Если в середине XVIII в. в России было около 600 мануфактур, то к концу столетия их насчитывалось 1200. Развивались металлургическая промышленность, цветная металлургия. Производство чугуна составляло 5 млн. пудов в год. В 40-е гг. XVIII в. возникла новая отрасль цветной металлургии — золотопромышленные заводы близ Екатеринбурга и на Алтае.
Крупнейшим центром металлургической промышленности оставался Урал. На долю уральских предприятий приходилось 65% чугуна и 90% выплавки меди.
Значительные успехи были достигнуты в развитии легкой промышленности, особенно в полотняном, суконном и шелковом производстве. В последней четверти XVIII в. возникла хлопчатобумажная промышленность.
Увеличение численности оброчных крестьян давало возможность при строительстве предприятий легкой промышленности лучше учитывать наличие источников сырья и рабочей силы.
Например, парусно-полотняные мануфактуры размещались в областях, где возделывались лен и конопля, особенно севернее и западнее Москвы. Суконные мануфактуры преимущественно размещались в районах разведения овец — Воронежская губерния, Украина.
|
|
Характерным явлением в развитии легкой промышленности, в особенности текстильной, было углубление специализации. В конце XVIII в. одни мануфактуры стали выпускать только парусное полотно, другие — прочие льняные изделия. Появились ситценабивные мануфактуры.
Большинство мануфактур принадлежало купцам. Вместе с тем в промышленное производство вовлекались крестьяне и дворяне.
Дворяне строили промышленные предприятия, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья: винокуренные заводы, мукомольные, парусно-полотняные и суконные мануфактуры. Дворянское предпринимательство получило распространение и в металлургии. Однако в целом по стране, несмотря на увеличение числа дворянских мануфактур, удельный вес их понизился за счет роста крестьянских и купеческих предприятий.
Состав рабочей силы на мануфактурах изменялся в направлении повышения удельного веса наемного труда. Среди наемных рабочих были отпущенные на оброк помещичьи крестьяне, государственные крестьяне, горожане. Однако в разных отраслях промышленности эти изменения прослеживались по-разному. Промышленники-металлурги, например, покупали крепостных к заводам, успев приобрести до запрещения этой практики в 1762 г. десятки тысяч крепостных. Господство феодального строя привело к тому, что основные работы на заводах, как правило, выполнялись крепостными, вспомогательные — наемными рабочими. Крепостничество сдерживало развитие буржуазных отношений в промышленности.
|
|
В ряде отраслей промышленности сохранялись монополистические позиции дворянства (особенно винокурение, суконное производство). В целом металлургия страны к концу столетия сохраняла прочные связи с феодально-крепостническим строем.
В легкой промышленности складывались более благоприятные условия для применения наемного труда. Это объяснялось тем, что предприятия легкой промышленности в основном размещались в городских центрах — местах сосредоточения рабочей силы. Прекращение приписки крестьян к заводам в 1762 г. способствовало росту наемного труда. Принудительный труд сохранял свои позиции лишь в суконной и полотняной промышленности, где получили распространение дворянские мануфактуры.
Крепостническая система хозяйства обрекла русскую промышленность на отставание, тормозила технический прогресс. История русской техники свидетельствует о том, что не только отдельные усовершенствования, но даже крупные изобретения не находили применения и предавались забвению.
Рост промыслов, промышленности, развитие форм феодальной эксплуатации обусловили расширение внутреннего обмена. Специализация районов (промыслового нечерноземного и земледельческого черноземного) могла развиваться только при оживленном торговом обмене промышленными изделиями и продуктами питания.
Продолжался процесс развития всероссийского рынка. Большое значение имела отмена в 1754 г. внутренних таможенных пошлин. Увеличивалось число ярмарок и торжков, усиливался торговый обмен между центральными промышленными районами и земледельческими областями страны. Петербург был вторым после Москвы крупным центром всероссийского рынка.
