Западная европа в эпоху раннего средневековья

ЕВРОПА В V - XV ВЕКАХ

Роль античного наследия в становлении средневекового европейского общества. Формирование средневекового европейского общества произошло в результате сложного взаимодействия нескольких факторов - античного наследия, общественного строя и традиций “варварского” мира, а также христианского вероучения, придавшего средневековой Европе характер христианской цивилизации. В позднеантичном обществе значительное распространение получили хозяйственные и социально-политические явления, в определенной мере типичные и для средневековой Европы. Кризис рабовладельческой системы хозяйства обусловил наделение земельным участком (пекулием) сельских рабов и развитие вольноотпущенничества. Распространяются различные формы арендных отношений - от эмфитевсиса (“вечно наследственной” аренды) до прекария. Уже в раннесредневековую эпоху эволюция прекария станет одним из факторов, способствовавших развитию крупного землевладения феодального типа. Но особенно большое значение в позднеримском обществе имел институт колоната. Колоны (первоначально - мелкие свободные арендаторы) в IV - V вв. все в большей степени зависят от землевладельца и постепенно утрачивают личную свободу. Владельцы крупных поместий (латифундий) оказывают покровительство мелким и даже средним землевладельцам - в трудных условиях того времени надежда на защиту со стороны более могущественного лица казалась важнее собственного гражданского полноправия. Развитие патроната и коммендации (коммендация - акт перехода под покровительство) вело к установлению частной власти крупных землевладельцев над населением многих областей Римской империи. Это в свою очередь способствовало ослаблению публичной (государственной) власти, так как многие ее прерогативы (судебные, военные, полицейские и т.п.) переходили в руки позднеримских магнатов.

Отмеченные выше перемены в социальных порядках римского общества были неразрывно связаны с изменениями в его экономике. Ранее, в течение многих веков, средоточием не только хозяйственной, но и политической, культурной жизни античного мира был город (полис), имевший, как правило, оживленные торговые связи с другими аналогичными центрами. Начиная с III в.н.э. рыночные связи ослабевают. Неуклонно развивается процесс натурализации римской экономики. Но было бы преувеличением говорить о полном упадке торговли и городов в IV - V вв. Речь идет лишь о вполне определенной и весьма важной для дальнейшего исторического развития тенденции.

Кризис охватил не только сферу экономики. Не менее отчетливо он проявился в повседневной жизни римского общества, в его морали, в его идеологии. Гражданские доблести эпохи республиканского Рима в первые века нашей эры были утрачены. Упадок нравов стал едва ли не всеобщим. Такие черты, как праздность, жестокость и развращенность, в равной мере были присущи как знатным римлянам, так и римскому плебсу. Это объясняется в числе других причин и тем, что было нарушено единство интересов отдельного человека и общества в целом: на смену связям соучастия в системе “община - гражданин” пришли связи подчинения (“империя - подданный”). Все больше отстраняясь от общественных дел, многие римляне уходят в семейный быт, другие - проводят время в праздности и увеселениях, исповедуя принцип “жить сегодняшним днем”, третьи - углубляются в свой внутренний мир и в поисках выхода из духовного тупика, в котором оказалось позднеантичное общество, обращают свои взоры к новым религиозным учениям, возникшим на Ближнем Востоке.

Наиболее авторитетным среди этих учений стало христианство. Оно соответствовало уже ранее проявившимся в античном мире тенденциям к космополитизму и монотеизму (единобожию), отвечало социальным чаяниям и нравственным устремлениям римлян, прежде всего - низших социальных слоев населения империи. Ставшее в IV в. государственной религией, христианство наложило неповторимый отпечаток на все стороны жизни европейского общества, поскольку миросозерцание людей средневековой эпохи определялось прежде всего их религиозными представлениями. А мировоззрение человека, его ментальные, то есть социально - психологические установки (часто даже неосознанные) в свою очередь воздействуют и на хозяйственную деятельность, и на характер складывающихся в обществе социальных связей, и на политические институты. Это надо иметь в виду, чтобы осознать роль христианства в становлении средневековой европейской цивилизации.

Рим и «варвары». Образование «варварских» государств. Христианство, однако, не смогло предотвратить национального кризиса, потрясшего Римскую державу в V в.н.э. Речь идет о нашествиях т. н. варварских племен на территорию империи, завершившихся завоеванием большей части ее территории и образованием здесь “варварских” государств. “Варварами” (от греческого слова “барбарос” - “бормочущий”) греки, а вслед за ними и римляне называли многочисленные племена, жившие на окраинах античного мира и время от времени вступавшие в контакты с ними (но не умевшие говорить ни по-гречески, ни на латинском языке). Среди варваров, живших на территории Европы, принято выделять три большие группы: кельтов, германцев и славян. К кельтам, занимавшим первоначально значительные пространства Западной и Центральной Европы, относятся галлы, кельтоиберы, бритты (отсюда название Британия), скотты (отсюда - Шотландия), эйры или иры (отсюда - Ирландия). Германские племена, вначале жившие в Южной Скандинавии и на Ютландском полуострове, постепенно распространили свою власть на обширные территории не только Центральной, но также Западной и Восточной Европы. В дальнейшей истории Европы германские народы сыграли исключительно важную роль. Поэтому следует внимательнее присмотреться к тому, что же представляли собой общественные порядки германцев.

В течение длительного времени ученые характеризовали общественный строй древних германцев на основании свидетельств античных авторов, прежде всего - Юлия Цезаря (середина I в. до н.э.) и Корнелия Тацита (конец I в.н.э.). Из их сообщений явствует, что германские племена занимались преимущественно скотоводством, а земледелие, игравшее в хозяйстве германцев все большую роль, оставалось, однако, на втором плане. Землей германцы владели сообща, причем община оставалась собственником всей, в том числе и пахотной, земли. У германцев еще существовало народовластие, при котором все полноправные члены племени участвовали в управлении. Но, наряду с народным собранием и советом старейшин, все большее значение приобретала власть племенного вождя - “конунга” (это древнегерманское слово близко славянскому понятию “князь”). Поскольку военные занятия являлись повседневным делом германцем, важную роль в их обществе играла дружина и особенно ее предводители. Перечисленные выше черты древнегерманского общественного устройства вызывают сомнение у некоторых современных ученых, особенно - археологов. Дело в том, что материалы археологических исследований во многом опровергают свидетельства античных авторов. Оказалось, что германцы хорошо знали железо и другие металлы, земледелием занимались постоянно на протяжении жизни многих поколений, пахотные наделы, вероятно, находились в индивидуальной собственности отдельных домохозяйств, а община не играла в жизни древних германцев той определяющей роли, которую ей приписывали историки предшествующих десятилетий... Дискуссия о характере общественного строя древних германцев продолжается в современной науке.

Но, как бы ни оценивать социальные порядки германцев, несомненным остается сам факт их огромного влияния на последующую историю Европы. Как и другие варварские племена, германцы в III -IV вв. н.э. пришли в движение. Начинается период, вошедший в историю под названием эпохи “Великого переселения народов” и продолжавшийся вплоть до VI -VII вв. Чем же были вызваны массовые передвижения варваров? Вероятно, важную роль сыграл природно-географический (похолодание на значительной территории континента) и демографический (рост численности населения) факторы. Большое значение безусловно имели и те социальные сдвиги, которые происходят в этот период в варварском мире. То обстоятельство, что вскоре после расселения на территории Римской империи у варварских народов складываются государства, свидетельствует о существовании значительной социальной дифференциации в обществе варваров.

Среди германских племен III - IV вв. нужно назвать в первую очередь готов, расселившихся в Северном Причерноморье, где у них сложились два крупных племенных объединения - вестготов (западных готов) и остготов (восточных готов). Разгром остготского союза в 375 г. гуннами (это были кочевые племена тюркского происхождения, вторгшиеся в Восточную Европу из Центральной Азии) заставил их ближайших соседей - вестготов - переселиться на правый берег Нижнего Дуная. Начинается новый этап во взаимоотношениях римлян с варварами. Теперь уже речь шла не о захвате римлянами новых территорий и даже не об уступке варварам тех или иных земель - речь шла о самом существовании Римской державы. Огромное впечатление на современников произвели события 410 г., когда вестготы, возглавляемые Аларихом, взяли Рим и разграбили “Вечный город”. Через несколько лет (418 г.) они основали в Южной Галлии свое государство, ставшее первым варварским королевством на территории империи.

Другое варварское королевство, возникшее в то же время, - Бургундское - просуществовало совсем недолго, так как было завоевано гуннами в 436 г. В середине V в. гунны, обосновавшиеся на Среднем Дунае, стали представлять для Рима наибольшую опасность. Знаменитый римский полководец Аэций в союзе с вестготами, франками и бургундами сумел разгромить в 451 г. в битве на Каталаунских полях (в Шампани у г.Труа) войско грозного вождя гуннов Аттилы, на стороне которого сражались остготы, гепиды, скиры и другие племена варваров. Но через несколько лет римлян ожидало новое потрясение: германские племена вандалов, пройдя с войнами через Галлию и Испанию и основав свое государство в Северной Африке, в 455 г. захватили Рим, разграбив город и разрушив многие памятники античной культуры (отсюда происходит термин “вандализм”).

В середине V в. римская администрация уже практически не контролировала многие территории империи - реальная власть была либо в руках местных магнатов, либо у предводителей варварских дружин. Одним из последних и был Одоакр, низложивший последнего западноримского императора Ромула Августула и отославший знаки императорского достоинства в Константинополь. Это, по тем временам довольно рядовое, событие (476 г.) для позднейших историков стало своеобразным рубежом, отделяющим античную эпоху от средневековья. Но правление Одоакра в Италии оказалось не слишком продолжительным, поскольку в 493 г. Италия была завоевана остготами. К остготам в годы правления конунга Теодориха Великого на некоторое время перешла гегемония в Западной Европе. Но в середине VI в. Византийская империя завоевала сначала государство вандалов (534 г.), а потом, несмотря на упорное сопротивление, и государство остготов (555 г.). Бедствия измученного бесконечными войнами населения Италии не закончились на этом: в 568 г. большую часть Апеннинского полуострова завоевали германские племена лангобардов. Покорение ими Италии имело особенно разрушительный характер.

Исключительно важные по своим последствиям события происходили и на самом западе Европе. Германские племена англов, саксов, ютов и фризов с середины V в. начинают завоевывать Британию. Бритты мужественно сопротивлялись (об этом повествуют легенды о короле Артуре), но в конечном итоге отступили в западные районы острова. В VI - VII вв. на территории Британии сложилось сначала множество, а потом - семь англосаксонских королевств, объединившихся в единое государство только в IX в.

Франкское общество. Эпоха Меровингов. Остановимся более подробно на истории еще одного варварского государства - Франкского королевства. Складывание на территории Франкского государства феодальных отношений, а затем их расцвет во Франции X - XIII вв. принято считать своего рода “классической моделью” феодального строя в Европе.

Франки были германскими племенами, жившими первоначально по среднему и нижнему течению Рейна. Они особенно усилились в конце V в., хотя уже давно имели контакты с римлянами. О завоевании франками Северной Галлии подробно рассказывает Григорий Турский в своей “Истории франков”. Первым королем франков был Хлодвиг (481 - 511 гг.), происходивший из рода легендарного франкского вождя Меровея. Поэтому первая династия франкских королей называется династией Меровингов. Захватив в 486 г. Северную Галлию, франки к середине VI в. покорили почти всю территорию Галлии. Государство франков оказалось гораздо более долговечным, чем все другие варварские королевства. Это можно объяснить рядом обстоятельств. Во-первых, франки подчинили своей власти территории, непосредственно примыкавшие к области их первоначального расселения. Это обеспечивало поддержку со стороны соплеменников в ходе завоевания. Во-вторых, источники ничего не сообщают о захвате франками земельных владений местного галло-римского населения. Очевидно, франки селились отдельно. Значит, отношения между завоевателями - франками и местными жителями складывались не столь враждебно, как во многих других варварских государствах. Наконец, важное значение имел тот факт, что Хлодвиг принял крещение по официальному обряду католической церкви (многие варварские короли крестились по т.н. арианскому обряду, осужденному церковью). Этот шаг Хлодвига обеспечил ему и его преемникам поддержку галло-римского духовенства.

О хозяйстве, социальных порядках и повседневном быте франков мы узнаем из такого знаменитого памятника, как “Салический закон” (в русских изданиях этот источник обычно именуется “Салической правдой” - по аналогии с “Русской правдой”). “Салический закон” представляет собой запись правовых обычаев франков (“салическими”, то есть “приморскими”, называли те франкские племена, которые жили в устье Рейна). По своему характеру это судебник, каждая статья которого не устанавливает общую правовую норму, а излагает конкретный факт. Записанный в последние годы правления Хлодвига, “Салический закон”, наряду с последующими дополнениями к нему, отражает переходный этап в развитии франкского общества. Об этом, в частности свидетельствует глава “Об аллодах”, где речь идет о наследовании имущества. Если движимое имущество могло свободно передаваться по наследству, то право наследования земельного надела было ограничено ближайшими родственниками по мужской линии: даже дочь не могла наследовать земельный надел. В случае отсутствия прямых наследников по мужской линии земля переходила вновь в руки общины. Во второй половине VI в. франкский король Хильперик своим эдиктом изменит этот обычай: земля сможет передаваться по наследству гораздо более широкому кругу родственников, в том числе дочери или сестре умершего. Таким образом, налицо тенденция к укреплению индивидуальной собственности на землю во франкском обществе.

Франки, однако, составляли меньшую часть населения в собственном государстве. Как уже было сказано, их отношения с галло-римлянами складывались достаточно миролюбиво. Это позволяло франкам многое заимствовать у местных жителей. В свою очередь обычаи варваров - франков влияли на образ жизни галло-римского населения. Современные историки спорят о том, чье воздействие на формирующиеся во Франкском государстве общественные отношения было значительнее - галло-римлян или же пришлых франков? Во всяком случае в VI - первой половине VII вв. позднеантичные институты сохраняли свою роль - континуитет, т.е. преемственность римских и раннесредневековых порядков, прослеживается для этого периода достаточно четко.

Из этого, конечно, не следует делать вывод, что на территории Галлии в течение нескольких столетий почти ничего не менялось. Речь идет о соотношении нового и традиционного. У самих франков роль рядовых воинов неуклонно уменьшается. Во-первых, им становится все труднее совмещать хозяйственные занятия и военную службу. Во-вторых, при решении как общественных, так и военных вопросов франкская знать уже мало считалась с мнением рядовых общинников. Некоторые из них попадают в ту или иную форму зависимости от более богатых и влиятельных (“лучших”, по терминологии источников) людей. Исподволь шла трансформация франкского общества, которая была ускорена преобразованиями VIII в.

Эпоха Каролингов. Преемники Хлодвига часто враждовали между собой, и к концу VII в. реальная власть сосредоточилась в руках т.н. майордомов (первоначальное значение - управляющий при дворе). Майордом Карл Мартелл (715-741 гг.), хотя и не был коронован (на престоле формально оставались представители династии Меровингов), но очень много сделал для укрепления Франкского государства. В это время реальную опасность для европейцев представляли арабы, завоевавшие в начале VIII в. почти весь Пиренейский полуостров. У арабов была превосходная конница, и сражаться с ними в пешем строю было трудно. Поэтому главной задачей Карла Мартелла было создание конного войска. Но конь и соответствующее вооружение стоили дорого - рядовой франк был не в состоянии обеспечить свою службу в кавалерии. Значит, необходимо было провести и социальную реформу. Она заключалась в том, что Карл Мартелл стал раздавать воинам земельные наделы (с жившими на этих землях крестьянами, которые и приносили доход новому владельцу, благодаря чему он мог приобрести вооружение и коня для службы в войске). Но земля представлялась не в полную собственность, а на условиях несения службы в конном войске. Такое владение еще не являлось наследственным и называлось бенефицием (“благодеяние”). Поскольку свободных земель для раздачи в форме бенефиция у Карла Мартелла не было, ему пришлось конфисковать некоторые церковные земли. Бенефициальная реформа имела исключительно важное значение для дальнейшего развития франкского общества. Оно свидетельствовало о том, что уходит в прошлое время, когда воин и земледелец “сочетались” в одном и том же лице. Отныне стал формироваться новый социальный слой - рыцарство, а многие ранее свободные общинники стали зависимыми людьми. Карл Мартелл сумел приостановить продвижение арабов в Европу, одержав победу над ними в битве при Пуатье (732 г.).

Сын Карла Мартелла Пипин Короткий низложил последнего короля из династии Меровингов и был коронован в 751 г. Новая династия стала в дальнейшем именоваться династией Каролингов - ведь имя Карл имел не только отец Пипина, но и его сын - самый знаменитый представитель новой династии и вообще самый легендарный монарх средневековой Европы - Карл Великий (768 - 814 гг.). Как явствует из жизнеописания Карла, оставленного его младшим современником Эйнгардом, почти всю свою жизнь франкский государь провел в походах. Он продолжал политику Пипина Короткого, направленную на укрепление союза с церковью, поколебленного в годы проведения бенефициальной реформы Пипин совершил ранее поход в Италию против лангобардов, передав папе римскому часть владений лангобардов; Карл Великий осуществил две подобных военных экспедиции, сверг с престола лангобардского короля и присоединил области Северной и Средней Италии. Продолжались при Карле Великом и столкновения с арабами, но теперь уже франки переходят в наступление. В 801 г. была основана Испанская марка - укрепленная пограничная территория на северо-востоке Пиренейского полуострова. Наибольших усилий потребовали войны против саксов - германских племен, живших между Нижним Рейном и Эльбой. Они продолжались около 30 лет. Саксы ожесточенно сражались против франков, так как понимали: франкское завоевание влечет за собой глубокие перемены в их жизненном укладе. К началу IX в. территория Франкского государства стала огромной, сам папа римский возложил на Карла Великого в Риме императорскую корону. На Западе снова возродилась империя, но она лишь внешне напоминала Западную Римскую Империю.

В последние десятилетия своего правления Карл Великий много внимания уделял организации управления в своем обширном государстве. Если при Меровингах свободные воины - ополченцы собирались на смотр в марте, то теперь на подобные собрания являлись лишь более знатные люди (бенефициарии) и проходили они в мае (“майские поля”). Власть на местах осуществляли назначаемые монархом графы. Они собирали налоги, выполняли судебные и полицейские функции, в случае необходимости возглавляли военный отряд и т.п. Обычно графы назначались из среды местных крупных землевладельцев. Но местным магнатам этого было мало. Они стали добиваться от короля передачи им непосредственно административных, судебных, фискальных и т.п. полномочий. Такое пожалование, а также территория, на которую оно распространялось, называлось иммунитетом. Предоставление иммунитетных прав укрепляло независимость крупных землевладельцев, а, с другой стороны, способствовало втягиванию ранее свободных общинников в ту или иную форму зависимости от этих магнатов.

Хотя Карл Великий так и не научился до конца жизни хорошо писать, но он очень ценил образованных людей и привлекал их ко двору. Посоветовавшись с представителями духовной и светской знати, Карл издавал постановления - капитулярии. В них затрагивались не только вопросы управления государством, но и самые различные юридические, политические, церковные и даже нравственные проблемы. Религии и воспитанию Карл Великий всегда уделял большое внимание. Таким образом, при Карле Великом была воссоздана империя и предпринята попытка возрождения античной образованности. Это объясняет, почему время правления Карла Великого нередко называют “Каролингским возрождением”.

Ни укрепление пограничных областей (марок), ни издание многочисленных капитуляриев, ни успехи в деле образования не “спасли” детище Карла Великого - гораздо сильнее оказались объективные процессы, которые с неизбежностью вели ко все большей замкнутости отдельных крупных владений, ко все большей разобщенности различных областей империи. Усобица между внуками Карла Великого завершилась в 843 г. заключением договора в Вердене. По этому соглашению старший внук Карла Лотарь сохранил императорский титул и получил земли вдоль Рейна и итальянские области. Его брат Людовик Немецкий - Восточно-Франкское королевство (земли к востоку от Рейна). Младший из братьев Карл Лысый стал государем Западно-Франкского королевства, включавшего области будущей Франции. В Западной Европе приближалось время наиболее полного развития феодальных порядков. Но прежде чем дать характеристику феодального строя, давайте посмотрим что происходило в эпоху раннего средневековья на территории Восточной Римской Империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: