Таблицы распределения времени, выделенного на самостоятельную работу
Семинарские и практические занятия для студентов заочной формы обучения
Семинарские и практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения
Семинарское занятие № 1 по теме 2: «Политические и правовые учения Древнего Востока» - 1 часа.
Цель и задачи: рассмотреть особенности развития правовой и политической мысли на Древнем Востоке.
Вопросы к обсуждению:
4. Зарождение политико-правовых учений в странах древнего Востока.
5. Политико-правовая мысль Древней Индии.
- брахманизм;
- буддизм;
- джайнизм.
6. Основные направления политико-правовых учений в Древнем Китае.
- даосизм;
- конфуцианство;
- моизм;
-легизм.
Задание для самостоятельной работы: подготовить сообщение на тему «Конфуцианство как отражение морально – правовых воззрений Древнего Китая»
Номера задания по практикуму: 1-10,70-81.
Источники:
обязательные:1-6;
|
|
дополнительные:13-28.
Семинарское занятие 2 по теме 3: «Политические и правовые учения в Древней Греции и в Древнем Риме» - 1 час.*
Цель и задачи: изучение политико-правовых взглядов Платона, Аристотеля и Цицерона.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА
Происхождение государства.
7. Классификация форм государства.
8. Критика тирании.
9. Идеальные варианты политической организации общества в трактатах «Государство» и «Закон».
Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ
11. Происхождение государства.
12. Цели государства.
13. Классификация форм государства.
14. Полития – смешанная идеальная форма.
15. Соотношение справедливости и права.
В.УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНАХ.
11. Определение государства.
12. Цели и задачи государства.
13. Классификация форм государства.
14. Учение о смешанной форме.
15. Классификация законов.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Естественный закон в учении Цицерона».
Номер задания по практикуму: 82-90.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 13-28.
Семинарское занятие 3 по теме 5: «Политико-правовые учения в государствах Западной Европы в средние века и в эпоху Возрождения» - 1 час.
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды Н. Макиавелли и концепцию утопического социализма.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НИКОЛЛО МАКИАВЕЛЛИ.
8. Происхождение, цели и задачи государства.
9. Классификация форм государства.
10. Необходимость двухэтапного развития государственности в Италии (монархия- республика).
11. Сумма политических советов государю – объединителю Италии.
|
|
12. Отношение к христианской религии.
13. Значение истории в политике.
14. Основные положения трактата о военном искусстве.
Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА.
ТОМАС МОР И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА.
4. Юридический статус собственности. Организация труда и распределения. Знание и образование.
5. Принципы политической организации общества.
6. Право и правосудие в идеальных коммунистических государствах.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Правопонимание Н. Макиавелли». За
Еретические учения | Вопросы для сравнения | ||||
Направления (перечислить) | Социальная база | Требования | |||
Идеологические | Политические | Экономические | |||
I этап.раннехристианские ереси (IV– XV вв.) | |||||
II этап.средневековые ереси (XI–-XIII вв.) | |||||
III этап.«Предреформационные ереси» (XIV–XV вв.) | |||||
Общий вывод: |
Номер задания по практикуму: 107-110.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 29-28.
Семинарское занятие 4 по теме 6: «Политические и правовые учения в Голландии и Англии в XVII в.» - 1 час.*
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды Гуго Гроция, Джона Локка, Томаса Гоббса и Бенедикта Спинозы.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГУГО ГРОЦИЯ
11. Особенности естественно-правовой теории в концепции Гроция.
12. Происхождение государства, его цели и задачи. Определение государства.
13. Естественное и положительное право.
14. Законность в государстве и гарантии ее соблюдения.
15. Международно-правовые взгляды Гроция.
Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ ДЖОНА ЛОККА.
9. Происхождение частной собственности и государства.
10. Политическая и гражданская свобода.
11. Учение о законах и законности. Характеристика законодательной деятельности.
12. Условия, необходимые для реализации права народа на оказание сопротивления законной власти.
В. Политические и правовые взгляды Т. Гоббса. «Левиафан»
Г. Политико – правовые идеи Б. Спинозы.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Теория разделения властей и ее особенности в учении Дж. Локка».
Номер задания по практикуму: 121-125.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 29-38.
Семинарское занятие 5 по теме 7 «Политические и правовые учения в России в период образования единого суверенного государства, формирование сословно-представительной и абсолютной монархии (вторая половина XIV-XVII вв.) – 1 час.
Цели и задачи:
Вопросы к обсуждению:
11. Особенность политико-правовых учений в России.
12. Доктрина «Москва – Третий Рим».
13. Политико-правовые взгляды «иосифлян» и «нестяжателей».
14. Общая характеристика развития политико-правовой системы России к. XVI – XVII вв.
15. Политико-правовые концепции к. XVI в. – н. XVII вв.
16. Воззрения Аввакума на государство и право.
17. Политико-правовые идеи Ф. Карпова.
18. Программа государственных реформ И. Пересветова.
19. Иван IV (Грозный), А. Курбский, И.Тимофеев о правовом статусе власти.
20. Публицистика Смутного времени: «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание», «Извет», «Новая повесть».
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщение на тему « «Меркантилистские» социально-политические идеи А.Ордина-Нащокина, Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича»
Номер задания по практикуму: 25-29,39,129-133.
Источники:
- обязательные:1-6;
- дополнительные: 39-55.
Семинарское занятие 6 по теме 8: «Политические и правовые учения во Франции в XVII в.» - 1 час.*
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, М. Робеспьера.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ III МОНТЕСКЬЕ.
1. Концепция преддоговорного состояния и условия заключения договора об образовании государства.
|
|
2. Роль географического фактора в определении формы государства и качества законов в разных странах и у различных народов.
3. Политическая и гражданская свобода в понимании Ш. Монтескье.
4. Лучшая для Франции форма правления.
Б.РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Ж.-Ж. РУССО
11. Три степени происхождения неравенства.
12. Критика тиранических (деспотических) политических режимов.
13. Учение об общественном договоре.
14. Идеальная республика: социальное и политическое устройство. Роль государства в жизни граждан республики.
15. Правопонимание. Классификация законов.
В.ПРИНЦИПЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЙ В ТЕОРИИ М. РОБЕСПЬЕРА.
15. Аргументация права народа на оказание сопротивления монархической власти.
16. Учение о политических правах. Принципы свободы печати.
17. Характеристика революционного правления.
18. «Деспотизм свободы» против врагов народа.
19. Особенности законности в революционном правлении. Революционное правосознание.
20. Преследование врагов народа и подозрительных. Роль революционных трибуналов.
21. Характеристики конституционного правления.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности учения о разделении властей Ш. Монтескье».
Номер задания по практикуму: 134-139.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 56-67.
Семинарское занятие 7 по теме 10: «Политические и правовые учения в Германии (XVIII-первая половина XIX в.)» - 1 час.
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и Ф.Энгельса.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ И. КАНТА
5. Категорические императивы: условные и безусловные.
6. Правопонимание. Взаимодействие категорических императивов с правовыми нормами.
7. Конституционная монархия как республиканская форма.
8. Учение о вечном мире и этапах его достижения.
Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ.
6. Концепция происхождения государства.
7. Стадии развития права.
8. Учение о преступлении и наказании.
|
|
9. Категории нравственности: семья, гражданское общество и государство.
10. Учение о разделении властей и конституционной монархии как наилучшей форме реализации.
В.УЧЕНИЕ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА О ГОСУДАРСТВЕ, ПРАВЕ И РЕВОЛЮЦИИ.
6. Концепция происхождения государства.
7. Определение сущности государства и права.
8. Учение о революции и ее стадиях.
9. Диктатура пролетариата как власть переходного от капитализма к коммунизму периода.
10. Теория двухфазового развития коммунистической формации.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности учения И. Канта о разделении властей».
Номер задания по практикуму: 141-145.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 56-67.
Семинарское занятие 8 по теме 11: «Политические и правовые учения в Европе в период упрочнения капитализма» - 1 час.
Цели и задачи: изучение характерных черт политических и правовых учений в Европе в период упрочения капитализма
Вопросы к обсуждению:
1. Западноевропейский либерализм первой половины ХIХ в.
1.1. Английский либерализм. И. Бентам, Дж. Милль.
1.2. Либерализм во Франции. Б. Констан, А. Токвиль.
2. Основные направления развития политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине ХIХ в.
2.1. Европейский либерализм.
2.2. Консерватизм.
2.3.Социализм.
3. Европейская политико-правовая мысль второй половины ХIХ в.
3.1. Позитивизм и развитие политико-правовых взглядов. Г. Спенсер, Л. Гумплович.
Неокантианское учение о праве. Ф. Штаммлер.
Политико-правовые взгляды Ф. Ницше.
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщения по вопросу «Общая характеристика политико-правовой мысли победившего промышленного капитализма».
Номера задания по практикуму: 51-55,146-161.
Источники:
- обязательные:1-6;
- дополнительные: 56-67.
Семинарское занятие 9 по теме 12: «Политические и правовые учения в России (XIX в.)» - 1 час.*
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды М.М. Сперанского, Н.М. Карамзина, П.И.Пестеля, Н.М.Муравьева.
Вопросы к обсуждению:
А.ПЛАН ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М. М. СПЕРАНСКОГО.
Происхождение государства.
Цели и задачи государства.
План государственных преобразований 1809 г.: форма правления, государственное устройство.
Критика крепостного права: проект его ликвидации.
Проект социальной организации общества.
Б.ПРОЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ В УЧЕНИИ Н.М. КАРАМЗИНА
13. Проекты реформирования российского самодержавия.
14. «Самодержавие – Палладиум России».
15. Представление о разделении властей.
16. Сословная организация российского общества.
17. Отношение к крепостному праву и предложения по его ограничению.
18. План развития образования России.
В.«РУССКАЯ ПРАВДА» П.И. ПЕСТЕЛЯ.
9. Желательная для России форма правления и государственного устройства.
10. Отмена крепостного права и ее условия. Режим землевладения.
11. Пути и средства преобразований.
12. Революционное правление и его характеристика.
Г.ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИЙ Н.М. МУРАВЬЕВА.
9. Форма правления, государственное устройство и политический режим по проектам Н.М. Муравьева.
10. Принципы организации местной (державной) власти.
11. Условия ликвидации крепостного права и сословных привилегий.
12. Пути и средства достижения конституционных преобразований в России.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Проблема крепостного права в трудах реформаторов первой четверти XIX века». Заполнить таблицу.
Вопросы для сравнения | Характеристика направления | Различия | Сходства |
I. Русский консерватизм: 1) Определение | |||
2) Российская специфика направления | |||
3) Представители | |||
4) Взгляды представителей: а) Н.Я. Данилевский | |||
б) К.Н. Леонтьев | |||
II. Русский либерализм: 1) Определение | |||
2) Российская специфика направления | |||
3) Представители | |||
4) Взгляды представителей: а) Б.Н. Чичерин | |||
б) М.М. Ковалевский | |||
в) С.А. Муромцев |
Номер задания по практикуму: 162-170.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 68-75.
Семинарское занятие 10 по теме 14: «Основные направления современной политической и правовой мысли» - 1 час.
Цели и задачи: рассмотреть и сравнить основные направления современной политико – правовой мысли.
Вопросы к обсуждению:
1. Основные течения политической и правовой мысли в ХХ в.
Либеральные политико-правовые доктрины. Неоконсерватизм.
Политико-правовые концепции социал-демократов.
Политико-правовая идеология национал-социализма.
2. Теория элит
2.1. Философско-социологическое основание теории элит.
2.2. Определяющая роль политики в общественной жизни. Государство и его место в политике.
2.3. Элита и власть. Элита и демократия.
Задания для самостоятельной работы: подготовка письменного сообщения по вопросу «Политические взгляды В.И.Ленина».
Номера задания по практикуму: 183-188.
Источники:
- обязательные:1-6;
- дополнительные: 80-90.
Семинарское занятие 1 по теме 3: «Политические и правовые учения в Древней Греции и в Древнем Риме» - 1 час.*
Цель и задачи: изучение политико-правовых взглядов Платона, Аристотеля и Цицерона.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА
Происхождение государства.
10. Классификация форм государства.
11. Критика тирании.
12. Идеальные варианты политической организации общества в трактатах «Государство» и «Закон».
Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ
16. Происхождение государства.
17. Цели государства.
18. Классификация форм государства.
19. Полития – смешанная идеальная форма.
20. Соотношение справедливости и права.
В.УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНАХ.
16. Определение государства.
17. Цели и задачи государства.
18. Классификация форм государства.
19. Учение о смешанной форме.
20. Классификация законов.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Естественный закон в учении Цицерона».
Номер задания по практикуму: 82-90.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 13-28.
Семинарское занятие 2 по теме 6: «Политические и правовые учения в Голландии и Англии в XVII в.» - 1 час.
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды Гуго Гроция, Джона Локка, Томаса Гоббса и Бенедикта Спинозы.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГУГО ГРОЦИЯ
16. Особенности естественно-правовой теории в концепции Гроция.
17. Происхождение государства, его цели и задачи. Определение государства.
18. Естественное и положительное право.
19. Законность в государстве и гарантии ее соблюдения.
20. Международно-правовые взгляды Гроция.
Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ ДЖОНА ЛОККА.
13. Происхождение частной собственности и государства.
14. Политическая и гражданская свобода.
15. Учение о законах и законности. Характеристика законодательной деятельности.
16. Условия, необходимые для реализации права народа на оказание сопротивления законной власти.
В. Политические и правовые взгляды Т. Гоббса. «Левиафан»
Г. Политико – правовые идеи Б. Спинозы.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Теория разделения властей и ее особенности в учении Дж. Локка».
Номер задания по практикуму: 121-125.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 29-38.
Семинарское занятие 3 по теме 8: «Политические и правовые учения во Франции в XVII в.» - 1 час.*
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, М. Робеспьера.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ III МОНТЕСКЬЕ.
1. Концепция преддоговорного состояния и условия заключения договора об образовании государства.
2. Роль географического фактора в определении формы государства и качества законов в разных странах и у различных народов.
3. Политическая и гражданская свобода в понимании Ш. Монтескье.
4. Лучшая для Франции форма правления.
Б.РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Ж.-Ж. РУССО
16. Три степени происхождения неравенства.
17. Критика тиранических (деспотических) политических режимов.
18. Учение об общественном договоре.
19. Идеальная республика: социальное и политическое устройство. Роль государства в жизни граждан республики.
20. Правопонимание. Классификация законов.
В.ПРИНЦИПЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЙ В ТЕОРИИ М. РОБЕСПЬЕРА.
22. Аргументация права народа на оказание сопротивления монархической власти.
23. Учение о политических правах. Принципы свободы печати.
24. Характеристика революционного правления.
25. «Деспотизм свободы» против врагов народа.
26. Особенности законности в революционном правлении. Революционное правосознание.
27. Преследование врагов народа и подозрительных. Роль революционных трибуналов.
28. Характеристики конституционного правления.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности учения о разделении властей Ш. Монтескье».
Номер задания по практикуму: 134-139.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 56-67.
Семинарское занятие 4 по теме 10: «Политические и правовые учения в Германии (XVIII-первая половина XIX в.)» - 1 час.
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и Ф.Энгельса.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ И. КАНТА
9. Категорические императивы: условные и безусловные.
10. Правопонимание. Взаимодействие категорических императивов с правовыми нормами.
11. Конституционная монархия как республиканская форма.
12. Учение о вечном мире и этапах его достижения.
Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ.
11. Концепция происхождения государства.
12. Стадии развития права.
13. Учение о преступлении и наказании.
14. Категории нравственности: семья, гражданское общество и государство.
15. Учение о разделении властей и конституционной монархии как наилучшей форме реализации.
В.УЧЕНИЕ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА О ГОСУДАРСТВЕ, ПРАВЕ И РЕВОЛЮЦИИ.
11. Концепция происхождения государства.
12. Определение сущности государства и права.
13. Учение о революции и ее стадиях.
14. Диктатура пролетариата как власть переходного от капитализма к коммунизму периода.
15. Теория двухфазового развития коммунистической формации.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности учения И. Канта о разделении властей».
Номер задания по практикуму: 141-145.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 56-67.
Семинарское занятие 5 по теме 12: «Политические и правовые учения в России (XIX в.)» - 1 час.
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды М.М. Сперанского, Н.М. Карамзина, П.И.Пестеля, Н.М.Муравьева.
Вопросы к обсуждению:
А.ПЛАН ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М. М. СПЕРАНСКОГО.
Происхождение государства.
Цели и задачи государства.
План государственных преобразований 1809 г.: форма правления, государственное устройство.
Критика крепостного права: проект его ликвидации.
Проект социальной организации общества.
Б.ПРОЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ В УЧЕНИИ Н.М. КАРАМЗИНА
19. Проекты реформирования российского самодержавия.
20. «Самодержавие – Палладиум России».
21. Представление о разделении властей.
22. Сословная организация российского общества.
23. Отношение к крепостному праву и предложения по его ограничению.
24. План развития образования России.
В.«РУССКАЯ ПРАВДА» П.И. ПЕСТЕЛЯ.
13. Желательная для России форма правления и государственного устройства.
14. Отмена крепостного права и ее условия. Режим землевладения.
15. Пути и средства преобразований.
16. Революционное правление и его характеристика.
Г.ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИЙ Н.М. МУРАВЬЕВА.
13. Форма правления, государственное устройство и политический режим по проектам Н.М. Муравьева.
14. Принципы организации местной (державной) власти.
15. Условия ликвидации крепостного права и сословных привилегий.
16. Пути и средства достижения конституционных преобразований в России.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Проблема крепостного права в трудах реформаторов первой четверти XIX века».
Номер задания по практикуму: 162-170.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 68-75.
Семинарское занятие 6 по теме 14: «Основные направления современной политической и правовой мысли» - 1 час.
Цели и задачи: рассмотреть и сравнить основные направления современной политико – правовой мысли.
Вопросы к обсуждению:
1. Основные течения политической и правовой мысли в ХХ в.
Либеральные политико-правовые доктрины. Неоконсерватизм.
Политико-правовые концепции социал-демократов.
Политико-правовая идеология национал-социализма.
2. Теория элит
2.1. Философско-социологическое основание теории элит.
2.2. Определяющая роль политики в общественной жизни. Государство и его место в политике.
2.3. Элита и власть. Элита и демократия.
Задания для самостоятельной работы: подготовка письменного сообщения по вопросу «Политические взгляды В.И.Ленина».
Номера задания по практикуму: 183-188.
Источники:
- обязательные:1-6;
- дополнительные: 80-90.
Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC)
Номера тем (по тематическому плану) | Время на СРС (по тематическому плану) | в том числе: | ||||||
Конспектирование учебной и другой литературы | Решение практических задач | Выполнение тестовых заданий | Выполнение письменной работы | Анализ позиций по проблемам учебного материала | Изучение рекомендуемой литературы | Подготовка докладов, сообщений | ||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
Всего | - | - |