Вильгельм Райх и психология тела
Вильге́льм Райх — австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейдa, развивавший возможности радикальной социальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. Он был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализа их симптомов. Райх объяснил, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь.
Райх показал, что характер создает защиту против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Защита против этого страха - подавление эго, впоследствии становящееся постоянным, автоматически действующим и развивается в характерные черты, нарушая восприятие себя и единство ощущения тела.
Психические процессы глубоко связаны с соматическими, а невротические проявления в психике имеют свои соматические выражения в форме хронических мускульных зажимов. Райх разработал теорию "мышечного панциря", связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. Психоанализ изучал последствия вытеснения, а Райх обратил внимание на сам процесс.
Внешне скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный в себе человек раскрепощен и естественен в движениях.
Существует семь сегментов мышечного панциря, охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Мышечный панцирь представляет собой существенное препятствие для личностного роста. Хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Райх показал, что нужно непосредственно воздействовать на мускульный панцирь. Расслабление мышечного панциря освобождает значительную психическую энергию и помогает процессу психоанализа.
Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ. Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний. Это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства.
Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном и рядом других авторов.
Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:
1. Все люди «нормальные» - каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
2. Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь некоторые органические повреждения мозга), но не всегда она достаточна реализована.
3. Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.
Согласно этому направлению, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
·Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
·Эго-состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
·Эго-состояние Ребёнка содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как архаическое поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.
Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Трансакции бывают трёх видов:
1.Параллельные — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого.
2.Пересекающиеся — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов.
3.Скрытые трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое.
Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.
Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.
Психосинтез
Психосинтез — метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, основанный на теории, разработанной итальянским психологом и психиатром Роберто Ассаджиоли, который, соединив в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал этот метод лечения. Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др.
Для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход:
1. Глубокое познание своей личности.
2. Контроль над составными частями своей личности.
3. Постижение своего «Высшего Я» — выявление или создание объединяющего центра.
4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
Концепцию Ассаджиоли можно представить в виде следующей модели:
1.Низшее бессознательное — простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела.
2.Среднее бессознательное — элементы, сходные с психическими элементами бодрствующего сознания.
3.Высшее бессознательное — область проявления высших форм: интуиция, вдохновение, высшие чувства, стремление к героическим поступкам, талант.
4.Поле сознания — непосредственно осознаваемая часть личности.
5.Сознательное «я» — точка чистого самоосознания; смысловой стержень сознания личности.
6.Высшее «Я» — истинное Я, существующее над сознательным «я»; центр, из которого «я» возвращается в сознание.
7.Коллективное бессознательное — внешняя психическая среда.