Государственный строй
Сословно-представительная монархия как форма правления Российского феодального государства имеет следующие черты:
1) власть монарха ограничена органами сословного представительства в центре и на местах; в центре - Земские соборы, на местах — органы губного и земского самоуправления;
2) эти органы отражают роль той социально-политической силы,
на которую опирается царская власть, — дворянство и верхи городского населения; при их поддержке царская власть боролась с дворянским сепаратизмом, препятствовавшим централизации государства;
3) сословно-представительная монархия является более высокой
ступенью централизации государственного аппарата, чем
раннефеодальная монархия.
Царь создает сильный бюрократический аппарат и постоянное войско. Во второй половине XVII в. сословно-представительная монархия постепенно перерастает в абсолютную монархию.
Носителем высшей власти по-прежнему остается Царь (см. схему 23), сохраняется Боярская дума, слагавшаяся из четырех думных чинов — бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Постепенно из общей думы выделяется «ближняя», «комнатная» дума, узкое совещание Царя с наиболее приближенными, доверенными лицами.
|
|
Особое место в государственном механизме занимают Земские соборы. Первый Земский собор состоялся предположительно в 1549 г.,
последний — в 1653 г. Земские соборы состояли из двух основных элементов:
1) крупные светские и духовные феодалы в лице Боярской думы и Освященного собора (собрание высших духовных лиц);
2) «люди всех чинов», т. е. представители дворянства, купцов, других городских жителей. Свободные крестьяне созывались один раз — в 1613 г. — при избрании Царем Михаила Романова.
Земские соборы решали наиболее важные вопросы жизни государства — принятие законов, вопросы войны и мира, выделение финансов.
В системе органов централизованного управления наибольшее развитие получают приказы. Их число доходило до 80 (постоянных — 40). Это были бюрократически централизованные органы отраслевого управления. Кроме того, к каждому приказу приписывались определенные города и уезды, которыми они ведали «судом и данью», т. е. собирали налоги и подати, осуществляли судебные функции. Во главе приказа стояли бояре, окольничьи или думные дьяки. Основную чиновничью массу, от которой зависело решение всех дел, составляли подьячие.
С хема 2 3
ЦАРЬ | ||||||||||||||
у | ||||||||||||||
Земский собор | > | |||||||||||||
Боярская дума Освященный Собор Представители дворян Представители горожан Представители черносошных крестьян (1613 г.) | f | |||||||||||||
Боярская дума | ||||||||||||||
Прин | азы | - | ||||||||||||
I | ||||||||||||||
Стрелецкий | Разрядный | Поместный | ||||||||||||
Посольский | Казенный | Разбойные | Холопий | и др. | ||||||||||
* | ' | |||||||||||||
Местное самоуправление и управление | ||||||||||||||
Воеводы | Губные избы | Земские избы | ||||||||||||
В середине XVI в. была проведена реформа местного самоуправления. Система кормления была заменена органами губного и земского самоуправления, в которых решающую роль играли дворяне и верхи посадского населения.
|
|
По мере укрепления государственной власти и перерастания ее в абсолютистскую с середины XVII в. были учреждены должности воевод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением Царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.
Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные старосты и целовальники под надзором воевод.
Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.
При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.
Права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол воевод в Сибири. Контроль Центра за деятельностью воевод был крайне слабым.
В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды — военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них - Тульский — был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и другие разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но здесь они оказались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды
являлись предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю. Судебная система представлена на схеме 24.
Схем а 2 4