Всероссийский рынок становился национальным. В его орбиту втягивались народы Поволжья, Эстляндии, Лифляндии, получавшие благоприятные возможности для сбыта сельскохозяйственных продуктов.
Развитие промышленности, промыслов, производства сельскохозяйственных продуктов, рост внутреннего товарообмена сопровождались значительным ростом внешней торговли. На мировом рынке высоко ценилось уральское железо. В страны Европы Россия вывозила сельскохозяйственное сырье, а в торговле с Востоком преобладали в основном промышленные изделия. Во внешней торговле особенно проявлялась экономическая отсталость России.
§ 2. Государственная власть
Преобразование органов государственной власти и управления во второй четверти XVIII в. закономерно вытекало из предшествующего развития Русского государства.
Так, уже во времена правления Петра I ощущалась потребность в создании специального органа при царе. Это, в частности, наиболее ярко проявилось в деятельности Коллегии иностранных дел, называвшейся Тайным советом в силе того значения, которое приобрели собиравшиеся в ней совещания царя с важнейшими государственными сановниками. Во второй четверти XVIII в. возникают Верховный тайный совет и Кабинет министров как высшие органы при монархе с совещательными функциями. Образование этих органов ограничивало власть Сената, однако и в это время он продолжал руководить деятельностью всех звеньев государственного управления, а в 1741 г. его права были полностью восстановлены.
Сохраняла основные черты и система коллегий, претерпев лишь отдельные изменения. Важное место в управлении государством занимали такие сложившиеся еще в первой четверти XVIII в. коллегии, как Военная, Иностранных дел, Вотчинная, Юстиции и т. д.
В 1730 г. в России сложилась весьма благоприятная обстановка для преобразований в государственной системе. Подобных ситуаций не было на протяжении едва ли не всей дореволюционной истории. В этот период резко возросло недоверие преобладающего большинства дворянства к Верховному тайному совету, высшему совещательному органу, фактически решавшему все важнейшие государственные вопросы. В литературе это недоверие часто объясняется знатностью ведущих верховников. Вскоре после кончины Петра II в состав Верховного тайного совета введены два наиболее популярных полководца русской армии: М. М. Голицын и В. В. Долгоруков. В результате из семи членов совета пять оказались представителями двух знатных фамилий.
|
|
Однако трения между массой дворянства и верховниками проистекали не из-за знатности одних и незнатности других. В числе противников верховников также были представители знати — старых аристократических фамилий, вполне способных конкурировать в знатности с князьями Голицыными и Долгоруковыми. Так называемый проект тринадцати, поданный в Верховный тайный совет, предусматривал даже установить различие между старым и новым шляхетством, как это имело место в других странах. Основная линия расхождений верховников с массой дворянства заключалась в том, что при всех колебаниях Верховный тайный совет в 1727—1729 гг. чаще всего принимал точку зрения Голицына, искавшего решения вопросов (и следовательно, поощрения) торговли и предпринимательства. Косвенно это затрагивало интересы дворянства, так как тяжесть налогового обложения приходилась на кресть-, ян — объект эксплуатации со стороны дворянства. К тому же в поисках средств правительство вынуждено было сокращать жалованье служащим-дворянам.
Об ограничении власти будущего монарха заговорили на заседании Верховного тайного совета 19 января. Хотя события застали верховников врасплох, их решения не были совершенно непродуманными. Даже кандидатуры возможных претендентов были обговорены предварительно, по крайней мере, между Долгоруковым и Голицыным. Правда, на заседании выплывали разные кандидатуры. Но Алексея Григорьевича Долгорукова, попытавшегося было упомянуть свою дочь, обрученную с умершим князем, не поддержал никто даже из его родичей, а Владимир Васильевич Долгоруков высказался против такого предложения резче других членов Совета. Кандидатуру Анны Иоанновны, племянницы Петра I, в Совете назвал Д. М. Голицын. Но инициатива ее выдвижения, по некоторым данным, исходила от В. Л. Долгорукова. Во всяком случае, в действиях этих двух ведущих деятелей Совета наблюдалось полное единодушие.
|
|
Кандидатура Анны Иоанновны устраивала верховников главным образом потому, что за ней не просматривалась никакая партия и она не проявляла себя активной политической фигурой. Казалось, что ее выдвижением приобретается та необходимая в данной обстановке царствующая особа, под прикрытием которой верховники смогут сохранять в своих руках всю полноту власти. Не исключено, что так бы события и развивались, если бы верховники не решили придать реальному положению вполне законный, конституционный характер. К этому располагал и самый недавний опыт Швеции.
Сословное представительство в разных странах возникает примерно в одно и то же время и при сходных обстоятельствах. Королевская власть, не имея изначально бюрократического аппарата (и средств на его содержание), вынуждена была обращаться за содействием к сословиям. Представители сословий, естественно, стремились воспользоваться положением, чтобы разделить власть с монархом. В одних случаях это на более или менее длительный срок удавалось, в других — сословные органы оказывались послушным орудием в руках самодержца. В XVII в. эта борьба обострялась в Европе повсеместно. Судьбы России и Швеции в этом отношении оказались наиболее сходными. В конце XVII в. в Швеции восторжествовал абсолютизм. Риксдаг, по существу, без борьбы уступил всю власть королю Карлу XI. Мелкое дворянство и горожане поддержали короля в борьбе против аристократии и крупных землевладельцев.
В 1697 г. Карл XI умер, оставив своему пятнадцатилетнему сыну Карлу XII столь сильный королевский аппарат власти, что никто на него даже не посмел покушаться. Авторитет Карла XI в значительной мере связан был с его внешнеполитическими успехами (особенно заметными на фоне неудачных действий прежнего регентского совета). Карл XII также оказался отличным полководцем. Однако Северную войну он в конечном счете проиграл и в 1718 г. погиб в Норвегии. Для любой государственной системы победы служат как бы оправданием порой самых нецелесообразных ее действий, поражения же, напротив, могут привести к крушению. Преуспевающий абсолютизм должен был нести ответственность за поражение. В 1719—1720 гг. были разработаны постановления о форме правления, и с 1723 г. власть снова принадлежала сословиям, действовавшим через риксдаг. Королевская власть существенно ограничивалась.
Административный опыт Швеции использовался в России. В частности, еще Петра I интересовала система организации в Европе коллегий. В. Л. Долгоруков в 1715 г., будучи русским посланником в Копенгагене, получил предписание ознакомиться со штатным расписанием датских коллегий: «Сколько колеги-ум, что каждай должность, сколько каких персон в коллегии каждой, како жалованье кому, какие ранги междо себя». Позднее, подготавливая проект коллегий, он использовал и шведский опыт.
Опыт Швеции, несомненно, помог верховникам в сжатые сроки предложить некоторые важные установления. Но основное было не в заимствовании, а в схожести судеб.
Сословное представительство в России достигло наивысшего развития в трудные годы Смутного времени и в первое десятилетие после избрания на царский трон юного Михаила Романова. Но постепенно роль сословно-представительных учреждений падает. Бурные социальные потрясения «бунташного» XVII в. заставляли верхи тянуться к сильной царской власти. При Петре I самодержавие достигает своеобразной вершины. Петр как бы выразил тот предел, который способен дать абсолютизм. И оказалось, что издержек было слишком много.
О содержании Кондиций — условий приглашения на царский трон Анны Иоанновны — верховники договорились быстро. Анна соглашалась признать «уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать», «понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит».
Кондиции являлись документом, с которым верховники обратились к Анне. К дворянскому же «всенародию» они собирались выйти с иным документом — «проектом формы правления». Первым же пунктом в проекте разъяснялось, что «Верховный тайный совет состоит ни для какой собственной того собрания власти, точию для лутчей государственной пользы и управления в помощь их имп. Величеств». Как и в предшествующий период в России, ограничения срока занятия должностей не предполагалось. «Упалые», т. е. освободившиеся, места должны были восполняться и из шляхетства, людей верных и обществу народному доброжелательных, не вспоминая об иноземцах.
«Проект формы правления» являлся результатом взаимных уступок членов Верховного тайного совета. В таком виде он не отражал полностью ни взглядов Д. М. Голицына, ни убеждений В. Л. Долгорукова. Голицын имел более смелый проект политических преобразований, предусматривавший значительное возрастание роли третьего сословия. По замыслу Голицына, помимо Верховного тайного совета, учреждались три собрания: Сенат, шляхетская палата, палата городских представителей. Сенат в составе тридцати шести человек должен был рассматривать дела, представляемые Совету. Шляхетская палата из двухсот человек была призвана ограждать права этого сословия от возможных посягательств со стороны Верховного тайного совета. Палата городских представителей должна была блюсти интересы третьего сословия и заведовать торговыми делами.
Именно в голицынском проекте с наибольшей полнотой учитывались и шведская конституция, и собственно русская земская практика эпохи ее наивысшего подъема. Голицын значительно далее своих коллег готов был идти навстречу пожеланиям купечества и горожан. Создание замкнутых сословных сфер в данном случае должно было ограничить дальнейшее расширение крепостнических отношений. И понятно, что этот проект даже не был вынесен на обсуждение. Слишком явно было, что он не удовлетворит дворянство, без которого любые предложения верховников были обречены на неудачу.
Верховники предусматривали и определенный порядок обсуждения проектов на пути превращения их в законодательные акты. Этой цели служил специальный документ, называемый «Способы, которыми, как видитца, порядочнее, основательнее и тверже можно сочинить и утвердить известное толь важное и полезное всему народу и государству дело». Первый пункт документа предлагал, чтоб «все великороссийского народа шляхетство, выключа иноземцев... не греческого закона и у которых деды не в России породились, согласились бы за себя и за отсутствующих единодушно вместе так, чтоб никто, никак и ничем от того согласия не отговаривался ни заслугами, ни рангом, ни старостью фамилии, и чтоб всякому был один голос». Предусматривалось, следовательно, равенство всех дворян независимо от их личных заслуг и знатности рода, а также положения на служебной лестнице.
«Единодушным согласием» необходимо было избрать «ис тогож шляхетства годных и верных отечеству людей от двадцати до тридцати человек», и эти выборные должны были готовить письменные проекты, «что они вымыслить могут к пользе отечества». Заседания должны идти под председательством двух выборных особ, которые сами права голоса не имеют, а лишь поддерживают порядок, унимают страсти в ходе заседаний. Если возникали вопросы, касающиеся других сословий, выборные от этих сословий приглашались на обсуждение. Оговаривалось, «чтоб выборные от всякого чина имели свой выбор», т. е. чтобы выборы осуществлялись не сверху, со стороны властей, а в рамках сословных организаций.
Коллективное заключение выборные от дворян должны были представить в Сенат «и с ним советовать и согласитца», а затем в Верховный тайный совет. «А как выборные, Сенат и Верховный совет о каком деле согласятца, и тогда послать с тем делом несколько особ к Ее Им. Величеству и просить, чтоб конфирмовала» (т. е. утвердила. — Авт.).
Предлагаемые проекты могли бы совершенно изменить политическое лицо России и существенно повлиять на ее дальнейшее социальное развитие. Даже ограничение круга полноправных в политическом отношении граждан только шляхетством в этих условиях было большим шагом вперед. К тому же хотя бы и глухой форме говорилось и о правах других сословий (разумеется, не считая крепостных крестьян), дела которых должны были решаться с их полноправным участием. В последней оговорке, пожалуй, и сказывается влияние голицынского проекта создания сословных палат. Логика дальнейшего развития неизбежно повела бы к постепенному усилению роли третьего сословия. Примерно так, как было в Швеции этого времени. Аристократия в Швеции более, чем в России, кичилась своим происхождением, но третье сословие благодаря наличию значительных капиталов уверенно забирало в свои руки те сферы, которые давали более всего прибылей.
