Режим личной власти Фердинанда I

Осуществлению замыслов Фердинанда I во многом способствовала частая смена правительств: с января 1899 г. по май 1903 г. у власти находилось четыре кабинета. Если правительства Стам-болова и Стоилова ориентировали свои действия на проведение экономической модернизации, то сформированный С. Даневым кабинет Прогрессивно-либеральной партии (1902—1903) предпринял попытку либерализировать методы внутреннего управления.

В области внешней политики это правительство выступало за сближение с Россией. Итогом его усилий явилось подписание в июне 1902 г. во время визита Фердинанда I и С. Данева в Петербург двусторонней военной конвенции в противовес заключенному между Австро-Венгрией и Румынией соглашению. Российская дипломатия активно содействовала Болгарии' в решении вопроса о получении на выгодных условиях займа у французских банков в размере 106 млн левов, который способствовал достижению на некоторое время внутриполитической стабилизации. Правительство Прогрессивно-либеральной партии попыталось нормализовать отношения с балканскими странами, однако ему это не удалось. Препятствием здесь являлось прежде всего их соперничество по вопросу о Македонии.

Неудачи правительства С. Данева в решении задач внешней политики, осложнение отношений с Фердинандом I, связанное

с явной пророссийской ориентацией кабинета, вынудили его подать в отставку в мае 1903 г.

Формирование нового кабинета министров было доверено Народно-либеральной партии. Однако его главой стал не лидер партии Д. Петков, получивший пост министра внутренних дел, а доверенное лицо князя — генерал Рано Петров. С этого времени началось утверждение личного режима Фердинанда I.

Народно-либеральной партии удалось ограничить возможности оппозиции и укрепить свои позиции в парламенте.

Кабинет Народно-либеральной партии уделял внимание модернизации средств производства, повышению квалификации рабочих, торговцев и т.д., считая при этом необходимым поощрять в первую очередь крупные промышленные предприятия. Применительно к потребностям страны им в 1905 г. были установлены новые таможенные тарифы: высокие на продукцию сельскохозяйственного производства и низкие на необходимую продукцию промышленного производства. В том же 1905 г. Болгария подписала договор о таможенном союзе с Сербией, предусматривавший, за небольшими исключениями, осуществление беспошлинной торговли между двумя странами. В 19051907 гг. она заключила, в очередной раз нарушая Берлинский договор, новые торговые соглашения с Россией, Германией, Великобританией, Францией, Турцией и Румынией. Тем самым Княжество продемонстрировало формальный характер своей зависимости от Османской империи, значительную степень обретенной им после 1879 г. самостоятельности. В 1906 г. был принят закон о торгово-промышленных палатах. Велось строительство железных и шоссейных дорог, пристаней, благоустройство городских центров.

Правительство приложило немалые усилия для реформирования финансовой системы. Улучшение сбора прямых налогов, распродажа государственного имущества привели к увеличению доходов государственного бюджета. При этом с 1903 г. около 30% бюджета уходило на модернизацию вооруженных сил Болгарии.

В 1903 г. был принят специальный закон об устройстве армии. Увеличился ее кадровый состав, были проведены и структурные перемены. Генеральный штаб разработал планы будущей войны с Османской империей.

Перевооружение армии не обошлось без злоупотреблений. Афера, связанная с поставками для армии, в которой оказались замешаны многие первые лица государства, вынудила генерала Р. Петрова подать в отставку. В 1906 г. пост премьер-министра занял Д. Петков.

Смена главы кабинета в 1906 г. прошла на фоне роста стачечного движения в стране, которое подтолкнуло правительство Народно-либеральной партии к выработке системы норм, регулирующих отношения с рабочими. Были приняты законы о защите труда женщин и детей, о помощи государственным рабочим при несчастных случаях, о рабочей инспекции и т.п.

Действия кабинета Народно-либеральной партии в области внешней политики были направлены на достижение полной самостоятельности Княжества и на реализацию его национально-государственных интересов. Усиленная дипломатическая деятельность правительства была связана с восстанием населения Македонии и Фракии, организованным Внутренней маке-доно-одринской революционной организацией (ВМОРО). Восстание в Македонии началось 2 августа 1903 г. в Ильин день (отсюда его название — «Илинденское»). Оно охватило Юго-Западную Македонию — Монастирскую (Битольскую), Охридскую, Лерин-скую (Флоринскую) и другие казы. В г. Крушеве повстанцы провозгласили так называемую «Крушевекую республику». Неравные бои с войсками империи длились около трех месяцев. Погибло приблизительно 5 тыс. человек, более 200 сел было сожжено, около 30 тыс. человек эмигрировало.

Подобная участь постигла также восстание, вспыхнувшее в августе 1903 г. в Эгейской Фракии («Преображенское»). Образованная в горах Странджа (Истранджа) так называемая «Странд-жанская республика» продержалась около месяца. Правительство Болгарии обвинило в происшедшем Османскую империю, отказывавшуюся от проведения каких бы то ни было реформ в Македонии и во Фракии. Весной 1904 г. Болгария и Турция заключили соглашение, предусматривавшее возможность возвращения беженцев из Македонии и Фракии и другие меры в ответ на отказ Болгарии от использования ее территории для вооруженных нападений на империю. В определенной мере оно дополнило Мюрцштег-ское соглашение России и Австро-Венгрии 1903 г. относительно проведения реформ в трех вилайетах Османской империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: