Римский доминат. Реформы императоров Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи

Домина́т (лат. dominātus «господство») — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату, установленная Диоклетианом (284—305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью». Полагают, что термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — «господин и бог» (dominus et deus). Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующим этапом постепенной трансформации Римской республики в монархию с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись, и формально продолжали действовать, а глава государства, принцепс («первый») считался лишь первым гражданином республики.

В период домината сенат превращается в сословие с декоративными функциями[1] Основным титулом главы государства вместо «принцепс» (первый гражданин) и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» («священный») и «доминус» («господин», что подразумевало, что все остальные являются его рабами).

Основателем системы домината обычно считается император Диоклетиан. Он установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император принимал законы империи, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до принятия империей христианства, носил титул главы коллегии понтификов.

В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия - период домината (от "доминус" - господин).

Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре - орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики и ведомство финансовое. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т. д.

Многое принадлежит здесь странам греческого мира: земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе; здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты "почетных граждан" и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города.

В III веке н. э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.

В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.

Административная реформа Диоклетиана - сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен "солдатских императоров", предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина

ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам - двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы - на провинции, которыми управляли ректоры, провинции - на округа с окружной администрацией.

Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, - государственной религией. Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической


12. Основные этапы развития римского права. Законы 12 таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только обязанностью подданно- го, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными закона- ми и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, ォсвязан- ных между собой согласием в вопросах праваサ. Та- ким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме. Развитию римского права способствовали многие обстоятельства. Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях Древнего мира правовая система, имею- щая рационалистический характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системно- го, тщательно разработанного правового образова- ния. Классическое римское право - это вершина в истории права античности и Древнего мира в це- лом. Оно представляет собой одно из величайших до- стижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и циви- лизации трудно переоценить. Римское право нужно рассматривать в историче- ском контексте, как и правовые нормы рабовладель- ческого права. На первый взгляд оно может казать- ся таким, поскольку сформировалось и достигло своего арогея в обществе, в основе которого лежа- ло наиболее развитое во всем античном мире клас- сическое рабство. На ранних этапах истории Римского государства, ког- да в обществе сохранялись многие элементы патриар- хального быта, а товарно-денежные отношения не по- лучили еще развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обря- дами, тормозившими экономический оборот. Постепен- ный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам рабовладельческую им- перию способствовал быстрым темпам роста товарно- го производства, а в конечном счете - созданию само- го дифференцированного за всю историю Древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавше- го адекватной правовой регламентации. Развитие частной собственности и построенного на ней товарного оборота меняло устаревшие правовые формы. Вместо них создавалось новое и совершен- ное в технико-юридическом отношении законода- тельство, способное урегулировать рыночные отно- шения, регламентировать потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде рим- ское право стало универсальной правовой системой, применяемой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общественного развития, если в экономической его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство. Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила назва- ние ォЗаконов XII таблицサ. В 426 г. специальными законами Феодосия II и Валентина III о цитирова- нии была признана юридическая сила за сочинениями пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпнана, Ма- дестина и Гая. Всеобъемлющая систематизация рим- ского права была проведена в 528-534 гг., т. е. уже после падения Западной Римской империи, по указа- нию византийского императора Юстиниана. Закон 12 таблиц Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила назва- ние ォЗаконов XII таблицサ. В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного. Свое название Законы получи- ли в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Законы XII таблиц были записью обычного права. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов - Цице- рона, Ульпиана, Гай и др. Было четко проведено разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным обра- зом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи. Отчуждение земли, рабов, рабо- чего скота должно было совершаться в строго уста- новленной форме. Она называлась манципация. Определялась так называемая античная собствен- ность. Это ォсовместная частная собственность актив- ных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциацииサ. В статьях римского права имела место и государственная собственность, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением. Долговое рабство, узаконенное Таблицами, отмечалось крайней суровостью. Семейные отношения по Законам XII таблиц характеризуются прежде всего неограниченной властью главы фамилии. Жена и другие домочадцы были во власти мужа. Существовало две формы бра- ка: в форме манципации и брак, устанавливаемый ^!/ фактом сожительства. Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже поли- тической - не ранее смерти отца. Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования. Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц также отличаются суровостью. В Законах XII таб- лиц не упоминали об умышленных убийствах, возмож- но, это объясняется тем, что меры наказания, следуе- мые за них, не вызывали сомнений (смертная казнь). Во избежание произвола за каждым римским гражда- нином признавалось право апелляции к Народному собранию, решение которого было окончательным. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магист- рату. Ответчик вызывался самим истцом. Если от- ветчик не являлся, то он попадал во власть истца, который мог ォналожить на него рукиサ, т. е. поступить с ним, как с неоплатным должникомサ. Рассматривае- мое дело состояло из нескольких стадий. На пер- вой стадии истец в официальной форме заявлял свои претензии к ответчику. На второй стадии допускались к участию в процессе представители сторон и защит- ники (адвокаты). Судьи знакомились с доказатель- ствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало. В уголовных делах магистрат, кото- рый вел дело, использовал инквизиционную проце- дуру. В спорах между иностранцами нормы Законов XII таблиц были неприменимы. На ранних этапах истории Римского государства, ког- да в обществе сохранялись многие элементы патриар- хального быта, а товарно-денежные отношения не по- лучили еще развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обря- дами, тормозившими экономический оборот. Постепен- ный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам рабовладельческую им- перию способствовал быстрым темпам роста товарно- го производства, а в конечном счете - созданию само- го дифференцированного за всю историю Древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавше- го адекватной правовой регламентации. Развитие частной собственности и построенного на ней товарного оборота меняло устаревшие правовые формы. Вместо них создавалось новое и совершен- ное в технико-юридическом отношении законода- тельство, способное урегулировать рыночные отно- шения, регламентировать потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде рим- ское право стало универсальной правовой системой, применяемой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общественного развития, если в экономической его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство. Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила назва- ние ォЗаконов XII таблицサ. В 426 г. специальными законами Феодосия II и Валентина III о цитирова- нии была признана юридическая сила за сочинениями пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпнана, Ма- дестина и Гая. Всеобъемлющая систематизация рим- ского права была проведена в 528-534 гг., т. е. уже после падения Западной Римской империи, по указа- нию византийского императора Юстиниана.

Манципа́ция (лат. mancipatio, от лат. manus — «рука» и лат. capio — «беру») — в римском праве акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и весовщика передавалась приобретателю при произнесении строго определённых словесных форм и выполнении обряда с весами с медным слитком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: