Москва 2013

Использованная литература

1. Амусин И. Д. Кумранская община. М.: Наука, 1983.

2. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М.: Главная редакция восточной литературы, 1985.

3. Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971.

4. Григулевич И. Р. Инквизиция. М.: Издательство политической литературы, 1985.

5. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М.: Издательство политической литературы, 1979.

6. Дьяконов И. М. Архаические мифы Запада и Востока. М.: Эдиториал УРСС, 2004.

7. Иоаннесян Ю. А. Вера бахаи. СПб.: Азбука-классика, 2003.

8. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики / под ред. Г. Ф. Ким. М.: Наука, 1985.

9. История Древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М.: Наука, 1983. Т. 3.

10. Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Издательство политической литературы, 1977.

11. Крывелев И. А. История религий: В 2 т. М.: Мысль, 1988.

12. Лайтман М. Каббала – основные положения. Новосибирск, 1993.

13. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

14. Лозинский С. Г. История папства. М.: Издательство политической литературы, 1986.

15. Мартынов А. С. Конфуцианство: классический период. СПб.: Азбука-Классик, 2006.

16. Молчанов А. А. Персеиды – Гераклиды – Темениды: идея непрерывной династической легитимности в официальных родословных античных монархов // Древнейшие государства Восточной Европы. 2002. М.: Восточная литература, 2003. С. 151–159.

17. Налетова И. В. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности // Социс, 2004. № 5. С. 130–136.

18. Осокин Н. Еретические верования // История ересей М.: АСТ, 2004.

19. Повесть временных лет / под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.: Наука, 1950. Ч. I.

20. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Akademia, 1946.

21. Рак И. В. Мифы Древнего Египта. СПб.: Алетейя, 1993.

22. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М.: Издательство политической литературы, 1990.

23. Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. М.: Высшая школа, 1988.

24. Резван Е. А. Коран и его толкования (Текст, переводы, комментарии). СПб., 2000.

25. Ренан Э. Очерки по истории религии // Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. С. 268–286.

26. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

27. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Издательство политической литературы, 1987.

28. Филатов С. Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис, 1999. № 3. С. 138–149.

29. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси: «Мерани», 1991. С. 193–350.

30. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: Издательство политической литературы, 1983.

31. Шахназаров О. Л. Роль христианства в политической жизни Западной Европы.

32. Юнг К. Г. Божественный ребенок. М.: Ренессанс, 1997.

33. Laoust H. Les Chimes dans l’Islam. P., 1965.

34. Marett R. R. Threshold of Religion. London, 1914. P. 31.

35. Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Vena, 1912–1955 (12 vols.).


[1]Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. С. 172.

[2]См.: Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991. С. 118.

[3]Там же. С. 499.

[4]См.: Гольбах П.-А. Избранные произведения. Т. 1. М.: Наука, 1963. С. 189–190.

[5]См.: Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. С. 36–37.

[6]Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М.: ОГИ, 2004. С. 29.

[7]См.: Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42. С. 41–174.

[8]См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Издательство политической литературы, 1986.

[9]Термин «примитивный» в религиоведении не несет уничижительного оттенка, а служит названием первичной стадии формирования религиозных представлений.

[10]На русском языке отрывки из этой книги доступны в издании: Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000.

[11]См.: Тайлор Э. Б. Там же. С. 143.

[12]Lang A. The Making of Religion. London, 1898. P. 2.

[13]В иудаизме мессией именовался грядущий избавитель евреев от иноземных угнетателей, пришествие которого означало бы установление Царства Небесного на Земле.

[14]Положение о существовании первобытной орды было заимствовано Фрейдом у шотландского антрополога и историка религии Уильяма Робертсона– Смита (1846–1894). Подробнее см.: Робертсон-Смит У. Лекции о религии семитов // Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. С. 305–308.

[15]Подробнее см.: Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. СПб. – М.: «Академия», 2005. С. 39.

[16]Durkheim Е. The Elementary Forms of the Religious Life. London: George Alien &UnwinLtd, 1976.P. 11.

[17]См.: Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. С. 72–73.

[18]В русском языке сложилась традиция перевода этого названия как «Сакральное». Подробнее см.: Красников А. Н. Методология классической феноменологии религии // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2004. № 1. С. 74–97.

[19]См.: Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство Московского университета, 1994. С. 10–12.

[20]См.: Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986.

[21]См.: Хук С. Мифология Ближнего Востока. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. С. 7–13.

[22]Сейчас эти тексты опубликованы на русском языке (см.: Бадж Э. У. Египетская книга мертвых. М. – СПб., 2004).

[23]См.: Геродот. История. М.: Наука, 1972. С. 157.

[24]См.: Эпос о Гильгамеше//Поэзия и проза Древнего Востока. М. Художественная литература, 1973. С. 28–50.

[25]Подробнее см.: Бойс М. Зороастрийцы. М.: Наука, 1988.

[26]См.: Золотарев А. М. Первобытная мифология. М.: Мысль, 1964. С. 276–278.

[27]См.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Изд-во политической литературы, 1976. С. 342–343.

[28]Именно в этом качестве и выступает Афина в «Илиаде», вмешиваясь в ход боя, если опасность угрожает кому-то из ее любимцев.

[29]См.: Токарев С. А. Указ. соч. С. 240.

[30]См.: Тибетская книга мертвых / под ред. К. Г. Юнга. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

[31]См.: Rothermundt G. Buddhismus fur die moderne Welt. Stuttgart, 1979. P. 13.

[32]См.: Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Издательство политической литературы, 1989. С. 207–242.

[33]Из отечественных исследователей подобной точки зрения придерживался И. А. Крывелев (см.: Крывелев И. А. Библия: историко-критическийанализ. М.: Издательство политической литературы, 1982).

[34]Цит. по Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994. С. 83.

[35]Подложность этой грамоты была доказана в XV в. итальянским гуманистом и философом Лоренцо Валла (1407–1457).

[36]В 1965 г. римский папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор I сделали шаг навстречу примирению враждующих церквей, отменив взаимные осуждения, но на этом процесс объединения христианства остановился.

[37]Цит. по: Таксиль Л. Священный вертеп. М.: Издательство политической литературы, 1988. С. 212.

[38]См.: Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Ренессанс, 1991. С. 38.

[39]Хоружий С. С. Исихазм и история // После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. С. 422–423.

[40]Знаменитый немецкий историк Отто Ран связывает именно с деятельностью катаров возникновение легенды о святом Граале, призванной в аллегорической форме изложить основные положения их учения (см.: Ран О. Крестовый поход против Грааля. М.: ACT, 2002. С. 65–72).

[41]Послание Иакова, 5:16.

[42]Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 63.

[43]Подробнее см.: Голубинский Е. История русской церкви. М.: Изд-во Сабашниковых, 1901. Т. I. Ч. I. С. 59.

[44]Необходимо отметить, что князь Владимир не быт первооткрывателем религиозного способа примирения противоречий. С гораздо большим успехом создание единого божественного пантеона из верховных божеств отдельных племен или социальных общностей было продемонстрировано древнегреческим и древнеримским обществами.

[45]Голубинский Е. Указ. соч. С. 175–176.

[46]SprengerA. Das Lebenund die Lehre des Mohammad. Bd. I. Berlin, 1961. S. 207.

[47]Согласно одной из папских энциклик запрещались не только личные контакты между протестантами и католиками, но и налагался строгий запрет на ведение теологических диспутов между ними.

[48]Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Мысль, 1990. С. 85.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: