Г
I
I
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи.
С. С. Уварова — блестящего специалиста, литератора, администратора, трудившегося на ниве просвещения и науки. В 1832 г. он назначает его товарищем (т. е. заместителем) министра народного просвещения, а в 1838 г. — министром. Возвышение Уварова было связано с его взглядами, которые в концентрированном виде изложены были им в 1843 г. в докладной записке об итогах деятельности Министерства народного просвещения за 10 лет, на полях которой Николай написал: «Читал с удовольствием». Это было обоснованием знаменитой концепции официальной народности, состоящей из трех логических частей: православие-самодержавие—народность.
Сначала он формулирует задачу: укрепить Отечество на твердых основаниях, найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие. Ими он признал следующее:
1. Духовной основой должна быть вера предков: «без
любви к вере предков народ, как и частный человек, дол
жен погибнуть».
|
|
2. Условие политического существования — сильное, че
ловеколюбивое, просвещенное самодержавие.
3. В основу деятельности правительства следует поло
жить народные понятия — «святилище наших понятий». Он
подчеркивает трудность соединения старого и нового, но
народ: 1ость, как пишет Уваров, не заставляет идти назад или
останавливаться. Наружный вид может меняться, но суть
сохраняется всегда, как человек с летами — и изменился и
остался.
Таким образом, впервые с допетровских времен правительство Николая I стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия.
Полемика, развернувшаяся в 30—40-е гг. XIX в. по поводу проблем российской идентификации, способствовала формированию российского самосознания. По существу, в рамках этих направлений и сегодня ведется спор о прошлом, настоящем и будущем России.
Т. Ф. Ермоленко
5. 7. В чем причины Кавказской войны и какова ее роль в истории народов России?
В понятие «Кавказские войны» в широком смысле слова включаются вес военные конфликты в этом регионе, участие в которых принимала Российская империя (в том числе с Османской империей и шахским Ираном) в XVIII— XIX вв. В узком смысле слова Кавказская война означает борьбу России с народно-освободительным движением горцев Северного Кавказа в 1817—1864 гг.
Русско-кавказские отношения уходят своими корнями в глубь веков. В XVI—XVII вв. по инициативе кавказских народов они приобретают, несмотря на отдельные обострения, взаимовыгодный союзно-вассальный характер. Важную роль в их развитии играло терско-гребенское казачество.
|
|
Со времен Каспийского похода Петра I (1722 г.) Россия переходит к политике присоединения Кавказа и установления имперской администрации. Систематической и целенаправленной эта политика становится в конце XVIII — начале XIX в., исключая время правления Павла I, предпочитавшего ограничиться созданием дружественной России федерации кавказских народов без включения этого беспокойного региона в состав империи.
«Кавказский вопрос» был тесно связан с «восточным вопросом» — узловой геополитической проблемой XIX в. Кавказ раздирали междоусобицы, местное традиционное общество переживало глубокий кризис. Многочисленные народы находились на различных этапах социально-экономического развития, принадлежали к различным религиям и культурам, они стали удобным объектом борьбы великих держав — Англии, Франции, Османской и Российской империй, Ирана. Практически это исключало для них возможность самостоятельного развития, без включения в тот или иной цивилизационный комплекс.
Христианские народы Кавказа — армяне, грузины, осетины настойчиво искали у России защиты от истребительного натиска османов, персов и набегов горских народов. Это стремление совпадало с военпо-стратегическими интереса-
История России в вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи.
ми России, власти которой старались решить «восточный вопрос» в свою пользу.
После международно-правового признания в начале XIX в. в результате русско-турецких и русско-персидских войн присоединения к России Закавказья неизбежным становится присоединение Северного Кавказа, что в конечном итоге вылилось в Кавказскую войну.
Ее начало во многом связано с именем А. П. Ермолова — командира Отдельного Грузинского (позднее Кавказского) корпуса и управляющего гражданской частью Грузии, Астраханской и Кавказской губерний. Герой войны 1812 г., человек либеральных взглядов, близкий к декабристам, он был представителем российской военной элиты, наиболее полно воспринявшим европейские методы колониальной политики, и энергично стремился «цивилизовать» Кавказ: строил дороги, крепости, города, насаждал, по выражению А. С. Грибоедова, «барабанное» просвещение, устанавливал российские порядки, далеко не всегда считаясь с местными традициями, сложившимися властными структурами, при этом безжалостно подавлял любое сопротивление, вплоть до уничтожения целых аулов. Военно-колониальная политика А. П. Ермолова стала внешним фактором, способствовавшим консолидации горцев. Разрозненные в прошлом восстания, крупнейшим из которых было восстание шейха Майсура (Ушурмы) в 1785—1791 гг., вылились в народно-освободительное движение — Кавказскую войну. Объединяющим горцев идеологическим фактором стал кавказский (или наибский) мюридизм. Он явился политическим воплощением тарикатского суфизма — особого мис-тико-аскетического учения (пути) в исламе. Мюридизм проповедовал идеи о братстве и равенстве мусульман, социальной справедливости, запрещал повиноваться неверным. В отличие от классического суфизма, призывавшего к внутреннему совершенствованию человека, наибский мюридизм, сложившийся в условиях потери кавказскими народами самостоятельности, главный упор делал на газавате — священной войне с неверными.
Во главе движения мюридов стояли имамы — духовные, военные и светские предводители. Первыми имамами были Гази-Магомед (1829—1832 гг.) и Гамзат-бек (1832-1834 гг.). Третий имам аварец Шамиль создал объединенное государство — имамат Чечни и Дагестана (1834—1859 гг.). На началь-
ном этапе движения были истреблены многие ханы, беки и другие феодальные владетели горцев. Шамилю удалось создать стройную государственную систему военно-теократического государства, правовую основу которого составлял шариат и базирующиеся на нем низамы Шамиля. Эффективными были вооруженные силы, состоявшие из постоянного войска и ополчения. Имамат имел тесные взаимосвязи с поднявшимися на борьбу с Россией причерноморскими адыгами. Горцы получали, хотя и недостаточную, помощь из Османской империи, Англии, Франции, в их рядах сражались польские и венгерские революционеры и авантюристы, российские перебежчики. После неудач в конце 30-х гг. Шамиль сделал центром своего движения Чечню и в 40-е гг., использовав партизанскую тактику, нанес российским войскам существенные поражения, попытался распространить движение на Кабарду и другие регионы Кавказа. Методом проб и ошибок высшая администрация империи вырабатывала кавказскую политику, искала пути решения «кавказского вопроса». С этой целью были созданы секретные Кавказские комитеты, началось интенсивное комплексное изучение Кавказа и местных народов. В ноябре 1844 г. было учреждено Кавказское наместничество. Наместник обладал фактически диктаторскими полномочиями. На Кавказе в отдельные периоды было сосредоточено до 200 тысяч солдат и казаков. Война отличалась крайней жестокостью, воинской удалью и взаимным уважением к боевым качествам противника. В конце концов ресурсы имамата Шамиля были истощены, начавшиеся неудачи, злоупотребления наибов и других администраторов приводят к отходу горцев от движения. В период Крымской войны Шамиль не смог оказать на Кавказе реальной помощи туркам. Новый наместник Кавказа князь А. И. Барятинский умело сочетал последовательную наступательную тактику с хорошим знанием местных обычаев и традиций, способностью договариваться с горской знатью, влиятельными старейшинами и духовенством. Он вытеснил Шамиля из Чечни в Дагестан и пленил его с остатками мюридов в ауле 1униб. В 1864 г. генерал Н. И. Евдокимов покорил причерноморских адыгов. Это означало окончательное присоединение Северного Кавказа к России, установление в крае царской администрации при частичном сохранении местного самоуправления.
|
|
9. ЗЭК. 430
|
|
258 |
История России в вопросах и ответах
Кавказская война имела противоречивые последствия. С одной стороны, прекращаются междоусобицы, набеги турецких и персидских войск, работорговля, ускоряется экономическое и культурное развитие народов региона. С другой стороны, это была трагедия, принесшая огромные потери как местным народам, так и российским войскам и поддерживавшей их армянской и грузинской милиции. До 700 тысяч горцев, не пожелавших смириться с потерей независимости, переселились в Османскую империю, многие из них погибли в пути или попали на новом месте в рабство. Значительная часть горцев была переселена в новые места на Кавказе, потеряла свои земли и пр.
Кавказская война вместе с Крымской подорвала мощь Российской империи Николая I. Она утрачивает статус сверхдержавы и вынуждена перейти к гражданским реформам 60—70-х гг. XIX в.
События Кавказской войны и ее последствия до сих пор болезненно воспринимаются в исторической памяти многих народов Северного Кавказа, являются одним из факторов, существенно влияющих на состояние межнациональных отношений.
В. Ф. Петракова
5. 8. Как произошла интеграция Кавказа в состав Российской империи?
Интеграции Кавказа в состав России предшествовал длительный период развития двусторонних взаимоотношений ее с народами и государствами региона. Его историческим фоном стала борьба за контроль над ближневосточной транзитной торговлей и за сферы влияния на Кавказе между Турцией и Персией. Противоборство развернулось с конца XV в. и продолжалось несколько столетий, сопровождалось многочисленными опустошительными войнами на территории Кавказа и установлением вассальной зависимости ряда народов региона от султана или от щаха.
Более или менее постоянные контакты России с некоторыми народами Северного Кавказа начались примерно с середины XVI в., когда в связи с покорением Казанского и
Раздел 5- Расцвет и кризис Российской империи...
Астраханского ханств и обретением контроля над Волгой перед московским правительством встала проблема поиска союзников в Предкавказье-Прикаспи и с тем, чтобы сохранить в своих руках Астрахань — еще весьма отдаленный от границ государства военный и торговый форпост. Южные области России подвергались и периодическим набегам крымцев, равно как и земли адыгов и кабардинцев в степях Предкавказья.
Развитие взаимоотношений России и народов Северного Кавказа можно разделить на три этапа, весьма отличающихся друг от друга: 1-й — XVI—XVII вв.; 2-й — XVIII в.; 3-й —I половина XIX в. К 1860-м гг. территория Кавказа стала частью Российской империи и проблема развития отношений переросла в проблему эффективного управления регионом.
Для 1-го этапа характерна пассивно-выжидательная, осторожная политика России, сосредоточенная в основном на обеспечении безопасности западных границ и территорий. В регионе она стремилась поддерживать традиционные политические и культурные связи с христианами Закавказья: грузинскими царствами и армянскими торговыми компаниями. Отсюда ее заинтересованность в контактах с теми народами Северного Кавказа, через земли которых проходил путь в Грузию. Наиболее известным событием этого этапа является заключение договора с кабардинским князем Темрюком Идаровым (1557). В советской исторической науке он длительное время трактовался как акт вхождения Кабарды в состав России. Дореволюционные историки считали его лишь заключением сторонами политического и военного союза. Такая оценка представляется более реалистичной. В течение ряда веков Кабарда была вполне самостоятельна не только во внутренних делах, но и в отношениях с другими государствами. Существовал слой влиятельных князей, по-прежнему ориентировавшихся на союз с Крымом и Турцией, которая, кстати, отказалась от претензий на покровительство Кабарде лишь по союзному договору с Россией 1798 г. Показательно, что первые попытки русской администрации вмешаться во внутренние дела княжества, реформировать систему судопроизводства привели к восстаниям как в 1794, так и в 1822 гг.
История России в вопросах и ответах
Для второго этапа характерна отчетливая, но не всегда последовательная тенденция к активному поиску союзников в борьбе с Турцией и Ираном: накануне Персидского похода Петра 1; в 60—80-е гг., в период войн с Турцией за выход к Черному морю. В XVIII в. Россия включилась в противоборство феодальных держав на Кавказе. По мере осознания стратегической значимости Кавказа для решения геополитических задач империи усилия ее в развитии союз-но-вассальных отношений с народами и государственными образованиями региона нарастали. В 70—90-хгг. они были установлены с осетинскими и ингушскими обществами, со старшинами ряда чеченских аулов, с правителями плоскостного Дагестана, с царем Восточной Грузии Ираклием II (1783).
Одновременно Россией строилась укрепленная Азово-Моздокская линия, соединившая в 1780-х гг. берега Каспия и Азовского моря. Еще в 30-е гг. XVIII в. решением правительства в Предкавказье были образованы небольшие по численности казачьи войска — Кизлярское и Терское. В 1770-х на линию переселили Волжское войско. В начале XIX в. все они, включая спонтанно возникшие в XVI в. Гре-бенское и Терское низовое, составили Кавказское линейное войско. Возникла линия обороны, которая могла эффективно действовать как в случае войны с Турцией или Персией, так и при возможных конфликтах с кочующей Ногайской ордой, а также с союзниками и противниками в горской среде. В 1792 г. в отвоеванное у Турции Прикуба-ньс перевели из устья Буга Черноморское казачье войско (впоследствии Кубанское). Царское правительство к концу XVIII в. осознавало значимость организованной казачьей колонизации края. Казачьи войска рассматривались не только как сила, призванная охранять новые границы России, но и как важнейшая социальная опора имперской политики в регионе.
С назначением в 1785 г. первого Кавказского и Астраханского генерал-губернатора началось постепенное, пока весьма осторожное становление царской администрации на Северном Кавказе. Оно изначально сопровождалось вооруженными конфликтами (восстание Ушурмы в 1785— 1787 гг., восстание в Кабарде 1794 г. и др.). Однако конфликты были еще локальными и непродолжительными. Россия в течение всего столетия тяготела к мирным отношениям с
261. Раздел 5. Расцвет и криз ис Российской империи...
горцами и к политическим решениям возникавших проблем. Итог второму этапу развития российско-кавказских связей окончательно подвели мирные трактаты — Бухарестский (1812) и Гюлистанский (1813). Одержав победу над Турцией и Ираном, Россия получила на Кавказе территории (царства и княжества Грузии, Абхазию, Дагестан и Карабах), где проживали народы, в течение длительного времени считавшие себя союзниками империи.
Однако уже с первых лет XIX в. правомерно говорить о начале нового этапа в политике России на Кавказе. В 1801 г. Александр I после длительных колебаний утвердил уже подписанный Георгием XII и Павлом I акт вхождения Картли-Кахетинского царства в состав России. Возникла Тифлисская губерния — первая закавказская территория империи, а вслед за этим — новые геополитические задачи в регионе, иные методы и формы их решения.
Противостояние в правящей элите России сторонников мирной, постепенной интеграции Кавказа и их противников завершилось примерно к 1815 г. победой тех, кто тяготел к быстрым силовым методам. Реализацией этой победы стали программа и действия нового кавказского наместника — генерала Ермолова. Его программа предусматривала как мероприятия, направленные на развитие хозяйства и культуры территорий наместничества, так и решительное противостояние феодальной фронде, ориентированной на Иран и Турцию. Военные экспедиции по подавлению мятежей проирански настроенных феодалов в Дагестане (1818—1819), сторонников Турции в Кабарде (1822), восстания в Чечне (1825—1826) и строительство новых крепостей на Сунже и Тереке; запрет мусульманам Кавказа совершать хадж в Мекку и ограничение судебных прав духовенства способствовали росту недовольства горцев. В этих условиях и стала распространяться политическая агитация мюридов — поборников мусульманского благочестия. В конце 1820-х гг. они начали призывать к войне с Россией и восстановлению былой независимости Кавказа. Эти призывы нашли сочувствие и отклик прежде всего в горных обществах Дагестана и Чечни. Для них покровительство султана или шаха, а также вассальная зависимость если и имела место, то носила чисто номинальный характер.
Таким образом, политика царской администрации на Кавказе, ее цели и формы стали одной из главных причин
История России в вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
события, которое одни называют Кавказской войной, другие — освободительным движением горских народов в 20— 50-х гг. XIX в. Однако влюбом случае именно оно завершило интеграцию Кавказа в состав империи.
Социальная дифференциация в горском обществе, усиление позиций верхушки общин, сотрудничавшей с Россией, ее феодализация способствовали росту противоречий внутри горского общества и обусловили отчетливую антифеодальную струю в действиях крестьян, особенно на первом этапе войны. Их недовольство, как и усиление антирусских настроений, учитывали мюриды. Агитируя, они умело использовали ряд положений Корана, которые можно трактовать как призывы к равенству, и свободе. Это позволило им увлечь за собой свободное крестьянство, воспринявшее лозунги о том, что мусульманин не может быть чьим-то рабом, что он не должен платить никому налогов, что между мусульманами должно быть равенство. На таком фоне и после карательных экспедиций Ермолова естественным выглядел лозунг газавата, провозглашенный первым имамом Гази-Магомедом.
Наконец, в развитии и продолжении движения определенную роль сыграла позиция держав, стремившихся пересмотреть итоги войн России с Турцией и Ираном в первой трети XIX в. По Туркманчайскому миру с Ираном (1828) Россия включила в свои границы Армению и Северный Азербайджан; по Адрианопольскому миру (1829) Турция передавала ей Черноморское побережье Кавказа, которое удерживала за собой несколько столетий. Не только традиционные противники России в регионе, но и ее европейские соперники в «восточном вопросе» — Англия и Франция — жаждали реванша.
Хронологические рамки войны определяются историками по-раэному. Наиболее обоснованной выглядит датировка ее концом 1820-х—1864 гг. Именно в 1828—1829 гг. агитация мюридов в вольных обществах вдохновила первые походы горцев на плоскостной Дагестан. Практически в это же время развернулись военные действия в Черкесии, где адыги начали борьбу с царской администрацией, упрочившейся после перехода турецких крепостей на побережье к России. Так определились, два театра военных действий: на востоке региона, в Дагестане и Чечне, и на северо-западе, в Черкесии.
В ходе войны выделяются три этапа. 1-й — 1828—1840 гг., когда крестьянство Дагестана было главной социальной опорой движения, а острие борьбы обращено против феодалов приморского Дагестана, активно сотрудничавших с Россией. На 2-м этапе — 1840—1853 гг. — основную поддержку Шамилю оказывали чеченские общества. Они и стали изначальной базой созданного им военно-теократического государства. Затем в состав имамата вошел и весь Дагестан. На протяжении ряда лет имамат был весьма эффективным орудием борьбы повстанцев с русскими вооруженными силами. Ни одна из войн, которые вела Россия в первой половине XIX в., не была столь продолжительной и столь для нее тяжелой. К концу 1840-х гг. русское командование убедилось в стратегической бесперспективности сезонных военных экспедиций в горные аулы. Был взят курс на сооружение новых укрепленных линий, позволивших затем блокировать целые районы действий повстанцев.
Движение на 2-м этапе еще сохраняло массовый характер, имели место попытки объединить оба района военных действий. Но происходило социальное перерождение верхушки движения. Начались репрессии против горских обществ, предпочитавших свои адаты административно внедрявшемуся шариату. На 3-м этапе— 1853—1864гг.— постепенно размывалась массовая база повстанческих от- рядрв. Внутренний кризис обессилил движение, для подавления которого Россия после Крымской войны сосредоточила на Кавказе целую армию. В 1859 г. сдались основные военные силы в Дагестане и в Черкесии, но разрозненные отряды на Северо-Западном Кавказе продолжали сопротивление вплоть до 1864 г.
Одним из последствий войны стало переселение значительного числа адыгов, а также представителей ряда других горских народов з Турцию под воздействием мусульманской пропаганды. Основной же итог войны — окончательное присоединение всей территории Кавказа к империи. Однако война заставила российскую администрацию в течение последующего периода в значительной степени учитывать специфику региона: воздерживаться от унификации системы управления Кавказом, от русификации се в низших и средних звеньях, насильственной христианизации и т. п.
Н. В. Самарина
История России в вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
5.9. Как развивалась Русская
Православная Церковь в XIX в.?
В XIX в. Русская Православная Церковь (РПЦ) окончательно превратилась в полугосударственный институт, освящавший самодержавную систему власти.
Павел I был глубоко верующим православным человеком в отличие от матери, но в то же время он приютил иезуитский орден и орден мальтийских рыцарей. При этом хотел восстановить византийскую традицию священоимпе-раторов, которые имели право во время коронации войти в алтарь царскими вратами. Павел считал священников чиновниками и награждал их орденами, ассигнования на церковь были удвоены. Однако плохие отношение с дворянством, попытка начать войну с Англией стоили ему жизни.
Александр I, лицемерный царь, был близок к мистицизму, к масонству Это связано с тем, что усилились тяга общества к богоискательству, духовности взамен рационализма, французского просветительства. Развивалось сектантство всех мастей — скопцы, молокане. Пестель заявлял, что после достижения революционных целей он уйдет в монастырь иноком.
В 1817 г. власти объединили управление церковью и образованием в едином Министерстве духовных дел и просвещения, называвшемся Сугубым министерством. Его главой был назначен обер-прокурор Голицын. Эта акция была принижением РПЦ и полномочий архиереев. Голицын установил жесткую цензуру и даже намеревался превратить студентов в полумонахов. В то же время по инициативе Голицына было издано на русском языке Священное писание. В 1824 г. начался конфликт архиерея Фотия с Голицыным, который был уволен.
В царствование Александра 1 была проведена реформа духовной школы. В 1807—1814 гг. завершалось создание многоступенчатой гражданской школы и в связи с этим нужно было придать духовной школе богословское направление вместо духовно-гражданского. Но не удалось перевести до конца преподавание с латинского на русский язык, хотя вытеснение латыни началось. В 1820 г. изгнали из России иезуитов, появились признаки ограничения антипра-вославных влияний.
При Александре продолжалось вмешательство государства в дела церкви. Обер-прокурор масон Нечаев окружил архиереев полицейскими филерами, против чего выступил Синод. Вместо Нечаева был назначен генерал Протасов, который ликвидировал в России течение униатства, была организована материальная помощь православным церквам в западных землях. Церковь выступала против полного перевода священников на государственные оклады, боясь их подчинения. Однако Протасов именовал РПЦ Ведомством православного вероисповедания. Процесс превращения РПЦ в департамент начат был при Петре, а завершен при Николае I. Границы епархий совпадали с губернскими, епископов назначал царь, приходы передавались по наследству. Раскольники и сектанты, которых насчитывалось почти 10 млн, при Николае I настойчиво преследовались. Усилилась цензура — преподавание в академии шло только по утвержденным учебникам. В 1852 г. граф Уваров обосновал государственную идеологию, символом которой стала триада: православие, самодержавие, народность. Роль православия, таким образом, становилась определяющей.
Итак, в годы николаевской военно-полицейской диктатуры утвердились особые нормы церковно-государственно-го права, которые были подчинены задаче установления почти армейского порядка в церкви. Каноническое право откровенно игнорировалось. В то же время в своде законов говорилось, что «первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная кафолического восточного исповедания». Характерно, что существовала определенная веротерпимость, заключавшаяся в том, что «не принадлежащие к господствующей церкви подданные, природные и в подданство принятые, а также иностранцы, состоящие на службе или временно в России пребывающие, пользуются свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной, сия свобода веры присвояется не только христианам иностранных вероисповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам». Госудзрство регулировало деятельность других церквей в особых уставах и актах. (С терпимым религиям относились католицизм, лютеранство, армяно-григорианская церковь, иудаизм, ламаизм, язычество, частично староверы-попов-цы, которым только запрещалось расширять свое влияние. Существовали секты: жидовствующис ереси, молокане,
26Г» |
История России в вопросах и ответах
скопцы, духоборцы, староверы-беспоповцы — они не были полностью запрещены, но не имели никаких прав. В законе указывалось, что из уездов, где имеется жидовствующая ересь, высылать всех евреев. Кроме того, в церковной политике прослеживался принцип учета особенностей отдельных регионов. По мнению С. Римского, в стране было три зоны с особыми традициями: 1) великороссийские епархии; 2) казачьи приходы Дона, Кубани, Терека, Амура; 3) Прибалтика, Украина и Белоруссия.
Российское государство охраняло интересы православия, запрещало иноверцам миссионерскую деятельность, за выход из православия полагалось уголовное наказание. Обращение в православие давало привилегии иноверцам, ликвидировались ограничения для иудеев, и т. д.
Законы сохраняли преемственность с петровским Духовным регламентом и в определении отношений РПЦ с самодержавием, которое было фактически поставлено в положение главы церкви. Отсюда обвинение В. Г Белинского РПЦ — «угодница кнута и деспотизма». Проблема взаимоотношений РПЦ и государства встала в повестку дня в середине 50-х гг. в связи с подготовкой отмены крепостного права, что связано с возрастающей в перспективе ролью белого духовенства в контроле за умонастроениями свободного крестьянства. Секретный комитет по подготовке реформы предполагал обнародовать реформу через церкви. Однако это не стало фактом, так как было бы слишком очевидно, что РПЦ входит в госструктуры и стала охранительной силой государства, его идеологией.
При Александре И обер-прокурор к середине века стал по положению равен уже министру, он присутствовал в правительстве, составлял списки кандидатов на должности, давал заключения по всем хозяйственным делам. При Александре II роль обер-прокурора в управлении РП Ц была чрезвычайно велика. Весь аппарат управления РПЦ был предельно централизован, бюрократизирован, в то Бремя как белое духовенство жило на грани бедности, не имело перспектив карьеры. Это вызывало потребность реформирования РПЦ.
Церковная реформа была начата новым обер-прокурором Синода графом Дм. Толстым. Он был из знатного рода, но беден, женат на нелюбимой, но богатой дочери губернатора. О нем говорили, что он вскормлен слюной беше-
267 Раздел 5- Расцвет и кризис Российской империи...
ной собаки. Толстой резко выступал против крестьянско-аграрной реформы. Лучшим руководством для управления РПЦ он считал Духовный регламент Петра, духовенства не любил и относился к нему с презрением. В светских школах насаждал древние языки в ущерб реальному образованию. В то же время он расширил сеть церковно-приходских школ и повысил их уровень, боясь развития атеизма. Он хотел переделать церковный суд по образцу светского, попирая нормы канонического права.
Церковная реформа имела своего настоящего автора и мотор — П. Валуева — министра внутренних дел, который призвал царя проявить заботу о белом духовенстве по всей России. С этой целью было создано Главное присутствие с архиереями, которые должны были найти способы материального обеспечения приходского духовенства, увеличения его личных прав, предоставления светского образования детям духовенства и участия духовенства в приходских училищах. Комитет подготовил Широкую программу поиска средств для решения финансовых лроблем и подготовки правовых актов.
Создавались цер ков но-приходские попечительства и братства, сокращалось количество приходов и причтов. Важным направлением реформы была ликвидация сословной замкнутости духовенства. В частности, закон 29 мая 1869 г. объявил детей духовенства не принадлежащими сословию, хотя сохранил за ними право учиться в семинариях и" освободил от армии. По закону 1871 г. они получали звания дворян или почетных граждан, что давало им право продвигаться по гражданской службе. Дети духовенства составляли после реформы до трети студенчества. В духовном образовании вводились университетские уставы. Но священники в своей массе были недовольны либеральными началами, не желали по новым правилам служить в светской школе и подчиняться гражданским лицам. В целом реформа не решила всех своих задач, повторив судьбу крестьянской реформы. Более того, именно из среды духовенства вышло много революционеров, радикалов всех мастей, а сама церковь не смогла удержать нацию от раскола, от социально-классовой дифференциации и от проникновения духа экстремизма.
В 1880 г. обер-прокурором стал Константин Петрович Победоносцев — одна из мрачных фигур в истории РПЦ,
История России в вопросах и ответах
Раздел 5- Расцвет и кризис Российской империи...
пробывший на посту до 1905 г. Победоносцов боялся образованного духовенства и закрывал места в семинариях и академиях, запретил общество любителей духовного просвещения. Победоносцев хотел изолировать белое духовенство от гражданского общества и господствующей сельской культуры. Но его власть была недостаточна, чтобы остановить прогресс. Хотя Победоносцев вместе с политическим режимом пытался заморозить развитие РПЦ, новые тенденции проникали в ее лоно. В 1904 г. правительство пообещало ввести закон о веротерпимости. В ответ архиереи призвали поставить РПЦ в равное положение, так как государственное православие в отличие от других конфессий контролируется государством, которое вмешивается в его жизнь. Предполагалось вернуть приходу статус юридического лица, дать возможность духовенству принимать участие в работе земств, выделить для РПЦ места в Госсовете. С. Витте собрал совещание, которое призвало созвать Поместный Собор духовенства и осудило синодально-прокурорскую систему и даже порекомендовало избрать патриарха. Царь сначала согласился, но уступил Победоносцеву и разослал предложения архиереям без Собора. После этого царь откладывал Собор и решение проблемы до самой революции. Кроме того, по самому Собору были большие разногласия о его составе, так как в нем должны были принять участие не только реакционные архиереи, но и выборные от приходского духовенства и мирян, желавшие реформ.
17 апреля 1905 г. Николай II издает указ «О веротерпимости», который отменяет многие ограничения и правила: 1) отпадение от православия перестало считаться преступлением; 2) облегчался переход из одного вероисповедания в другое; 3) расширился круг терпимых религий; 4) разрешены все молитвенные дома, закрытые ранее в административном порядке; 5) разрешалось Закон Божий инословных христианских исповеданий вести на родном языке учащихся учителями того же исповедания. Это была настоящая веротерпимость, которая, однако, не означала решения всех проблем РПЦ.
В 1905 г. образовался Союз церковного обновления, который проповедовал идеи христианского социализма и обновления РПЦ. В первой Государственной Думе 6 священников поддержали левых, а два архиерея — правых.
Синод запретил духовенству поддерживать левых, а тех, кто выступал против — лишил сана, в остальных Думах священники были или центристами, или правыми. Но они отказались создавать свою фракцию, хотя это не уберегло церковь от смуты или раскола. Церковь вступала в полосу смуты, чем воспользовались революционеры.
РПЦ пыталась разрешить противоречия путем подготовки Собора. Пресоборное присутствие разработало рекомендации по обособлению РПЦ от государства. Но царь повелел Собор не созывать даже в год 300-летия династии Романовых. Царь не смог заставить себя лишиться власти над церковью. Потеряв прямую власть над народом, царь воспринимал РПЦ как единственный канал связи с народом и духовной власти. Против патриаршества был и Столыпин. Реформы революции обошли церковь, сохранив обер-прокурора и синодальную бюрократию, черное духовенство. Однако это не остановило кризис государственной церкви, которая разделяла политику монархии, ответственность за империалистическую войну.
Накануне I мировой войны к РПЦ принадлежало 117 млн человек, 48 тысяч храмов, 25 тысяч часовен, 50 тысяч священников, 130 архиереев в 67 епархиях, 35 тысяч школ, 58 семинарий, 4 академии. Но вера народа падала, реально верило около 10% верующих. Падению авторитета церкви способствовали внешняя и внутренняя политика царизма, загнивание церковной иерархии, революционная пропаганда. В результате отказа царя созвать Собор церковь вошла в революцию без внутренней инфраструктуры и сразу после февраля оказалась обезглавленной. В 1917 г. начался новый этап в истории РПЦ и ее взаимоотношений с государством.
Политика Временного правительства была направлена на установление свободы совести. В программном документе «Обращение к гражданам» провозглашалась свобода от сословных, вероисповедных и национальных ограничений. 14 июля вышел указ «О свободе совести», первые строки которого провозглашали: «Каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами ке зависит от принадлежности к вероисповедыванию и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения и в делах веры». Правительство
История России в вопросах и ответах:
дало приходам статус юридического лица. Это меняло имущественный статус церкви. РПЦ стала официальным собственником. Правительство делало шаги по отделению РП Ц от государства. Была ликвидирована должность обер-прокурора Синода, которая символизировала зависимость РПЦ от государства, и учреждено Министерство исповедования. Во главе его был поставлен историк А. Карташов. Он, однако, заявил, что правительство осознает себя стоящим в тесной близости к делам и интересам православной церкви. Реакционные архиереи сопротивлялись полному отделению церкви от государства, в частности отделению школы от церкви. 20 июня вышел закон о передаче церковноприходских школ в ведение Министерства народного просвещения, а 14 июля Закон Божий был объявлен необязательным предметом в школах. Однако Поместный Собор РПЦ осудил эти решения. Временное правительство продолжило реализацию своих законов, но ему не хватило времени для разрешения в рамках правового поля всех противоречий в государственно-церковных отношениях.
С. А. Кислицын
5.10. Почему Александр I и Николай I хотели отменить, но не отменили крепостное право?
В современной отечественной историографии наметился интерес к анализу позиций реформаторских сил в России XIX в., деятельности самодержавного аппарата и лично монархов в этом направлении. Авторы приходят к выводу об узости социального слоя, на который можно было опереться в процессе реформирования страны в I половине XIX в. В связи с этим по-новому высвечиваются личности российских императоров Александра I и Николая I, объясняется непоследовательность и половинчатость их реформаторской деятельности.
Для россиян XIX в. начался событием внезапным и чрезвычайным. Проснувшись утром 12 марта 1801 г., они с удивлением узнали, что император Павел внезапно скончался от апоплексического удара. По словам Карамзина, «в домах,
27'. Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
на улицах люди плакали, обнимали друг друга». Чем же объясняется столь неприличная радость по поводу смерти государя, если учесть, что государь в народной культуре Руси — фигура сакральная — помазанник Божий?
Общество, вкусившее плодов «просвещенного абсолютизма», не желало расставаться с той, пусть минимальной, свободой, которую оно обрело в екатерининское царствование, с той политической культурой, которая стала достоянием российской элиты. И судьба Павла была предрешена. Он был убит группой заговорщиков, и о готовящемся заговоре знал его старший сын и наследник — Александр, которому в то время было 23 года. Граф Пален — главный цареубийца — застал его утром 12 марта плачущим и напутствовал таким образом: «Хватит ребячиться! Идите царствовать...»
Александр I направил все силы на создание идеального образа не просто российского самодержца, а просвещенного монарха. Советский историк М. Сафонов нашел дневники Александра, из которых видно, что Александр в юности был республиканцем, почти якобинцем. И это понятно, если учесть, что он родился в 1777 г., в разгар заигрывания Екатерины с просветителями и испытал на себе все приемы интернационального либерального воспитания. В 1784 г. к нему был приставлен в качестве воспитателя швейцарский гражданин Фридрих Лагарп, наивный республиканец, носитель отвлеченных идей XVIII в. И друзья у Александра были с такими же политическими идеалами, именно кружок «молодых друзей» потом превратится в «Негласный комитет», задумавший реформировать Россию.
Молодой монарх — мечтающий о революции и конституции. Почему же мечты, т. е. нравственные ориентиры, не стали реальностью?
Стоя у гроба отпа, Александр понял свою незащищенность, зависимость от дворянской элиты. По воспоминаниям конногвардейского полковника Саблукова, когда Александр увидел изуродованное лицо Павла, накрашенное и подмазанное, чтобы скрыть следы ударов, он был поражен и стоял в немом оцепенении. Тогда императрица-мать обернулась к сыну и сказала: «Теперь вас поздравляю — вы император». При этих словах Александр упал без чувств, так что присутствующие на минуту подумали, что он мертв.
История России в «опросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
Существует универсальное правило социальной психологии, фундаментальный закон группы, в соответствии с которым группа хочет, чтобы соблюдались общепринятые правила поведения. Очевидно, этот закон открылся интуитивно Александру в минуту прощания с телом отца. И ему стало страшно. Страх этот не оставлял его до конца жизни. Ужасная судьба отца и деда, убитых в результате дворцовых переворотов, предостерегала от идеализма и непродуманных шагов, сделала непоследовательным и лицемерным. Наверное, именно это обстоятельство заставило Пушкина увидеть в Александре «властителя слабого и лукавого».
Александр оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон. За спиной заговорщиков стояла партия старых екатерининских вельмож, «екатерининские старики» — как их называли — влиятельная, многочисленная, с сильными семейными связями. Главным для этих людей было сохранение дворянских привилегий.
Вся трагедия александровского правления состояла в желании все изменить, ничего не меняя. Но это была установка не только его — а всего дворянского общества в совокупности. По своим нравственным ориентирам оно было разнородно. Несомненно, был слой культурных людей, для которых рабство было нетерпимо. Но сколько их было? Александр издал указ о свободных хлебопашцах в 1803 г. За все годы его царствования — 25 лет — по этому указу помещики освободили примерно 2% крепостных.
Еще раньше, в октябре 1801 г. император получил доклад Лагарпа, в котором проводился анализ положения России и ее готовности к конституции: против реформ будут почти все дворянство, чиновничество, большая часть купечества. Единственная опора реформатора — образованное меньшинство дворян, «молодые офицеры», «несколько литераторов». Сил явно недостаточно, и швейцарец советует не спешить, а использовать огромный авторитет власти для частичных преобразований и особенно для энергичного просвещения нации, чтобы в будущем опереться на образованную молодежь.
Слабость почвенных истоков либерализма в стране, сопротивление помещиков заставили отказаться от планов молодости. Последней попыткой решить крестьянский вопрос была поддержка инициативы эстонского дворянства, заявившего в 1816 г. о своей готовности освободить
крепостных. Утвердив Положение об эстонских и лифлянд-ских крестьянах, по которому они становились лично свободными, а земли оставались собственностью помещиков, Александр надеялся, что эту инициативу подхватят русские помещики, но просчитался. Дворянство России не желало перемен, да и освобождение крестьян без земли в России вызвало бы массовое крестьянское восстание.
Со временем он повернул в сторону реакции, с тем чтобы не допустить преждевременных действий сторонников либерализма, передоверил управление страной Аракчееву, впал в мистицизм, много ездил по стране и неожиданно, в возрасте 48 лет, умер в Таганроге. Его смерть до сих пор окутана тайной и мифами о загадочном старце Федоре Кузьмиче, который яксбы и есть ушедший от мира царь.
Бездействие Александра, его стремление опереться на консервативные силы, которые значительно усилились в это время, привели к попытке революционной реализации либеральных идеалов частью культурной элиты — восстанию декабристов. Их поражение было неизбежным. Капиталистический уклад только обозначился, третье сословие отсутствовало, дворянство в основной массе было консервативным, крестьянство не только не поддержало, но и осудило декабристов-дворян, выступивших против царя-батюшки.
Николай I, пришедший к власти через ряды мятежников на Сенатской площади, с этого момента перестал доверять аристократам. Он говорил, что его спасло не дворянство, а мужики в гвардейских мундирах, отказавшиеся свершать цареубийство. Он стремился открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия.
Исходя из своего понимания роли монарха как главы огромного патриархального семейства, нуждающегося в неустанном отеческом попечении, Николай I усилил роль Канцелярии Его Императорского Величества, придавая особое значение его III Отделению. В его представлении чиновники III Отделения и жандармские офицеры были доверенными лицами царя, при помощи которых он видел и слышал нужду и жалобы младших членов семейства. Однако тем из российских подданных, для которых постоянный надзор становился невыносимым, III Отделение пред-
История России а вопросах и ответах
Раздел 5. Расцвет и кризис Российской империи...
ставлялосъ чудовищным символом военно-полицейского государства.
Установив бдительный надзор государства над обществом, введя жесткий цензурный устав, не допускавший ни малейшей вольной мысли, Николай в то же время понимал необходимость перемен в стране, осознавал несовместимость крепостничества и ускоренного развития России. Ему принадлежат слова: «Крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех очевидное, но прикоснуться к оному было бы злом, конечно, еще более гибельным».
В либеральной и советской исторической литературе Николая пытались всегда оценить с позиций «упущенной выгоды» революционных, ускоренных преобразований, при этом забывая, что он отчетливо понимал как их необходимость, так и опасность, непредсказуемость последствий, чреватых анархическим взрывом, русским беспощадным бунтом, который мог иметь гораздо более катастрофические последствий для России, чем все революции в Европе, ибо это был бы взрыв традиционализма против цивилизации.
Пытаясь проскочить между «Сциллой и Харибдой» исторических потребностей и российской действительности, Николай создавал многочисленные комитеты по крестьянскому вопросу, боролся с помещичьим произволом в отношении крестьян, запретил продавать крестьян отдельно от семьи и без земли, за жестокость в обращении помещичьи имения брались под государственную опеку, и т. д. Важным шагом в крестьянской политике была реформа государственной деревни, упорядочение управления государственными крестьянами, проведенная под руководством графа П. Киселева в 1837—1841 гг.
Николай I считал, что у России есть время для спокойной подготовки к преобразованиям, проведения их без социальных катаклизмов: страна стабильно развивалась, наблюдался прирост населения за счет рождаемости, осваивались новые территории. Но, как оказалось, всего этого было недостаточно для успешной конкуренции со странами, которые развивались на основе ценностей либеральной цивилизации. Крымская война показала, что необходимо предпринимать решительные действия для того, чтобы сохранить статус великой европейской державы и конкурировать с укрепляющимся индустриальным Западом.
Т. Ф. Ермоленко