Билет
Дворянство
Формирование абсолютной монархии сопровождалось ликвидацией
многочисленных сословно-чиновных групп в составе светских феодалов,
указы о том, что "все служащие люди с земель службу служат, а даром
землями никто не владеет" (1701 год), о запрещении жаловать в прежние
чины, о единонаследии (1714, окончательно ликвидировал разницу между
вотчиной и поместьем, действовал до 1731 года).
В 1720-х годах термин "Дворянства" в источниках обозначал всю
совокупность светских феодалов (примерно 140 тыс. человек) или же
основную массу средних и мелких нетитулованных феодалов в отличие от
родовитой сановно-чиновной знати. Окончательно термин "Дворянство" для обозначения всего сословия утвердился при Екатерине 2.
В 1720-х годов при пр-вом внедрялось преимущество служебной годности над
происхождением. В 1721 право на дворянство предоставлено всем офицерам и
их детям. С принятием Табели о рангах 1722 право на государственную
службу и соответственно получение дворянство ("новое" дворянство)
|
|
возникло у представителей купечества, посадских людей, разночинцев и
гос. крестьян. Введено разделение на личной дворянство (давал низший 14-
й класс чинов Табели о рангах). Наряду с этим сохранен принцип получения
дворянства по наследству от отца - потомственного дворянина, а так же в
результате пожалования верховной властью, во 2-й половине 18 века - за
награждение орденами.
В имущественном отношении дворянство было неоднородным.
Некоторые дворяне (А.Д. Голицын, В.В Долгорукий, А.Л. Нарышкин, П.Б. Шереметев и др.) владели десятками тысяч крепостных. В 18 веке правительство проводило политику, направленную на предотвращение или смягчение процесса обеднения дворянства, в 1754 году образован Дворянский заемный банк для защиты дворянства от ростовщиков, в 1786 -Государственный заемный банк; ссуды предоставлялись из других кредитных
учреждений.
1698 -указ о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды.
1700 -введение нового летосчисления от Рождества Христова.
1702 -выход в свет первой печатной газеты «Ведомости»
1708 - введение гражданского шрифта
1714 -открытие первой в России научной библиотеки
1725 -открытие Академии наук
1755 -основание Московского университета
1757 -учреждение Академии художеств
1764 -открытие Смольного института благородных девиц, начало женского образования в России
Русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в плодотворный процесс взаимодействия с культурами других стран. Пётр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи. Бритьё бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян заграницу, издание книг, учивших юношество светского обращению – всё это радикально изменило быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества.
|
|
Петровские преобразования предопределили характер и направление развития русской культуры 18 века.
Литература. В литературе торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. Ярчайшие представители: М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, Г.Р.Державин, А.Д. Кантемир, Д.И.Фонвизин и др. В конце века его сменил сентиментализм, обративший к переживаниям и чувствам.
Архитектура. Строительство Петербурга - рубежный этап становления русской архитектуры. Его облик определили постройки Д.Трезини (здание 12 коллегий, Петропавловский собор, дворец А.Д.Меньшикова) С Б.Ф. Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь) в Россию пришла архитектура барокко, стиля яркого пышного. Вторая половина 18 века – увлечение античным искусством (воплощение в классицизме): постройки Ч.Камерона (Дворцовая резиденция в Павловске), В.И.Баженова (дом Пашкова в Москве), М.Ф. Казакова (здание Московского ун-та), И.Е.Старова (Таврический дворец).
Скульптура. Классицизм: Медный всадник (Э.М. Фольконе), памятник А.В.Суворову (М.И.Козловский)
Живопись. Излюбленный жанр – портрет. В нём работали И.И.Никитин («Пётр 1 на смертном одре»), И.П.Аргунов. Д.Г.Левицкий («Екатерина-законодательница», портреты Н.И.Новикова), Ф.С.Рокотов («Портрет В.Майкова). Вместе с тем развивалась историческая (А.П.Лосенко) и пейзажная (С.Ф.Щедрин)живопись. В 1757 по инициативе И.И.Шувалова была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр (основа - театральная труппа Ф.Г.Волкова)