Каким же должно быть государство, чтобы в нем достигалась данная цель? Чтобы это понять, необходимо выяснить, что такое благо.
Благо, по Аристотелю, заключается в счастье, а счастье состоит в совершенной деятельности и применении добродетели.
Счастливая жизнь справедлива. А справедливость состоит в равенстве для равных и в неравенстве для неравных.
Обычно же равенство в одном распространяют и на все остальное и неравенство в одном также распространяют на все остальное. В этом заключается типичная ошибка демократий и олигархий.
Государственное устройство — это то же, что и порядок управления государством, и как таковое называется Аристотелем политией.
Полития есть общее название и в то же время название особенной формы правления.
Аристотель различает шесть форм государственного устройства. Три правильных: монархия, аристократия и полития и три неправильных (отклоняющихся): тирания, олигархия и демократия.
Они отличаются, во-первых, по количеству правящих: власть одного, власть немногих, власть большинства и, во-вторых, по отношению к цели правления: общее или особенное (частное) благо.
|
|
Количество правящих | Цель правления | |
Общее благо | Частное благо | |
Один | Монархия | Тирания |
Немногие | Аристократия | Олигархия |
Многие | Полития | Демократия |
Различные формы правления, по Аристотелю, также могут претерпевать кризисы и изменения.
Нравственная порча лежит в основе этих изменений. Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания — демократией. Демократия — это тупик общественного развития.
Полития как оптимальная форма государственного устройства мыслится Аристотелем в форме единства положительных моментов олигархии и демократии.
Гражданскими правами в этом государстве обладают лишь те, кто занимается делами военными, законосовещательными и судебными. Зажиточный или средний класс является основой порядка.
Земля делится на государственную и частную. Хозяйственная жизнь предполагает развитое рабовладение. Законодательство является частью политики, и поэтому искусство законодателей заключается в том, чтобы организовать правление законов, а не людей.
Таким образом, Аристотель, с одной стороны, продолжает дело Платона, исследуя сущность политического общения, но, с другой стороны, он противостоит Платону, рассматривая политику с точки зрения цели, блага, как действительно высшую форму общения.
· Древний Рим
Античная политическая мысль не заканчивается с утратой полисами былого политического значения после образования империи Александра Македонского.
Принципы, на которых строилась античная цивилизация, остались неизменными. Римляне, покорившие греческие полисы в середине II в. до н. э., впитали культуру великого народа и развили исходные принципы до логического завершения.
|
|
Довольно часто мыслителей Рима представляют учениками греков, лишенных оригинальности и глубины в вопросах философии и политики. С этим мнением трудно согласиться. Сочинения Полибия и Цицерона — оригинальные памятники политической мысли Древнего Рима.
· В своей «Всеобщей истории» римский историк Полибий (207-120 до н. э.) рассматривает период с 220 до 146г. до н. э. Почему именно этот период оказался в центре внимания историка? Первая дата связана со Второй Пунической войной. С этого времени интересы римлян начинают сплетаться с интересами греков и македонян. Отсюда берет начало движение римлян к мировому господству.
В 168г. до н. э. в битве при Пидне Македония терпит поражение и утрачивает свою независимость. После 146 г. до н. э. Эллада окончательно теряет независимость и римское господство в мире становится несомненным.
Шестую книгу «Всеобщей истории» Полибий посвящает теории политики. Подобно грекам классического периода, он в первую очередь анализирует те первоначала, которые выступают условием реализации идеи блага в социальном бытии.
Ноблаго он понимает уже иначе. Если для грека благо есть единство гармоничного полиса и нравственного индивида, то для Полибия высшим благом выступает римский мир, универсальное господство, замиряющее пространство, в котором свободный индивид находит возможность реализаций своей субъективности.
Каково же наилучшее государственное устройство, в рамках которого способна реализоваться данная цель? Полибий видит положительные и отрицательные моменты в различных государственных устройствах.
Главный же недостаток он усматривает в их недолговечности. В чем же причина их краткой жизни? Полибий считает, что формы государства, подобно организму, переживают рождение, возрастание, расцвет, переход в свою противоположность и конец (всего пять стадий). Чтобы выяснить, все ли формы государства подвержены этой природной необходимости и входит ли в их число римское государственное устройство, Полибий ставит вопрос о начале и становлении государственности.
В силу природной необходимости люди образуют сообщества, власть в которых устанавливается на основе силы. Такую организацию можно назвать монархией.
Когда же в обществе устанавливаются товарищеские отношения, возникают понятия правды, долга, красоты, справедливости, люди подчиняются по велению рассудка и начинается царское управление.
Царская власть передается по наследству, и потомки первых царей вследствие избытка средств предаются страстям, злоупотребление которыми превращает царство в тиранию.
Аристократиясвергает тиранов и восстанавливает справедливость. Но и аристократия через несколько поколений вследствие тех же пороков перерождается в собственную противоположность — олигархию.
Единственная надежда у граждан остается на демократию. При демократии высоко ценятся равенство и свобода. Но и здесь через несколько поколений тщеславие развращает народ, и только новые вожди с помощью силы устраняют распри. Тогда восстанавливается монархия, и цикл смены государственных форм, обусловленный порядком природы, завершается.