Однако после подписания Анной Иоанновной Кондиций верховники не успели осуществить свои начинания.
25 февраля группе дворян, в числе которых были Черкасский, только что примкнувший к ним генерал-фельдмаршал Трубецкой и Татищев, удалось проникнуть во дворец с челобитной.
Челобитная вовсе не свидетельствовала о желании дворянства вернуться к самодержавной форме правления. В ней выражалась благодарность за то, что Анна «изволила подписать пункты». «Бессмертное благодарение» было обещано Анне и от потомства. Дворян не устраивало лишь то, что столь полезное начинание осуществляется скрытно Верховным тайным советом. Чтобы рассеять «сумнительство», челобитчики просили созыва чего-то вроде учредительного собрания от генералитета, офицерства и шляхетства по одному или по два человека от фамилии для решения вопроса о форме государственного правления.
Анна была осведомлена о намерении сторонников восстановления самодержавия. Но текст челобитной был настолько для нее неожидан, что она готова была его отвергнуть. Подписать челобитную посоветовала Анне ее старшая сестра Екатерина. Чем она при этом руководствовалась — трудно сказать. Отношения между тремя сестрами были далеко не идиллическими. Анна не любила сестер, особенно Екатерину, которая отличалась и большим умом, и большей энергией, чем Анна. Но Анна боялась ее и потому слушалась. Конституционалистам, ничего не оставалось, как присоединиться к другой челобитной, в которой, вслед за просьбой принять «самодержавство», излагались пожелания допускать дворянство к выборам высших должностей и «форму правительства государства для пребуду-щих времен ныне установить». Но те, кто надеялся соединить самодержавие с принципами представительного правления и законностью, могли немедленно убедиться в несбыточности своих надежд. Анна приказала разорвать Кондиции на глазах верховников и других высших должностных лиц. Ни о каком обращении с ее стороны к дворянскому «всенародию» не могло быть и речи.
Закончился уникальный в истории России политический эксперимент: пятинедельный период конституционной монархии. Восторг и ликование изливали теперь те, кто, по выражению Артемия Волынского, наполнен был «трусостью и похлебством». Клеймили зачинщиков противного богу и привычного течению дел плана политического переустройства общества. Дрогнули и Долгоруковы. Они готовы были опередить монархистов с преподнесением Анне полного самодержавия. И кажется, только Дмитрий Голицын не отступил от однажды занятой позиции. «Пир был готов, — говорил он после 25 февраля. — Но гости были его недостойны. Я знаю, что беда обрушится на мою голову. Пусть я пострадаю за отечество. Я стар, и смерть не страшит меня. Но те, кто надеется насладиться моими страданиями, пострадают еще более». Это был пророческий взгляд на грядущую бироновщину.
§ 3. Усиление власти дворян. Политика просвещенного абсолютизма
Вторая половина XVIII в. — это торжество крепостничества и дворянства, торжество абсолютизма. Социально-экономической базой укрепления абсолютизма было укрепление положения дворянства. В этот период права дворянства были расширены, в том числе и в таком важном вопросе, как земельный вопрос, отменены ограничения в праве наследования земельных владений.
Россия во второй половине XVIII в. была феодально-крепостническим государством — органом прямой диктатуры дворян-крепостников. Внутренняя политика правительства 50—60-х гг. XVIII в. преследовала цель укрепить господство дворянства в условиях развития буржуазных отношений и обострения классовой борьбы. Эта политика вошла в историю как политика просвещенного абсолютизма.
В XVIII в. подобная политика осуществлялась почти во всех европейских странах (Пруссия, Швеция, Австрия, Испания, Дания); она была связана с развитием буржуазных отношений в недрах и при условии господства феодально-крепостнической системы хозяйства. Родившись как стремление ликвидировать возникавшее противоречие между крепостничеством и формирующимся капиталистическим укладом, политика просвещенного абсолютизма была призвана противопоставить революционно-демократическим преобразованиям общества устранение отгнивших феодальных институтов сверху, самим мо-^архом. Естественно, что при таком подходе к проблемам общественного развития ключевые позиции в государстве оставались по-прежнему в руках дворянства. Теоретики просвещенного абсолютизма приглашались монархами на службу. Монархи переписывались с ними и сами сочиняли политические трактаты. Законодательство этого времени преисполнено демагогическими разговорами об «общем благе», «всенародной пользе», заботе государства о нуждах «всех верноподданных». Однако «общее благо» понималось не в смысле политики, направленной на улучшение положения трудящихся, а как средство обеспечения наилучших условий для господства дворян-крепостников.
Политика просвещенного абсолютизма по своей сути выступала как метод удержания в повиновении народных масс.
Крах социальной политики Петра вызвал еще большее давление со стороны дворянства, стремящегося обрести прежнее положение в стране. Главным предметом давления стала Табель о рангах. Согласно одному из ее положений, каждый поступающий на государственную службу должен начинать ее с первого ранга независимо от происхождения. В случае военной карьеры это значило начинать службу рядовым солдатом. Но уже в 1731 г. был создан Кадетский корпус, выпускники которого сразу становились офицерами; только сыновья дворян могли быть учениками элитарного военного заведения. Другим указом Петра I была установлена обязанность пожизненной службы государству. Здесь тоже разгорелась борьба. В 1734 г. императрица Анна (1730—1740 гг.) ограничила срок обязательной государственной службы для дворян до 30 лет, а два года спустя — до 25 лет. Наконец, Петр III (1761 — 1762 гг.) ликвидировал эту обязанность вообще. Наоборот, кто добровольно брался за ее исполнение, получал льготы и привилегированное положение. В 1758 г. императрица Елизавета (1741 — 1761 гг.) окончательно подтвердила исключительное право дворян на землевладение. Дворянином считался тот, кто мог доказать свое дворянское происхождение. Это потребовало ведения книг с описанием генеалогических древ. В них наряду со столбовым дворянством записывали людей, «назначенных» дворянами государством. В 1764 г. Екатерина II (1762—1796 гг.) распорядилась, что каждый государственный чиновник, прослуживший в одном ранге не менее семи лет, автоматически переходил в следующий ранг.
Так закрутилась в России бюрократическая карусель. Вскоре срок службы в одном чине был сокращен, а в конце XVIII в. была установлена автоматическая система перевода в следующий ранг не по критерию квалификации чиновников и офицеров, а по критерию выслуги лет. Ранг давал право его обладателю занимать определенный пост в государственной иерархии независимо от того, обладал ли кандидат на должность надлежащей квалификацией или нет. В большинстве случаев ни о какой квалификации не могло быть и речи. Так идея Петра I превратилась в собственную противоположность. С социальной точки зрения государство привязывало к себе дворян-чиновников крепчайшим узлом: нет более верноподданного политической власти чиновника, чем бездарный чиновник. Социальный смысл Табели о рангах заключался в том, что люди без различия происхождения и сословной принадлежности могли стать дворянами благодаря государственной службе. Занимаемый ранг становился фактором социального положения индивида.
При Петре I и последующей веренице русских царей государство почти на полтора столетия соглашается с тем, что существует слой частных собственников, а обладание властью не является единственным и исключительным правом на собственность. Однако государство не становится выразителем интересов класса частных феодалов, как это имело место в классическом рабовладельческом и феодальном обществах. К русскому обществу неприменима марксова схема, по которой верховный феодал становится просто выразителем интересов множества мелких феодалов, поскольку не было таких периодов в русской истории, когда интерес государства приспосабливался к частным интересам собственников. Взаимодействие между ними было неравноправным.
Русское общество было экономическим обществом в том смысле слова, что господствующим классом в нем был класс собственников производительных сил. Но иерархия власти существовала в рамках данного класса, а не вне его. Эта иерархия связала распоряжение производительными силами с распоряжением средствами насилия. Русское государство выражало интерес класса распорядителей производительных сил.
Период стабилизации социальной системы государственного феодализма был периодом все большей экономической стагнации России. В рамках этого периода большинство проектов социальных реформ исходило от слоя частных феодалов. Подобные проекты могли быть самыми мелкими (например, проекты освобождения крестьян в собственном имении) и самыми крупными (проекты дворянских революционеров). Все они отвергались верховным феодалом-государством. Из большинства проектов не выходило ничего, а их жизнь кончалась в момент написания. Даже либеральничающий царь Александр I не давал согласия на осуществление мельчайших изменений (например, в 1816 г. несколько десятков помещиков подали царю предложение изменить статус своих подданных, причем не освобождая их от всех существенных обязанностей — царь отказал). Отказы были тем более решительными, чем большей широтой отличались намерения составителей проектов. А наиболее широкие проекты декабристов закончились виселицей и каторгой.
Экономические реформы могли нарушить сложившееся положение вещей, ибо состоятельные граждане становятся более капризными, поэтому государство не имело никаких материальных интересов в реформировании системы крепостного права и отбрасывало любые проекты. Едва оно увидело в этом свой интерес, как реформа была проведена даже вопреки сопротивлению частных феодалов.
Если интерес всякой власти заключается в подчинении граждан, то право в западной традиции ограничивает реализацию этого интереса и является формой защиты гражданина от власти. Власть в странах Запада вынуждена была принять это ограничение под давлением феодальной, а затем и буржуазной собственности. Такое давление отсутствовало в России. Вначале собственность, а затем и дворянство как класс были «огосударствлены». Поэтому неудивительно, что Русское государство не приняло ни идею, ни систему правового государства. Это противоречило элементарным интересам русской власти.
Ф. Энгельс отмечал, что государство было правительственным представителем всего общества, воплощением его в форме определенного совокупного тела. Но государство было таким телом лишь в той степени, в которой оно выступало представителем класса, олицетворяющего в данную эпоху все общество. В древности оно было государством граждан-рабовладельцев, в новое время — государством буржуазии.
Россия уже в период феодализма, связав в руках государства власть с собственностью, достигла того состояния, к которому страны Запада пришли лишь в период позднего капитализма. Силы, которые гарантировали значительную роль государства при феодализме, в процессе развития объединились с силами, определившими растущую роль государства при капитализме. В результате такого объединения Россия пробежала через капитализм так, как будто ее тянул «локомотив истории». Однако вопреки утверждениям советских коммунистов, начиная от В. И. Ленина и И. В. Сталина, русский рабочий класс, как показала история и современность, не был этим локомотивом.
§ 4. Экономическая функция государства XVIII в.
Русское государство стояло на страже феодального порядка до тех пор, пока такой порядок казался нерушимым и единственно возможным. В России он формировался в ходе длительной борьбы властителей-собственников с обычными собств'ен-никами. Однако подспудные экономические процессы постепенно делали положение обычных собственников все более шатким. Поэтому государство возвратилось к политике первого российского императора, стремившегося подчинить государству и этот слой, едва для того возникали надлежащие обстоятельства.
При обсуждении вопроса о переходе от феодализма к капитализму в России историки указывают примерно те же источники первичного накопления, что и в странах Запада. Различие состоит только в акцентах. С теоретической стороны процессы перехода тоже кажутся аналогичными: происходит эволюция в промышленно-городской системе, возникает рынок, сельское хозяйство приобретает все более товарный характер. В конце концов возникает необходимость освобождения рабочей силы для потребностей промышленности и подчинения феодальных отношений собственности капиталистическим отношениям, которые возникли в городской промышленности. Однако русский государственный феодализм был весьма специфичен. Наиболее полный перечень источников первоначального накопления в России таков: