Формирование ситуации постмодерна

Предпосылки формирования ситуации постмодерна в России. Прекращение существования СССР (26 декабря 1991 года).

Распад Союза писателей СССР (в 1991), его разделение на множество организаций в различных странах постсоветского пространства. Преодоление господства одного метода, ориентация на диалог, многообразие эстетических исканий.

Кризисные явления в экономической, духовной и культурной жизни 1990-х годов: кризис мировоззренческий, вызванный разрушением сложившейся в советскую эпоху системы ценностей, кризис гуманистического сознания как отражение духовного состояния общества, кризис культуры как следствие этих процессов.

Постепенное становление постиндустриального общества, способствующего формированию постмодернистского мировосприятия: развитие средств коммуникации, влияние новейших электронных технологий на жизнь общества и отдельного человека, преобладание в структуре экономики сферы услуг. Формирование новых жизненных ценностей, ориентированных на деидеологизацию, отсутствие черно-белой гаммы в оценках, осознание сложности мира, невозможности его осмыслить через жесткие оппозиции: друг-враг, хорошо-плохо, можно-нельзя, правило-исключение и т.п. Плюралистичность сознания, не позволяющая принять ничего законченного, четко оформленного. Осознание бесконечности мира и - как естественное следствие - бесконечное число толкований.

Рождение цивилизации компьютеров и масс-медиа; срастание техники и произведений искусства (кино, художественная фотография, аудио- и видеозаписи). Создание симбиоза науки и искусства. Утрата феноменом искусства своей неповторимости. Реклама, телевидение, компъютер - знаки постиндустриального общества, позволяющие создать виртуальную реальность. Эстетический эклектизм. Фетишизация предметов потребления.

Изменение роли литературы в жизни общества и дифференциация ее функций. Утрата литературой монопольного положения наивысшей сферы общественного сознания. Превращение писательства в частное дело.

Формирование многоуровнего поликультурного пространства.

Стремительное развитие массовой литературы, разнообразие ее жанров: детектив, триллер, боевик, мелодрама, фэнтэзи, костюмно-исторический роман, «дамский роман» и т.д. Типовые шаблоны, лежащие в основе этих жанров и соответствующие жанровому ожиданию читателя.

Размывание границ между элитарной и массовой литературой. «Двухадресность» произведений искусства постмодернизма, обращенных одновременно и к интеллектуальной элите, знакомой с кодами культурно-исторических эпох, претворенных в данном произведении, и к массовому читателю, которому доступен лишь один, лежащий на поверхности культурный код.

Пестрота литературного «пейзажа»: от реализма классического до постмодернизма. Тесное взаимодействие художественных систем, многообразие переходных форм (постреализм, постромантизм, неосентиментализм, неонатурализм, необарокко), смешение жанров и стилей как характерная особенность литературного процесса рубежа веков.

Разнообразие государственных и негосударственных писательских премий (Букер (Смирнофф-Букер), Антибукер, Триумф, Пушкинская премия, премия Андрея Белого, «Северная Пальмира» и др.).

ЛИТЕРАТУРА

Емелин, В.А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна [Электронный ресурс] / В.А.Емелин // https://emeline.narod.ru/postindustrial.htm (дата обращения 23.01.2011)

Новиков, А.М. Постиндустриальное образование: Публицистическая полемическая монография / А.М.Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.

Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А.Грицанов, М.А.Можейко. - Минск: Интерпресссервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

Современная русская литература (1990-е гг. – начало ХХI в.): Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / С.И.Тимина, В.Е.Васильев, О.Ю. Воронина и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: