ПР.

6. Гражданское, семейное и наследственное право Киевской Руси

Гражданское право. Русская Правда и другие источники древне­русского права довольно четко различают две основные части граж­данского права — право собственности (см. схему 9) и обязательст­венное право. Право собственности возникает с утверждением фео­дализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собст­венность оформляется в виде княжеского домена (земельного владе­ния, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или мона­стырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собст­венности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и пр.

Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называют­ся обидой.

Для древнерусского обязательственного права характерно обра­щение взыскания не только на имущество, но и на личность должни­ка, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного най­ма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свиде­телей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.


Схем а 9

Право собственности по Русской Правде

Редакции Русской Правды Право собственности на имущество
Движимое Недвижимое
Объект Субъект Объект Субъект
Правда Яросла­ва Конь, оружие, одежда (Ст. 12, 13, 18) Холоп (Ст. 11) Военно-дружинная знать    
Правда Яросла- вичей Рабочий скот и птица (Ст. 21,28, 36) Сено, дрова (Ст. 39, 40) Лодка (Ст. 35) Холоп (Ст. 29) Князь Огнишанин (феодал) Смерд (крестьянин) Земля пахот­ная, лес, борти (Ст. 24, 32, 34) Феодал
Про­странная Правда Домашнее иму­щество, оружие, одежда (Ст. 34, 35, 41) Рабочий скот и птица (Ст. 33-35, 37, 41, 45,64,81,84) Сено, дрова (Ст. 82) Лодка речная и морская (Ст. 79) Хлеб-зерно (Ст. 43, 83) Челядин (Ст. 32, 38, 89, 110, 112-115, 118, 119) Князь Огнишанин (феодал) Смерд (крестьянин) Земля пахот­ная и уса­дебная Водные, лес­ные и борт-невые угодья (Ст. 69-73, 75, 76) Огнишанин (феодал)

Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Сущест­вуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый меж-


ду купцами (с упрощенными формальностями), и заем с самозакладом — закупничество. Предусматриваются различные виды процентов в зави­симости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосроч­ный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.

Семейное право. Развивалось в Древней Руси в соответствии с ка­ноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, свя­занные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно «Повести временных лет», тогдашние муж­чины имели двух-трех жен, а Великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обя­зательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14— 15 лет для мужчины и 12— 13летдля женщины, т.е. с момента половой зрелости). Церковь требовала венча­ния как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступле­нию в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не со­всем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имуще­ственную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое при­даное и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Наследственное право. Понятие наследства возникает непосред­ственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследст­венное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего, к ним же пере-


ходили и военные обязанности отца. При наличии сыновей дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность вы­дать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, по­ровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ог­раничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочерям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: