Народ устанавливает форму правления и законы, направленные на защиту прав граждан, основными из которых являются жизнь, свобода и собственность

Гоббс, таким образом, выступает сторонником абсолютной власти одного человека, противником конституционной монархии, а также теории разделения властей, так как любое разделение ведет к подрыву самой власти.

Гоббс изучает различные формы правления и наилучшей находит монархию. Сама идея договорного характера государства имела подрывную направленность по отношению к теологическим доктринам политической власти. Гоббс вовсе не был атеистом, он высказывает мысль, что теократическая доктрина утрачивает свой смысл после Боговоплощения в лице Христа и власть Бога на Земле осуществляется через суверена.

Власть должна быть единой и неделимой, и никакое противостояние светских и духовных властей недопустимо, так как оно ведет к гражданской войне, поэтому духовенство вообще не должно иметь политиче­ских амбиций.

· Джон Локк (1632-1704). В конце XVII в. и на протяжении двух последующих веков Англия была одной из самых передовых стран мира как в политическом, так и в экономическом отношении.

Конституционная монархия как форма го­сударственного устройства была установлена после бегства в 1688г. Якова II и приглашения парламентом Вильгельма Оранского на английский престол.

Основным условием этого было ограничение прав монарха и соответственно расширение прав парламента. Сделка была оформлена законодательно и получила назва­ние «Билля о правах» (1689).

Основным политическим трудом Локка является «Два трактата о правлении» (1690); для пони­мания его воззрений важны также «Письма о веротерпимости» (1689-1692).

С трудов Локка обычно принято вести родослов­ную доктрины классического либерализма, или, по крайней мере, считать их кульминационными для этой идеологии в XVII в.

Локк сочинил Конституцию Северной Каролины, и документ был принят народными представителями. Это произошло почти за сто лет до образования США, однако, как уже говорилось, идеи английских и французских просвещенцев пригодились американцам в конце XVIII в.

В «Трактатах о правлении» Локк, как и Гоббс, показывает, из каких элементов состоят гражданское общество и государство и каким образом последние можно сконструировать из этих элементов и тем самым раскрыть законы функциониро­вания общественных структур .

Первую книгу «Трактатов» Локк посвящает пространной критике теории божественного происхождения монархии, объявлявшей королей наследниками верховной власти первого патриарха — Адама.

Философ считает, что «ни один джентльмен не может выступить в защиту рабства», утверждаемого этой теорией.

Вторую книгу он начинает с рассмотрения естественного состояния, однако, дает ему иную трактовку, чем Гоббс.

По Локку, общество и государство не преодолевают природное состояние, а наоборот, хоть в какой-то мере сохраняют его отдельные элементы. В этом состоянии все люди были равны и пользовались «совершенной свободой действовать и распоряжаться своей собственностью и личностью, как они считали нужным, в пределах естественного закона».

Философ провозглашает, что все люди от рождения обладают естественными, неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность.

Это фактически единое право, а не набор прав, в нем все составляющие неотделимы друг от друга.

Жизнь — это тоже собственность, свобода означает право распоряжаться частной собственностью. Свобода — неотъемлема, поэтому равенство людей может пониматься только как равенство возможностей. Собственность, по Локку, первичнее государственных законов, закрепляющих ее.

Локк, отказываясь считать естественным состояние войны всех против всех, однако утверждает, что в природном состоянии не существует институтов для защиты естественных прав людей, нет и арбитров для разрешения споров, в том числе и имущественных.

«Главной и важнейшей целью людей, объединяющихся в государство и подчиняющих себя воле правительства, является защита своей собственности». В естественном состоянии все люди «свободны, равны и независимы», поэтому выйти из этого состояния они могут только по своей воле.

Философ, таким образом, развивает доктрину общественного договора. Свободные люди добровольно заключили общественный договор с целью сохранения и защиты своих неотьемлемых прав.

Права человека неотчуждаемы, они не передаются суверену. Поэтому если народ сочтет, что его права нарушаются и договор, таким образом, не соблюдается, он имеет право свергнуть власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: