Позитивизм и реализм

Период от поражения восстания 1863-1864 гг. до 90-х гг. XIX в. известен в польской истории как эпоха позитивизма, хотя он в эти годы, конечно же, не являлся единственным направлением в общественной, научной и культурной жизни. Последователи

этого философского направления были убеждены в том, что мир развивается благодаря естественным, рациональным законам. В связи с этим большое значение они придавали науке и образованию. Польский позитивизм воспринял некоторые черты, характерные для французской школы, но имел и свои особенности. Его сторонники были убеждены в преимуществе индустриальной цивилизации и высказывались за применение в промышленности и сельском хозяйстве современных техники и технологий. Они отвергали революцию, нарушавшую, по их мнению, естественный прогресс и порождающую анархию; следуя Ч.Дарвину и Г.Т. Боклю, проповедовали рациональный, утилитарный и эмпирический подход к жизни. В отличие от западных разновидностей польский позитивизм представлял собой не столько философскую школу, сколько литературное и общественно-политическое течение. Отбросив романтический миф богоизбранного народа, польские адепты позитивизма воспринимали народ как единый организм. Они возвышали его, дабы он мог успешно противостоять чужеземному владычеству. Один из главных варшавских позитивистов — А. Свентоховский (1849—1938), выступил против романтических идеалов, он хотел, чтобы европейские ветры проветрили «польскую душную избу».

Сторонники позитивизма в целом критически относились к романтической традиции борьбы и самопожертвования как не давшей результатов в решении польского вопроса и приведшей к напрасным жертвам. Но их взгляды не отличались единством по вопросу о дальнейших путях развития польского народа. В Великой Польше по своим убеждениям они были близки западноевропейским либералам — стремились противодействовать идеологии клерикализма и сотрудничеству с автократической Пруссией, делали упор на органический труд и национальную солидарность.

Вклад краковских позитивистов в борьбу с романтической традицией выразился в интерпретации польской истории, и прежде всего причин падения Речи Посполитой. Представители краковской исторической школы (В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Боб-жиньский и др.) видели их в особенностях внутреннего развития страны, считали произведенные в последней трети XVIII в. разделы закономерным итогом, вину за который несут сами поляки. Такая позиция привела их к толерантному и даже лояльному отношению к Вене. Этому, несомненно, способствовало и сильное влияние в монархии Габсбургов католической церкви, рассматривавшейся польской интеллигенцией как один из важнейших польских национальных институтов.

Представители варшавской исторической школы — Т. Кор-зон, В. Смоленьский и др. — основной причиной падения Речи Посполитой считали захватническую политику более сильных соседей. Раздел Польши прервал ее поступательное развитие, наметившееся во второй половине XVIII в.

Позитивистский лозунг органического труда относился к культурной, общественной и хозяйственной жизни. Позитивисты подчеркивали значение экономического прогресса и были обеспокоены тем, чтобы польские земли не остались в хвосте европейской модернизации. Героями позитивистов стали уже не повстанцы, не «человек с ружьем и саблей», а врачи, борющиеся с болезнями, учителя, ликвидирующие безграмотность, инженеры, предприниматели, купцы и другие деятельные люди. Позитивистская программа пропагандировалась через прессу, публицистику и литературу. Быстро росло число названий газет и журналов и их тиражи, они приобретали все большее влияние на умонастроения в обществе. Заметным явлением стали издания, предназначенные для селян. Пресса отличалась разнообразием и удовлетворяла запросы широкого круга людей. Популярной формой подачи материала были обозрения или, как их тогда называли, фельетоны. Чтение газет входило в привычку в образованных слоях общества.

Важную роль в разработке и пропаганде позитивистского мировоззрения и программы органического труда играли периодические издания. Свентоховский, например, делал это на страницах варшавских «Пшеглёнда тыгоднёвого» («Еженедельное обозрение») и «Правды». Его издания осуждали классовые предрассудки, выступали за эмансипацию женщин, а также евреев, составлявших в Царстве Польском немалую часть городского населения.

Ведущим направлением в польской литературе последней трети XIX в. стал реализм. Ценились произведения, верно отражавшие не всегда светлую действительность. Роман и новелла потеснили поэзию и рассказ. Литература и искусство идеализировали героев новой эпохи и высмеивали традиционалистов и обскурантов. Важное место в иерархии литературных произведений занял бытовой роман, высоким оставался интерес читателей к историческим романам.

В эпоху позитивизма расцвел талант ряда видных польских прозаиков. Одним из них был Б. Прус (А. Гловацкий) (1847—1912), газетные обозрения которого стали популярной варшавской хроникой конца столетия. Широкую известность получили его романы «Кукла» и «Фараон». Э. Ожешко была певцом литовско-белорусской земли, где проживало немало поляков. Многие зачитывались ее романом «Над Неманом».

Но самым популярным писателем этой эпохи стал Г. Сенке-вич (1846—1916), автор знаменитой исторической трилогии «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыёвский». Из других исторических романов писателя следует назвать «Камо грядеши» и «Крестоносцы». Творчество Сенкевича отмечено Нобелевской премией (1905).

Среди поэтов особенно выделялись А. Аснык, автор интеллектуально насыщенных сонетов, и М. Конопницкая, обращавшаяся своим творчеством прежде всего к простому читателю и не чуравшаяся общественных и социальных мотивов.

Важное место в культурной жизни поляков занимал театр. Варшавские государственные театры были теми немногими общественными местами, где свободно звучал польский язык. Театры Варшавы, Кракова, Львова, Познани отличались высоким художественным уровнем репертуара, прекрасными актерскими труппами. В более мелких городах представления давали любительские театры и странствующие коллективы. В одном из них дебютировала выдающаяся актриса X. Моджеевская.

Огромную эстетическую и воспитательную нагрузку несла живопись. На последнюю треть XIX в. приходится пик популярности Я. Матейко (1838-1893) — ректора Краковской школы изящных искусств, единственной в польских землях после закрытия академии в Варшаве высшей художественной школы. В 1895 г. она была преобразована в Академию изящных искусств. Кисти Матейко принадлежит ряд монументальных полотен, посвященных кульминационным моментам польской истории («Битва под Грюнвальдом», «Костюшко под Рацлавицами», «Прусская присяга» и др.). Широкую известность, особенно в России, приобрело творчество Г. Семирадского. Любители живописи с нетерпением ждали появлений новых работ графика А. Гроттгера, художников Я. Мальчевского, братьев А. и М. Герымских. В 1879 г. в Кракове был открыт Национальный музей, где посетители могли знакомиться с выдающимися произведениями польских живописцев, скульпторов и других представителей изобразительных искусств.

В музыке в этот период не было столь ярких имен, как Мо-нюшко, в основном композиторы работали в традиционном стиле. Среди исполнителей наиболее известен скрипач Г. Венявский (1835—1880). Зато наблюдалось общее оживление музыкальной жизни: создавались хоровые общества, консерватории и музыкальные школы. В 1871 г. было основано Варшавское музыкальное общество.

Большое внимание в послеповстанческий период уделялось просвещению. В сфере высшего образования важное место вплоть

до закрытия в 1869 г. занимала варшавская Главная школа. В числе ее профессоров — известный химик Я. Натансон и знаменитый лингвист Я. Бодуэн де Куртенэ. Поляки составляли около 45% слушателей русского Варшавского университета, созданного на базе Главной школы. Но царившая в нем и вокруг него атмосфера не способствовала его популярности среди поляков. Поэтому большинство молодых людей, желавших получить высшее образование, выезжали на учебу за границу, чаще всего в Краков и во Львов, а также в университеты на территории Российской империи. Поляки из польских земель Пруссии могли обучаться только в немецких или заграничных университетах.

В последние десятилетия XIX в. основными центрами польской науки стали Ягеллонский и Львовский университеты и отчасти открытый в 1871 г. Львовский политехнический институт. Росло число студентов, в том числе и за счет выходцев из крестьян. Выдающимся событием в научной и общественной жизни стало создание в 1871 г. в Кракове Академии знаний, 100 членов которой составляли научную элиту всех польских земель.

Различным было положение школьного образования. Начальное образование хуже всего было поставлено в Царстве Польском, где число школ было невелико, а уровень преподавания весьма низок. В Царстве Польском и в начале века все еще было много неграмотных. Полную противоположность представляла Пруссия. Здесь власти придавали большое значение элементарному образованию, в том числе и как важному инструменту воспитания лояльных граждан. Неграмотных в Пруссии практически не было. Австрийские земли по уровню грамотности занимали промежуточное положение, несколько опережая Царство Польское, но безнадежно отставая от польских провинций Пруссии.

Польские средние школы наиболее интенсивно развивались в монархии Габсбургов. В основном это были классические гимназии. В Царстве Польском гимназии были русифицированы, а в прусских землях — германизированы.

КУЛЬТУРА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Рубеж веков во многом стал переломным в формировании материальных и духовных условий жизни польского общества. В это время распространяются такие важные технические изобретения, как кино, автомобиль, самолет, телефон и т.д. И хотя условия жизни зачастую еще оставались традиционными, особенно в селах, но темп ее ускорялся, везде наблюдались ростки нового. В крупных и средних городах строились электростанции,

Все более заметным и массовым явлением в культурной жизни становится кино. Перед первой мировой войной в польских землях насчитывалось около 400 кинотеатров, в которых демонстрировались не только зарубежные, но с 1908 г. и собственные фильмы.

Таким образом, культура осталась той одной из немногих областей жизни польского общества, которые обеспечили развитие польской нации как единого целого, несмотря на разделившие ее политические границы. Во многом благодаря достижениям в сфере культуры польская нация постоянно напоминала европейскому общественному мнению о своем существовании и праве на занятие достойного места в сообществе свободных народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: