Тот, кто живет не в государстве, либо существо недоразвитое в нравственном отношении, либо сверхчеловек

Каким же должно быть государство, чтобы в нем достигалась данная цель? Чтобы это понять, необходимо выяснить, что такое благо.

Благо, по Аристотелю, заключается в счастье, а счастье состоит в совершенной деятельности и примене­нии добродетели.

Счастливая жизнь справедлива. А справедливость состоит в ра­венстве для равных и в неравенстве для неравных.

Обычно же равенство в одном распространяют и на все остальное и неравенство в одном также распространяют на все остальное. В этом заключается типичная ошибка демократий и олигархий.

Государственное устройство — это то же, что и порядок управления государством, и как таковое называется Аристотелем политией.

Полития есть общее название и в то же время название особенной формы правления.

Аристотель различает шесть форм государственного устройства. Три правильных: монархия, аристократия и полития и три неправильных (отклоняющихся): тирания, олигархия и демократия.

Они отличаются, во-первых, по количеству правящих: власть одного, власть немногих, власть большинства и, во-вторых, по отношению к цели правления: общее или особенное (частное) благо.

Количество правящих Цель правления
Общее благо Частное благо
Один Монархия Тирания
Немногие Аристократия Олигархия
Многие Полития Демократия

Различные формы правления, по Аристотелю, также могут претерпевать кри­зисы и изменения.

Нравственная порча лежит в основе этих изменений. Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания — демократией. Демократия — это тупик общественного развития.

Полития как оптимальная форма государственного устройства мыслится Ари­стотелем в форме единства положительных моментов олигархии и демократии.

Гражданскими правами в этом государстве обладают лишь те, кто занимается де­лами военными, законосовещательными и судебными. Зажиточный или средний класс является основой порядка.

Земля делится на государственную и частную. Хозяйственная жизнь предполагает развитое рабовладение. Законодательст­во является частью политики, и поэтому искусство законодателей заключается в том, чтобы организовать правление законов, а не людей.

Таким образом, Аристотель, с одной стороны, продолжает дело Платона, ис­следуя сущность политического общения, но, с другой стороны, он противостоит Платону, рассматривая политику с точки зрения цели, блага, как действительно высшую форму общения.

· Древний Рим

Античная политическая мысль не заканчивается с утратой полисами былого политического значения после образования империи Александра Македонского.

Принципы, на которых строилась античная цивилизация, остались неизменны­ми. Римляне, покорившие греческие полисы в середине II в. до н. э., впитали куль­туру великого народа и развили исходные принципы до логического завершения.

Довольно часто мыслителей Рима представляют учениками греков, лишенных оригинальности и глубины в вопросах философии и политики. С этим мнением трудно согласиться. Сочинения Полибия и Цицеронаоригинальные памятники политической мысли Древнего Рима.

· В своей «Всеобщей истории» римский историк Полибий (207-120 до н. э.) рассматривает период с 220 до 146г. до н. э. Почему именно этот период оказался в центре внимания историка? Первая дата связана со Второй Пунической войной. С этого времени интересы римлян начинают сплетаться с интересами греков и ма­кедонян. Отсюда берет начало движение римлян к мировому господству.

В 168г. до н. э. в битве при Пидне Македония терпит поражение и утрачивает свою неза­висимость. После 146 г. до н. э. Эллада окончательно теряет независимость и рим­ское господство в мире становится несомненным.

Шестую книгу «Всеобщей истории» Полибий посвящает теории политики. Подобно грекам классического периода, он в первую очередь анализирует те первоначала, которые выступают условием реализации идеи блага в социальном бытии.

Ноблаго он понимает уже иначе. Если для грека благо есть единство гармоничного полиса и нравственного индивида, то для Полибия высшим благом выступает римский мир, универсальное господство, замиряющее пространство, в котором свободный индивид находит возможность реализаций своей субъективности.

Каково же наилучшее государственное устройство, в рамках которого способна реализоваться данная цель? Полибий видит положительные и отрицательные моменты в различных государственных устройствах.

Главный же недостаток он усматривает в их недолговечности. В чем же причина их краткой жизни? Полибий считает, что формы государства, подобно организму, переживают рождение, возрастание, расцвет, переход в свою противоположность и конец (всего пять стадий). Чтобы выяснить, все ли формы государства подвержены этой природной необходимости и входит ли в их число римское государственное устройство, Полибий ставит вопрос о начале и становлении государственности.

В силу природной необходимости люди образуют сообщества, власть в которых устанавливается на основе силы. Такую организацию можно назвать монархией.

Когда же в обществе устанавливаются товарищеские отношения, возникают понятия правды, долга, красоты, справедливости, люди подчиняются по велению рассудка и начинается царское управление.

Царская власть передается по наследству, и потомки первых царей вследствие избытка средств предаются страстям, злоупотребление которыми превращает царство в тиранию.

Аристократиясвергает тиранов и восстанавливает справедливость. Но и аристократия через несколько поколений вследствие тех же пороков перерож­дается в собственную противоположность — олигархию.

Единственная надежда у граждан остается на демократию. При демократии высоко ценятся равенство и свобода. Но и здесь через несколько поколений тщеславие развращает народ, и только новые вожди с помощью силы устраняют распри. Тогда восстанавливается монархия, и цикл смены государственных форм, обусловленный порядком природы, завершается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: