Приложение Лист переутверждения учебно-методического комплекса учебной дисциплины
Таблица № 8. Законодательная власть по идее Ш. Монтескье.
Таблица № 7 Формы правления государства Ж. Бодена.
Таблица № 6. Правовые взгляды Марсилия и Фомы Аквинского
Таблица № 5. Политические взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского
Таблица № 3. Формы государственного правления по Аристотелю.
Таблица 2. Различив первого и второго проектов идеального государства Платона
Раздел 12. Набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий
Л. Дюги
Г. Кельзен
Ф. Ницше
П.И. Пестель
Гегель
И. Кант
Т. Пейн
Феофан Прокопович
Самодержавие - неограниченная власть императора.
Права человека - некие свойства социального бытия человека и одновременно "принцип правительственной власти"
Категорический императив - поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства.
|
|
Право - совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы.
Естественное право - имеет своим источником очевидные априорные принципы.
Положительное право - источником которого является воля законодателя.
Справедливость - притязание, не предусмотренное законом и поэтому не обеспеченное принуждением.
Частное право - регулирует отношения индивидов как собственников.
Публичное право - определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого.
Государство - организация совокупного множества лиц, связанных правовыми законами.
Право - состоит в том, чтобы наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы.
Абстрактное право - право абстрактно свободной личности.
Преступление - сознательное нарушение права как права.
Наказание - не только средство восстановления нарушенного права, но и право самого преступника, заложенное уже в его деянии - поступке свободной личности.
Государство - идея разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Это действительность конкретной свободы.
Всеобщий мировой дух - выступает в столкновении различных суверенных воль, через диалектику их соотношения. Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который получает однократную и единственную возможность составить эпоху всемирной истории.
|
|
Духовные законы - известны из Священного Писания.
Естественные законы - вытекают из требований природы и нужд естественных.
Государственные законы - постановления государства, которые ставят целью достижение общественного Благоденствия, и потому должны издаваться в полном соответствии с законами духовными и естественными.
Государство - средство возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой
Право - нечто вторичное, производное от воли власти, ее рефлекс.
Естественное право - результат войны и победы.
Чистая теория права - структурный анализ позитивного права, ее базис - в гипотезе о базисной норме, установленной логическим анализом реального юридического мышления.
Государство - выступает как господство, и как право.
Концепция солидаризма - факт взаимной зависимости, соединяющий между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы.
Таблица № 1. Правовые школы средневековья
Вопросы для сравнения | Глоссаторы | Комментаторы | Гуманисты |
1. Представители | Ирнерий, Булгар | Г. Брэктон, Филлип де Бомануар | Грациан |
2. Основополагающие взгляды | Изучение права: Цель – изучение римского права по первоисточникам. Главная задача – правильное комментирование и точное понимание текста. Основная форма работы – глоссы, т.е. примечания к тексту памятника права, помещаемые на полях или между строк самого текста. Глоссы использовались как средства критического анализа и толкования, объяснения (экзегезы) различных фрагментов памятников. Нормы римского права должны были, по мнению глоссаторов, использоваться в современной им обстановке. Политические положения: 1) Отмена системы привилегий; 2) Передача части вопросов из-под юрисдикции церкви и феодальных сеньоров в руки монарха; 3) Оправдание абсолютизма – воля монарха выше и авторитетнее закона. | Изучение права: С помощью логических категорий проводили анализ правовых принципов и институтов. Обращались к интерпретации источников римского права в трудах глоссаторов, НО большее внимание уделяли изучению естественного права; Политические положения: 1) Законы создаются и утверждаются не монархом; 2) Долг государя повиноваться закону, который стоит над ним; 3) Провозглашение сословно-представительной монархии; 4) Ликвидация феодальной зависимости; 5) Идея правовой консолидации страны. | Изучение права: Изучали источники римского права в оригинале, отбрасывая любые интерпретации. Цель – выявить историческую специфику каждого источника права. Политические положения: 1) Приоритет отдавался изучению канонического права, которое регулировало отношения между церковью и мирянами, а также внутри самой церкви; 2) Церкви принадлежит исключительная юрисдикция в делах не только нравственного, но и светского характера; 3) Необходимо было создать правовой комплекс, объединяющий предписания Библии, извлечение из папских булл, трудов Отцов церкви, некоторые нормы римского и обычного права. |
3. Различия | В МЕТОДАХ | ||
Юридико-догматические методы | Юридико-содержательные методы | «Галльский метод», включающий историко-филологический анализ | |
ПРИОРИТЕТ В ИЗУЧЕНИИ ПРАВА | |||
Римское и позитивное право | Естественное право | Каноническое право | |
СТЕПЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ВЛАСТИ | |||
1. Абсолютная монархия; 2. Приоритет воли монарха. | 1) Сословно – представительная монархия; 2) Главенство закона над волей монарха. | 3) Церковь выше государства; 4) Церковь имеет юрисдикцию во всех вопросах без исключения. | |
4. Сходства | Изучение римского права; Использование формально-логических приёмов обработки материала; Доказательство истинности выдвигаемых положений с помощью ссылок на авторитеты (Бога, римское право, признанных мыслителей и т.д.). |
Первый проект | Второй проект |
Деление граждан: | |
На три сословия 1) философы 2) воины 3) третье сословие | На четыре класса по имущественному критерию |
Переход: | |
из одного сословия в другое возможен в виде исключения | из одного класса в другой возможен с ростом богатства, хотя рост богатства ограничен |
Отношение к писаным законам: | |
писаных законов нет | признается значение писаных законов |
Форма правления государства: | |
правление философов | смешанная форма |
Правильные | Неправильные |
Правление осуществляется в интересах: | |
общего блага | блага самих правящих |
Монархия | Тирания |
Аристократия | Олигархия |
Полития (идеальная) | Демократия |
Таблица № 4. Правовые взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского
|
|
Аристотель | Фома Аквинский |
Два вида законов: • естественные; • положительные | Четыре вида законов: • божественный естественный закон; • человеческий естественный закон; • божественный позитивный закон; • человеческий позитивный закон |
Законы дополняют друг друга | Иерархия законов |
Аристотель | Фома Аквинский |
Идеальная форма правления | |
Полития | Монархия |
Обоснование выбора | |
Полития – это государство, основой которого является средний класс | Согласно природе вещей править должен один. Согласно жизненному опыту |
Марсилий | Фома Аквинский |
Положительный человеческий закон (закон государства): | |
не связан с естественным законом | основан на естественном законе, а тот, в свою очередь, является выражением вечного закона, предустановленного Богом |
Естественный человеческий закон: | |
не является законом в строгом смысле слова, это лишь нравственный закон | закон без всяких оговорок |
Закон и справедливость: | |
нет иной земной справедливости, как выраженной в позитивном законе воли всего народа либо значимой его части | позитивный закон может противоречить справедливости (естественному человеческому закону). Принудительное применение такого позитивного закона есть признак тирании |
Демократия | Аристократия | Монархия |
Суверенной властью обладает | ||
Большая часть граждан | Меньшая часть граждан | Одно лицо (король или тиран) |
Палата наследственная | Палата выборная |
Представляет интересы: | |
знати | народа |
Полномочия: | |
призвана принимать законы | должна иметь правомочие сдерживать нижнюю палату |
Учебно-методический комплекс:
|
|
одобрен на 2011/2012 учебный год. Протокол № 11 заседания кафедры
от “27”августа 2011 г.
Зав. кафедрой А.А.Буреев
Учебно-методический комплекс:
одобрен на 2012/2013 учебный год. Протокол № 11 заседания кафедры
от “28”августа 2012 г.
Зав. кафедрой А.А.Буреев
Учебно-методический комплекс:
одобрен на 2013/2014 учебный год. Протокол № 5 заседания кафедры
от “19”сентября 2013 г.
Зав. кафедрой А.А.Буреев
относится к числу гуманитарных наук. И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, используется — с учетом предметной специфики и особенностей целей и задач научного познания в области истории политических и правовых учений — богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования.Тот или иной метод (и совокупность используемых методов) — это, разумеется, не самоцель, не искомая истина, а лишь путь познания, способы и приемы исследования. Научная значимость и познавательная ценность применяемого метода определяется в конечном счете его эвристическим потенциалом, его способностью обогатить науку новым знанием об изучаемом объекте, выявить новые моменты в исследуемых явлениях и привести к более содержательному и более глубокому их пониманию.Прогресс научного знания, внутренне связанный с развитием методов дознания, — это по сути своей исторический процесс. В области политико-правовой мысли такой прогресс в теоретическом знании и вместе с тем в методах познания представлен в истории политических и правовых учений. Последняя как история теорий является в определенном смысле одновременно и своеобразной историей методов политико-правового познания. Дело обстоит так не только и не столько потому, что в тех или иных политико-правовых теориях прошлого применялись соответствующие методы исследования, которые тем самым тоже входят в предметную область истории политических и правовых учений. Это, конечно, важный аспект, который необходимо учитывать при изучении и освещении политико-правовых учений прошлого. Но для характеристики внутреннего единства и соотношения теоретического и методологического аспектов в истории политических и правовых учений гораздо важнее то принципиальное обстоятельство, что каждая предшествующая теория, в том числе и политико-правовая теория, обладает (в меру своей фундаментальности, научной значимости и т. д.) потенциалом и функцией метода для последующих теорий. Данное обстоятельство проявляется как в целом в моментах преемственности между последующими и предшествующими политико-правовыми учениями, так и особенно отчетливо в тех случаях, когда речь идет о тех или иных школах и направлениях политико-правовой мысли (например, о пифагорейцах, платониках, перипатетиках, томизме, кантианстве, гегельянстве и т. д.), продолжающих и развивающих определенную предшествующую теорию.
В обобщенном виде применительно к нашей дисциплине можно выделить следующие основные функции метода: 1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории (здесь речь идет прежде всего о принципах и внутренней логике формирования конкретно-определенной системы теоретического знания, структуре и компонентах данной системы, взаимосвязях этих компонентов и т. д.); 2) метод как способ интерпретации и оценки предшествующих политико-правовых учений (данный аспект отражает содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли) и 3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теорией и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании, теории и практики и т. д.).
Такая классификация функций метода, разумеется, во многом условна, как, впрочем, и всякая иная классификация, но она позволяет выявить и осветить ряд важных аспектов методологии (общемировоззренческих, теоретико-познавательных, оценочных и т. д.) отдельных учений прошлого и в целом истории формирования и развития политико-правовой мысли.Своеобразие предмета истории политических и правовых учений накладывает свой отпечаток на применяемые в данной сфере общефилософские и конкретно-научные методы, по-своему трансформирует и конкретизирует соответствующие приемы и средства исследования, определяет их специфические цели и задачи с учетом особенностей изучаемых объектов и в целом предмета научного познания.Обусловленная этим специфика приемов и средств исследования весьма отчетливо проявляется (и на уровне отдельных теорий прошлого, и в плане истории политических и правовых учений в целом) везде там, где дело касается таких существенных для данной научной дисциплины проблем, как своеобразие теоретического познания и трактовки политико-правовых явлений, особенности взаимосвязей различных политико-правовых теорий прошлого, отличительные черты механизмов преемственности и новизны, процессов взаимодействия исторического и теоретического начал в истории политических и правовых теорий и т. д.Заметным выражением отмеченной предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль именно тех принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины Отсюда и определяющее значение способов и приемов исторического подхода к политико-правовым учениям прошлого, поскольку без принципа историзма нельзя вообще всерьез говорить и об истории этих учений.
В области истории политико-правовых учений принцип историзма играет существенную роль в процессе освещения генезиса и последующей жизни той или иной политико-правовой теории в исторической ретроспективе и перспективе, исследования места и значения политических и правовых теорий в совокупной системе знаний определенной эпохи, характеристики их соотношения с другими элементами в общей структуре политических и правовых знаний соответствующей эпохи, раскрытия связей между различными концепциями прошлого и современности, уяснения специфической логики в истории политических и правовых учений, взаимодействия политико-правовых идей с политической и правовой практикой прошлого и современности и т. д.
Исторический подход выступает при этом в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки политико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого и современности. Очевидно, что концепции и конструкции того или иного мыслителя прошлого (как взятые в их исходном, «нетронутом» виде и непосредственном отношении к современной ему действительности, так и рассматриваемые в качестве переработанного элемента в политических и правовых учениях более позднего времени) в современных условиях играют вовсе не ту роль и имеют не то значение, которые были им характерны в той, прошлой их «современности». В новой социально-исторической и политико-правовой ситуации, в контексте другой действительности они нередко приобретают иное, новое значение.
Отвергая крайности архаизации или модернизации политико-правовых учений прошлого, исторический подход позволяет выявить в этих учениях как исторически проходящее, так и пребывающее, остающееся в истории. Так, например, давно отошла в прошлое та конкретная историческая реальность, в условиях которой возникли политические и правовые учения античных мыслителей (Демокрита, софистов, Цицерона, римских юристов и т. д.). Многие их суждения, оценки и т. д. непосредственно связаны с конкретно-историческими ситуациями эпохи их жизни и деятельности и вместе с породившими их условиями отошли в прошлое. Но некоторые их положения (и прежде всего— теоретико-концептуальные основы их взглядов и подходов к вопросам государства и права) пережили свое время, стали необходимым звеном в исторической цепи развития и углубления политико-правового знания и являются составным моментом современных теоретических воззрений и построений.
Подобно тому как связь политико-правовых идей и учений с последующей практикой не прямолинейна, не непосредственна, а опосредована сложной картиной реальных исторических событий, так и момент их преемственности опосредован всей совокупностью теоретических знаний, приобретенных и сформулированных в истории политической и правовой мысли.
Адекватная трактовка прошлой и современной роли и значения политико-правовых учений требует различения в структуре политико-правового знания, представленного в соответствующем учении, его конкретно-исторической и теоретической сторон. Конкретно-исторический аспект политико-правового содержания учения показывает, какие именно исторически определенные и конкретные взгляды на общество, государство, право, политику и т. п. развиты и обоснованы в данном учении, как эти взгляды соотносились с требованиями определенных социальных групп, слоев и классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи и т. д. Теоретический аспект отражает философские, общеметодологические, познавательно-гносеологические моменты учения, показывает, как и каким образом обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись, какие исходные принципы положены в их основу, какие формы, модели и конструкции мысли отражены в рассматриваемой доктрине и являются ведущими и определяющими для данного мыслителя или впервые вводятся им в теоретический оборот и т. п.
Внимание к обеим сторонам (конкретно-исторической и общетеоретической) структуры соответствующего политико-правового учения — необходимая база для правомерной и корректной его интерпретации и оценки, выявления логики дальнейшей исторической жизни учения, его взаимоотношений с другими учениями, процессов их интеграции и дифференциации, моментов борьбы, преемственности и новизны в их историческом развитии. Единство и взаимосвязь конкретно-исторической и теоретической сторон политико-правового учения не исключают, а, напротив, предполагают их относительную самостоятельность, благодаря чему теоретические категории, идеи, формулы и построения того или иного автора прошлого «высвобождаются» из своего конкретно-исторического контекста и входят в теоретико-методологический арсенал развивающегося человеческого познания. И в этом увеличении понятийного и категориального аппарата, обогащении теоретического словаря и методологического арсенала познания политико-правовых явлений ярко проявляется сложный процесс борьбы и взаимовлияния идей, наращивания и углубления знания в истории политико-правовых учений, формирования и обогащения общечеловеческих достижений и ценностей, связи истории и современности.