Ориентируясь на столичный опыт, собственные благородные собрания открыли затем практически во всех губернских городах России

Членамиэтого собраний могли стать лишь представители дворянского сословия.

Клуб был закрыт в 1918 году.

Много сходного с английскими клубами имели в России многочисленные Благородные собрания. В Москве такое собрание возникло в 1783 году. Основателями его стали князь А. Б. Долгорукий и сенатор М. Ф. Соймонов. Екатерина II специальным рескриптом передала в его полную собственность обширный дом в Охотном ряду. Александр I сразу после коронации не только посетил собрание, но и вступил в его члены. Собрание получило высокий титул Российского благородного собрания.

От возникших ранее в Петербурге и в Москве английских клубов собрание отличалось тем, что было как для "кавалеров", так и для "дам". Здесь регулярно проводились пышные балы, маскарады.

Каждую неделю проводились так называемые "черные" балы, "белые" балы организовывались в честь лица, пожертвовавшего данному клубу определенную сумму денег (в честь князя Голицына).

Вслед за клубами дворянского сословия в большом количестве стали возникать купеческие клубы, клубы предпринимателей, чиновников, офицерские клубные собрания, клубы художественной интеллигенции.

Затем и общедоступные досуговые центры в виде клубов учащейся молодежи, рабочих клубов, народных домов, культурно-просветительских кружков и сельских изб-читален.

Одновременно во всех городах России создаются сословные клубы - купеческие, лакейские, чиновничьи и т.д., клубы по профессиональным интересам.

В январе 1862 г. открывается "клуб русской демократической интеллигенции " или "шахматный клуб". Членами данного клуба были литераторы демократической направленности.

1865г. - клуб художников.

1893 г. - "Бродячий клуб", членами которого были молодые талантливые адвокаты (оказывали бесплатные юридические консультации).

В отличие от аристократических клубов, данные клубы имели две основные задачи:

1. просветительская деятельность;

2. досуговая деятельность.

Предреволюционные процессы изменили коллективные формы проведения дворянского досуга. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения. Получили распространение аристократические клубы, салоны, кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и т.д. Они начали зарождаться еще в первой половине XIX века.

Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой.

Кружки объединяли дворян по интересам. Домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. "Домашние" образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов, которые пополнялись сочинениями гостей, родственников. В русской литературе лучше всех обрисовал эти досуговые встречи Л. Н. Толстой, великолепно изобразивший в романе "Война и мир" завсегдатаев салона мадам Шерер.

Другая разновидность салонов - салоны, где собирались представители интеллигенции, чаще всего либерально настроенные люди. В Петербурге пушкинских времен это был салон А. О. Смирновой - Россет. В Москве - салон З. А. Волконской. Здесь же проходили знаменитые "домашние собрания" А. П. Елагиной - одной из образованнейших женщин тогдашней России. Этот салон охотно посещали видные московские ученые и писатели. Частыми гостями. П. Елагиной были А. С. Пушкин, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, братья Аксаковы и многие другие.

Интересная страница в истории салонов - "субботы" художника-передвижника Н.А. Ярошенко. Они начались в 1874 году как " рисовальные вечера", на которые приходили в основном молодые живописцы. Постепенно круг собиравшихся в доме 63 по Сергиевской улице расширялся. К художникам присоединились видные петербургские ученые, писатели, журналисты, несколько позднее - учащаяся молодежь. И так продолжалось более четверти века в тот самый период, который справедливо называют самыми "глухими" годами русской истории XIX века.

Завсегдатаями ярошенковских суббот были Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, Г. И. Успенский, В. М. Гаршин, И. Е. Репин, Н. Н. Крамской, Н. Н. Ге, философ и поэт В.С. Соловьев, актриса П. А. Стрепетоаа. В основном салон посещали люди, активно участвовавшие в общественной жизни, их споры и обсуждения часто переходили с художественных тем на социальные. Здесь много читали вслух, слушали музыку и пение, любили шутки и розыгрыши. В конце каждого вечера всех приглашали к столу.

Во второй половине XIX века известный среди москвичей коллекционер В. Е. Шмарович основал у себя на квартире салон любителей искусства. Знаменитые "среды" в Савеловском переулке сыграли немалую роль в деле открытия и популяризации молодых талантов - начинающих художников, писателей, музыкантов. Это был своеобразный театр дебютантов.

Писатель Владимир Алексеевич Гиляровский стал основателем знаменитых "столешников дяди Гиля". Так назывались периодические встречи в его московской квартире в Столешниковом переулке, где Владимир Алексеевич жил и работал с 1866 по 1935 год. Это был, судя по воспоминаниям современников, подлинный клуб интересных встреч. Приходившие в гости к Гиляровскому могли увидеть любопытнейших людей, от таких выдающихся представителей культуры, как А. П. Чехов, АИ. Куприн, ФИ. Шаляпин, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, И. А. Бунин, СА. Есенин, В.В. Маяковский. Продолжателем их стал зять Гиляровского В. М. Лобанов -журналист, библиограф, книголюб, поклонник живописи. В Москве знают его как основателя и ныне существующего клуба любителей книги при Центральном Доме работников искусств.

Среди аристократии стали популярны виды спортивных занятий, требующих больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств: большой теннис, конный спорт.

Первые клубные учреждения в России для рабочих - народные дома. Они создавались так же по опыту английских народных домов. Можно сказать, что это был прототип современного дома культуры. В 1882 г. создается народный дом в г. Томске. В 1885 г. - в г. Перми и г. Твери. В 1889 г. - в г. Петербурге. Самый известный народный дом был организован в 1903 г. на средства графини Паниной.

Основные задачи народного дома:

1. просветительная;

2. отдыха

3. организация художественное обслуживание.

Народные дома создавались на средства меценатов, спонсоров. Народные дома имели свой устав, существовали за счет членских взносов, платных услуг, частично финансировались земствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: