Россия и страны дальнего зарубежья

140. Укажите важнейшие события, знаменовавшие становление отношений новой России с ведущими государствами и международными организациями, которые произошли:

01.02.1992 г.- ______________________________________________________________

27.04. 1992 г.- ______________________________________________________________

03.01. 1993 г.- ______________________________________________________________

27.05. 1997 г.- ______________________________________________________________

141. С июля 1992 г. президент России стал принимать участие в саммитах руководителей «Большой семерки», в состав которой входили следующие государства:

1. Австралия; 2. Бразилия; 3. Великобритания; 4. Германия; 5. Индия; 6. Канада;

7. Китай; 8. Норвегия; 9. США; 10. Франция; 11. Италия; 12. Япония;

Ответ представьте в виде цифрового ряда: ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____.

142. Решение о преобразовании «Большой семерки» в «Большую восьмерку» с участием России было принято в…

А. январе 1993 г.

Б. декабре 1994 г.

В. июне 1997 г.

Г. марте 1999 г.

143. К обнародованному в декабре 1994 г. намерению большинства государств – членов ОБСЕ принять в состав НАТО бывшие страны социалистического содружества российское руководство отнеслось…

А. безучастно;

Б. категорически отрицательно, оценив это намерение как угрозу национальной безопасности России;

В. с энтузиазмом, горячо поддержав эту инициативу;

Г. отрицательно, но после долгих дискуссий с лидерами Запада пошло на подписание договора «об особом партнерстве» России и НАТО.

144. Подписание Договора «об особом партнерстве» России и НАТО состоялось…

А. 31 августа 1994 г. в Берлине

Б. 27 мая 1997 г. в Париже

В. 28 мая 2002 г. под Римом

145. Первыми из государств, бывших в прошлом членами Организации Варшавского договора, вошли в НАТО в марте 1999 г. …

1. Болгария 2. Венгрия 3. Польша 4. Румыния 5. Словакия 6. Чехия

Ответ представьте в виде цифрового ряда: ______________________________________

146. С апреля 2004 г. членами расширяющегося на Восток НАТО стали уже бывшие союзные республики, а ныне независимые государства…

1. Азербайджан 2. Армения 3. Грузия 4. Латвия

5. Литва 6. Молдова 7. Украина 8. Эстония

Ответ представьте в виде цифрового ряда: ____, ____, ____.

147. После кровопролитной военной операции, проведенной весной 1999 г. 14-ю государствами – членами НАТО под эгидой США в Югославии, стало очевидным, что...

А. России удалось сохранить действовавший со времени окончания Второй мировой войны механизм принятия важнейших для международных отношений решений с помощью ООН и ее Совета Безопасности, членом которого Россия является;

Б. прежний механизм принятия важнейших для международных отношений решений с помощью ООН уже не является определяющим фактором;

В. США и их партнеры по НАТО решаются на применение военной силы в тех или иных регионах земного шара только после консультаций с Россией как «особым партнером» НАТО;

Г. с того времени лишь США и их партнеры присвоили себе право применять силу в любой точке земного шара и открыто пользуются этим правом без каких-либо консультаций с второразрядными государствами.

Ответ представьте в виде буквенного ряда: ____, ____.

148. Первым министром иностранных дел «суверенной» России, вместе с Б.Н.Ельциным и т.н. «семьей», сдававшим её позиции геополитическим противникам был …

А. Э.А.Шеварднадзе

Б. А.А.Бессмертных

В. А.В. Козырев

149. Министром иностранных дел России периода первого президентства В.В.Путина являлся…

А. Сергей Иванов

Б. Дмитрий Козак

В. Игорь Иванов

150. В период второго президентства В.В.Путина МИД возглавил и продолжал возглавлять при президенте Д.А.Медведеве …

А. Андрей Козырев

Б. Сергей Иванов

В. Сергей Лавров

151. В начатой после трагедии 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке международной антитеррористической операции, Россия…

А. приняла участие, оказав США не только моральную поддержку, но дипломатическую и материальную помощь в их усилиях по свержению режима талибов в Афганистане;

Б. не приняла участия, выразив резко негативное к ней отношение как к акции государства, выступающего на международной арене в качестве главного террориста;

В. заняла позицию формального участника, выражающего только моральную поддержку США как пострадавшей стороне.

152. В ходе международной антитеррористической операции американские военные базы, при деятельной помощи В.В.Путина, появились на территориях ряда бывших советских республик Средней Азии, а именно:

А. Казахстана

Б. Кыргызстана

В. Таджикистана

Г. Туркмении

Д. Узбекистана

Ответ представьте в виде буквенного ряда: ____, ____, ____.

153. Вторжение в конце марта 2003 г. американо-английских войск в Ирак под предлогом ликвидации диктаторского режима, угрожающего миру оружием массового поражения, которого там так и не нашли, произошло…

А. с санкции Совета Безопасности ООН;

Б. без санкции Совета Безопасности ООН;

В. при поддержке США и Великобритании со стороны всех государств – членов НАТО;

Г. без поддержки данной силовой акции важнейшими государствами – членами НАТО – Францией и Германией;

Д. после согласования планов США и Великобритании с руководством России;

Ответ представьте в виде буквенного ряда: ____, ____.

154. С древнейших времен на Руси считалось недопустимым добровольно сдавать сопредельным государствам какую-либо свою территорию. 15 октября 2004 г. территория Российской Федерации уменьшилась на 337 кв. км. (это больше, чем площадь государства Мальта). Усекновение части единой и неделимой России произошло вследствие принятого её государственным руководством (В.В.Путиным) решения о передаче…

А. Китаю территории знаменитого по событиям 1969 г. острова Даманский на реке Амур.

Б. Китаю островов Тарабаров и части острова Большой Уссурийский в непосредственной близости от г. Хабаровска.

В. Японии нескольких мелких островов Малой Курильской гряды.

Эта территориальная уступка обошлась РФ, по подсчетам экономистов, минимум в 3 млрд. долларов.

155. Согласно небезуспешно распространяемой японцами версии, В.В.Путин в марте 2001 г., якобы, обещал тогдашнему премьер-министру Японии И.Мори пойти навстречу японским территориальным притязаниям на южные острова Курильской гряды. Впоследствии информация о неизменности японских притязаний на российские территории неоднократно волновала нашу общественность. 27 сентября 2005 г. президент, общаясь с населением по телевидению, четко обозначил свою позицию по этому вопросу. Суть её в следующем:

А. острова Малой Курильской гряды слабо заселены, их территория и прилегающие воды в хозяйственном отношение малоценны, поэтому надо пойти навстречу японским требованиям безо всяких торгов и условий;

Б. для РФ важно подписать мирный договор с Японией, признать советско-японскую декларацию 1956 г., в которой предполагалось на определённых условиях передать Японии острова Малой Курильской гряды, развивать отношения с этой страной «без оглядки на прошлое и эмоции», получая немалую экономическую выгоду от российско-японского сотрудничества;

В. Российская Федерация обладает суверенитетом над теми Курильскими островами, на которые претендует Япония; этот факт закреплён результатами Второй мировой войны и международным правом; эти факты и обстоятельства российская сторона обсуждать впредь не собирается;

156. Если В.В.Путин в 2004 г. сдал китайцам 337 кв.км. российской территории, но удержался от сдачи японцам Южных Курил, понимая, что Россия этого ему не простит, то еврофил Д.А.Медведев не смог удержаться от соблазна порадовать своих «друзей-европейцев» и 15.09.2010 г. в Мурманске, без огласки, подписал «Договор … о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» между Россией и …

А. Швецией

Б. Норвегией

В. Финляндией

Г. Исландией

157. 25 марта 2011 г. Госдума, большинством голосов депутатов от партии «______________________», «ратифицировала «Договор Д.Медведева – Й.Столтенберга», вследствие чего Россия потеряла акваторию площадью около 240 тыс. кв. км., чем существенно ослабила свою безопасность. Её экономические потери в сфере морского рыболовства, по подсчетам специалистов, могут составлять более 300 тыс. т. вылова рыбы в год стоимостью не менее 15 млрд. рублей. Депутаты трёх партийных фракций думского меньшинства голосовали следующим образом:

А. ЛДПР - _____________________

Б. СР - _____________________

В. КПРФ - _____________________

Расставьте в прочерках: «за», «против», «воздержались» и сделайте вывод о том, какая партия больше любит Россию.

158. 3 сентября 2010 г. президент Д.Медведев сделал щедрый территориальный подарок не очень доброму соседу РФ в Закавказье – республике _______________________, подписав с её президентом ___________________ договор о новой линии государственной границы.

159. Д.Медведев тихо, без огласки отдал республике ____________________ полводозабора реки Самур, полностью принадлежавшей России, и два села Магарамкентского района российского Дагестана вместе с проживающими там, примерно, 600 лезгинами - гражданами РФ. Карты с обозначением новой линии госграницы, которая прошла вблизи стыка границ РФ, Азербайджана и Грузии до конечной точки на берегу Каспия, подписали 27 октября 2010 года министр иностранных дел РФ __________________ и министр иностранных дел республики ____________________ Э.Мамедьяров.

160. Решение российского руководства переделить реку Самур 50 на 50, да ещё и отдать соседнему государству два селения с гражданами РФ, повергло в шок местных жителей.Но договор не афишировался. Он был вброшен «сюрпризом» в повестку заседания Госдумы 17 июня 2011 г. на ратификацию и был тихо, без дискуссионных бурь ратифицирован большинством депутатов от партии «_____________________________». Власти не хотелосьв очередной раз открывать народу истинную сущность своей внешней политики, ибо за «Договором» проглядывались интересы нефтяных и газовых компаний.

161. Оценивая изменения во внешнеполитическом положении России в 90-е гг. XX – начале XXI вв., можно употребить следующие характеристики:

А. резко упал международный престиж России как великой державы;

Б. международный авторитет России как великой державы по мере трансформации ее экономики в открытую рыночную экономику постоянно возрастал;

В. Россия утратила статус великой державы и превратилась в государство регионального значения;

Г. Россия, благодаря стараниям ее руководства, была пристроена в фарватер глобальной политики США и стран НАТО;

Д. ослабло влияние России в развивающихся странах;

Е. влияние России в развивающихся странах сохранилось и даже окрепло;

Ж. ослабло влияние России на бывшем постсоветском пространстве – в СНГ.

З. влияние России на бывшем постсоветском пространстве сохранилось на прежнем уровне.

И. миротворческая роль России в урегулировании арабо-израильского конфликта, кризиса на Балканах снизилась до нуля.

Ответ представьте в виде буквенного ряда: ____, ____, ____, ____, ____, ____.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»,

ИМЕЮЩАЯСЯ В БИБЛИОТЕКЕ СТИ МИСиС:

1. История России: Учебник / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др. Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2001, 2004, 2006. (370 экз.)

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004, 2005.(160 экз.)

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. - 768 с. (100 экз.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Большой атлас школьника. История. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России: Издат. Дом ОНИКС, 2000. (21 экз.).

2. Велигура В.И. Отечественная история: Рабочая тетрадь – Старый Оскол: ООО «ТНТ», (ежегодное тиражирование в соответствии с количеством принятых на обучение студентов).

3. Велигура В.И. Отечественная история: Методические рекомендации к семинарским занятиям (очная форма обучения). – Ст. Оскол: СТИ МИСиС, 2007. – 64 с. (55 экз.)

4. Велигура В.И. Отечественная история. Словарь основных терминов и понятий. - Ст. Оскол: ООО ТНТ, 2002, 2004. (15 экз.)

5. Велигура В.И. Отечественная история: Тестовые задания. – Старый Оскол: СТИ МИСиС, 2007.) (50экз.)

6. Отечественная история: энциклопедия в 5-ти томах. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994-1996. (6 экз.)

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1

Тема: Организационно-методический семинар (2 часа)

1. На данном занятии студенты знакомятся: с целью курса и его структурой; с обязанностями и правами студентов и преподавателей при изучении дисциплины; с особенностями организации учебного процесса, формами самостоятельной работы студентов и отчетности (практические занятия, консультации, домашние задания, внутрисеместровая аттестация, итоговый зачет); с методикой работы с историческими источниками и литературой.

2. На данном занятии студенты проходят тестирование с целью, во-первых, их ознакомления с типовыми учебно-тренировочными и контрольными учебными задачами; во-вторых, установления уровня индивидуальной подготовки в пределах школьного курса «Отечественная история».

Занятие № 2.

Тема: Русские земли в середине XII – начале XVI вв.

Политическая раздробленность Руси и ее преодоление.

1. Политическая раздробленность – закономерный этап в историческом развитии феодального общества. Политическая раздробленность на Руси: причины, последствия.

2. Различные модели феодального государства на Руси: Новгородская боярская республика, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество.

3. Борьба с иноземными захватчиками. Утрата независимости и древних русских земель в XIII – XV вв.

4. Возвышение Москвы среди княжеств Северо-Восточной Руси: причины, основные этапы. Объединение Руси и её освобождение от ордынского ига. Начало возвращения утраченных русских земель.

Занятие № 3.

Тема: Российская империя в XVIII веке.

1. Утверждение русского абсолютизма, его особенности. Реформы Петра I: цели, содержание, методы проведения.

а. Военная реформа – создание регулярной армии и флота. Скачок в развитии промышленности.

б. Реформы в области управления государством и церковью.

2. Эпоха дворцовых переворотов: причины, роль гвардии, фаворитизм, расширение привилегий дворянства.

3. Политика «просвещенного абсолютизма» как общеевропейское явление. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: содержание, особенности, противоречия. Новые явления в экономике второй половины столетия.

Занятие № 4.

Тема: Россия на пути к индустриальному обществу. XIX – начало ХХ веков.

1. Построение индустриального общества в Западной Европе. Попытки модернизации страны «сверху»: реформы Александра I и Николая I. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

2. Реформы 60-70-х гг.: содержание, характер, влияние на социально-экономическое развитие.

3. Контрреформы Александра III: причины, содержание, итоги.

Занятие № 5.

Тема: Россия в эпоху войн и революций. 1914 – 1921 гг.

1. Причины и характер Первой мировой войны. Участие России в войне.

2. Февральская революция 1917 г.: причины, характер, движущие силы, результаты. Сущность двоевластия. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Нарастание экономического и политического кризиса.

3. Причины победы Октябрьской революции 1917 г. II Всероссийский съезд Советов. Утверждение Советской власти на территории страны. Формирование советского государственного механизма.

4. Гражданская война и иностранная военная интервенция: причины, основные этапы, итоги. Политика «военного коммунизма»: сущность, значение.

Задание № 6.

Тема: Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг.

1. Периодизация войны. Причины катастрофических поражений Красной Армии в начальный период войны.

2. Мобилизация всех сил страны на отпор врагу. Превращение СССР в единый военный лагерь. Возможности советской мобилизационной экономики.

3. Основные сражения войны, обеспечившие коренной перелом в ходе военных действий.

4. Боевые действия в 1944 – 1945 гг. Победа над нацизмом. Решающий вклад СССР в разгром Германии и ее союзников. Причины и цена Победы.

Занятие № 7.

Тема: Советский Союз в эпоху «перестройки» и «нового политического мышления». Разрушение СССР. (1985 – 1991 гг.)

1. Предкризисное состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Вхождение страны в полосу социально-экономического кризиса в эпоху «перестройки».

2. Реформирование политической системы СССР во второй половине 80-х гг.

3. Межнациональные конфликты. Парад суверенитетов. Крушение СССР.

4. Политика «нового политического мышления» на международной арене.

Занятие № 8.

Тема: Российская Федерация в 1992 – 2011 гг.

1. Становление новой российской государственности в 1992 – 1993 гг. Конституция РФ 1993 г. Государственно-политическое развитие РФ в 1994 – 1999 гг.

2. Государственно-политическое развитие РФ в 2000 - 2011 гг.

3. Экономическое и социальное развитие России в 90-е годы. Экономические и социальные реформы В.В.Путина и Д.А.Медведева.

4. Основные направления внешней политики России в 90-е гг. XX в. – начале XXI в.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора……………………………………………………………………….……......……...3

Тема 1. Введение в курс «История России»…………………………………………………..4

Тема 2. Предыстория Руси. Восточные славяне в древности. Древнерусское государство в IX – первой половине XIIвв.………………………………………………………………….хх

Тема 3. Русские земли в середине XII – начале XVI вв. Политическая раздробленность

Руси и ее преодоление. Формирование Московского централизованного государства......хх

Тема 4. Российское государство в XVI – XVII вв.………………………………………...…хх

Тема 5. Российская империя в XVIII в…………………………………………......................хх

Тема 6. Россия на пути к индустриальному обществу. XIX – начало ХХ вв………………хх

Тема 7. Россия в эпоху войн и революций (1914 – 1921 гг.)...................................................хх

Тема 8. СССР в годы новой экономической политики и форсированного строительства «государственного социализма» (1921 – 1941 гг.)………………………………………….ххх

Тема 9. Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг....……………….ххх

Тема 10. Советский Союз в 1945 – 1985 гг. ………………………………………………...ххх

Тема 11. Советский Союз в эпоху «перестройки» и «нового политического мышления». Разрушение СССР. (1985 – 1991 гг.)…………………………………………………………ххх

Тема 12. Российская Федерация в 1992 – 2011 гг. ………………………………………….ххх

Библиографический список ………………………………………………………………….ххх

Планы практических занятий………………………………………………………………...ххх


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: