Католическая мариология

Учение о Чистилище.

Это учение стало развиваться в XI-XII вв. и впервые изложил его систематически схоласт Александр Ганс, основываясь на учении об удовлетворении Ансельма Кентерберрийского, согласно которому Господь прощает проступки кающемуся грешнику, но он всё равно должен понести за них наказание для удовлетворения правде Божией. Он при жизни исправляет содеянное, а если не успевает, то его душа после смерти попадает в purgatorium - чистилище, где и прибывает до момента полного искупления грехов, а затем попадает в небесное царство. Этот момент наступает после перенесения определённых очистительных мучений, которые равны адским, но сглаживаются надеждой на неизбежный переход в рай. Природа мук такова: нематериальная душа страдает от соединения с материальным огнём. Срок мучений может быть сокращён благодаря молитвам Церкви о усопших, которые компенсируют воздаяние заслугами Христа и святых.

Чистилище подразделяется на круги и сферы. Есть круг ветхозаветных праведников, опустевший после сошествия Христа во ад, круг некрещённых младенцев, еретиков и раскольников. Данте весьма красочно описывает местопребывание грешников в своих сочинениях.

Учение о чистилище было догматизировано на Флорентийском и Тридентском соборах и не было изменено до нашего времени. С православным учением о загробной жизни имеются серьёзные расхождения, несмотря на кажущуюся тождественность. Душа человека, проходя воздушные мытарства, может и не достигнуть рая и низвергнуться в ад, после чистилища же дорога ведёт лишь в рай. В чистилище душа "доочищается" и страдает, на мытарствах же ей даётся видение своего истинного состояния к концу жизни, отчего она ужасается от непоправимости содеянного. Свт. Филарет (Дроздов) считает, что "до второго пришествия души лишь предвкушают свою участь", так что католики поторопились всех прошедших чистилище поместить в раю.

В православном святоотеческом богословии мы не встретим самостоятельного учения о Богородице, оно обязательно связано с христологией. В католическом богословии мариология автономна и скорее относится к антропологии. Наименование "Божия Матерь" было утверждено III Вселенским собором в Эфесе и его достоинство закрепилось в контексте христологических споров, но на Западе акцент ставится не на богоматеринстве Марии, а на самом Её лице. Она-самостоятельная ипостась, послужившая спасению.

Учение о непорочном зачатии стало развиваться на Западе в к. XIII в. Фома Аквинат и др. авторитеты не были сторонниками этого учения, и тем не менее его хотели догматизировать на Тридентском соборе, но единодушной поддержки это не вызывало. Папа Пий IX в 1849 г. обратился к епископам с посланием, в котором спрашивает их мнение о непорочном зачатии Девы Марии. Этот догмат был им провозглашён 8 дек. 1854 г. в присутствии ок. 200 епископов. "Мы объявляем, что учение о том, что Дева Мария в первый момент своего зачатия в силу особой благодати Божией и в силу особой привилегии принимая, во внимание заслуги Христа, сохранена была свободной от скверны первородного греха". Получается, что Мария оказалась искупленной ещё до совершения искупления Христом. Почему же, спрашивается, эти будущие заслуги Христа не были вменены другим праведникам Ветхого Завета? - у Марии особое предназначение. Католики смело попирают этим аргументом основы сотериологии. Если считать Богородицу оторванной от остального человечества, этим подрывается весь предуготовительный смысл Ветхого Завета заключающийся в том, что человеческий род от поколения к поколению вырастил "избранную от всех родов" для воплощения Сына Божия. Свт. Григорий Палама пишет: "из рода в род отсекалось всё злое, а всё доброе прививалось, так что произрос наконец чистый сосуд Матери Божией". У католиков же любая иудейская девушка могла стать избранницей и выходит, что теряется смысл истории. Далее, догмат о непорочном зачатии игнорирует единство падшей природы человеческого рода. Если Христос воспринял плоть от Девы Марии, уже очищенную от первородного греха, то для чего вообще Ему нужно было воплощаться? К сказанному можно добавить, что прирождённая непорочность, как и всякое природное совершенство, сама по себе не имеет нравственной ценности. Таким образом, желая возвеличить Пресвятую Деву, католики лишают Её личной святости, достигнутой подвигами.

В к. 1950 г. Пий XII провозгласил догмат о телесном вознесении Богородицы. Вернее, речь шла об "assumptio" - телесном взятии Богородицы на небо. "Непорочная Дева Мария, закончив путь земной жизни, была взята с душой и телом в небесную славу". Так была смерть или нет? В католическом богословии есть два направления в этом вопросе:

1. Имморталисты. Они учат, что смерти не было. Это течение непопулярно, т.к. оно явно противоречит преданию Иерусалимской церкви и учению отцев-свв. Модеста Иерусалимского, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и др.

2. Морталисты учат, что смерть имела место, но Богородица умерла добровольно желая разделить подвиг Христа.

Как видно, почитание Богородицы на Западе весьма специфично и во многом расходится с восточной традицией. Особо следует обратить внимание на то, что в католическом богословии Деву Марию склонны именовать "coredemptrix" - соискупительница, что существенно искажает христианскую сотериологию, согласно которой спасение совершено только Христом.

За последние полтора столетия явления Богородицы на Западе дело нередкое. Их можно насчитать немало в разных регионах, где имеется Католическая церковь. Это Франция, Португалия, Западная Украина, Сербия, Латинская Америка, Япония, и др. страны. Как можно отнестись к этим явлениям, если у православных к католикам отношение в основном как к еретикам и поэтому, настоящих чудес у них быть не может, а есть только прелесть? Наиболее известные явления были в Фатиме и Лурде и в обоих случаях свидетелями явлений были дети. Это можно объяснить тем, что дети менее всего причастны к конфессиональным заблуждениям РКЦ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: