О введении смертной казни на фронте и об учреждении
Постановление Временного правительства
По земельному вопросу
Постановление Временного правительства
(1917 г., марта 19)
(Извлечения)
Война и падение старого строя поставили на очередь самые серьезные экономические и хозяйственные вопросы России...
Первейшим из первых среди них является земельный вопрос, решение которого составляет самую серьезную социально-экономическую задачу переживаемого ныне исторического момента...
Земельный вопрос не может быть проведен в жизнь путем какого-либо захвата. Насилие и грабежи — самое дурное и самое опасное средство в области экономических отношений. Только враги народа могут толкать его на такой гибельный путь, на котором не может быть никакого разумного исхода. Земельный вопрос должен быть решен путем закона, принятого народным представительством...
Временное правительство признает своим неотложным долгом скорейшее выполнение подготовительных работ по земельному вопросу с тем, чтобы все материалы и сведения были представлены народным представителям.
|
|
На основании всего изложенного Временное правительство постановило:
1. Признать срочной подготовку и разработку материалов по земельному вопросу.
2. Поручить ее министру земледелия.
3. Для означенной цели образовать при министре земледелия земельный комитет...[255]
военно-революционных судов (1917 г., июля 12)
(Извлечение)
I. Установить в отношении военнослужащих на театре военных действий смертную казнь через расстрел как высшее наказание за нижеследующие преступления: военную и государственную измену... побег к неприятелю, бегство с поля сражения, самовольное оставление своего места во время боя и уклонение от участия в бою... подговор, подстрекательство или возбуждение к сдаче, бегству, или уклонению от сопротивления противнику... сдачу в плен без сопротивления... самовольную отлучку с караула в виду неприятеля... насильственные действия против начальников из офицеров и из солдат... сопротивление исполнению боевых приказаний и распоряжений начальника, явное восстание и подстрекательство к ним... нападение на часового или военный караул, вооруженное им сопротивление и умышленное убийство часового... а за умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабеж... — лишь в войсковом районе армий.
Тому же наказанию подлежат и неприятельские шпионы...
II. Установить следующие правила об учреждении военно-революционных судов на театре военных действий:
1) Военно-революционные суды могут быть учреждаемы при дивизиях, по распоряжению начальников дивизий или высших начальников, для рассмотрения дел о важнейших преступлениях, предусмотренных в отделе I сего постановления, если преступления эти представляются настолько очевидными, что не требуют производства предварительного следствия.
|
|
14) Приговор вступает в законную силу немедленно по объявлении его на суде и безотлагательно приводится в исполнение[256].
§ 4. Двоевластие и его причины
Февральская буржуазно-демократическая революция в России — закономерный результат движения народных масс, руководящую роль в котором играл пролетариат.
В ходе революции в Петрограде и других городах страны возникли Советы рабочих депутатов. Уже вечером 27 февраля 1917г. состоялось первое заседание Петроградского Совета, в руководстве которого состояли меньшевики и эсеры. Аналогичное положение сложилось в Московском Совете и большинстве Советов других городов.
В некоторых промышленных районах (Донбасс, Урал) Советами руководили большевики. Эти Советы были подлинно революционными: они явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, устанавливали рабочий контроль над производством, создавали рабочую милицию и Красную гвардию.
Меньшевики и эсеры Петроградского Совета 1 марта 1917г. предоставили возможность Временному комитету Государственной думы, который был образован буржуазными партиями, сформировать правительство. 2 марта 1917 г. было образовано буржуазное Временное правительство из октябристов, кадетов и одного эсера (Керенский). В стране установилось двоевластие, своеобразное переплетение двух диктатур: диктатуры буржуазии в лице Временного правительства и диктатуры рабочих и крестьян в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Советы, имевшие возможность в первые дни после свержения самодержавия взять государственную власть, не осуществили это из-за недостаточной политической зрелости трудящихся. Многомиллионные массы мелкобуржуазного населения России, впервые пробудившиеся к активной политической деятельности, не сумели сразу разобраться в программах и целях различных политических партий.
Объясняя сложившуюся ситуацию первых дней Февральской революции, В. И. Ленин писал: «Гигантская мелкобуржуазная волна захлестнула все, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно, т. е. заразила, захватила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику»[257]. Большинство мест в Советах захватили мелкобуржуазные партии меньшевиков и эсеров, не верившие в революционные возможности народа и стремившиеся передать всю власть буржуазии. Меньшевики и эсеры, будучи сторонниками буржуазной власти, считали, что революция в России уже достигла своих целей.
В первые дни после свержения самодержавия трудящиеся заблуждались относительно характера деятельности и целей Временного правительства. Они надеялись, что буржуазное правительство даст им мир, хлеб, свободу, а потому на определенном этапе развития революции его поддерживали.
Размах и характер борьбы трудящихся за победу социалистической революции во многом зависел от правильного понимания ими политической ситуации, сложившейся в стране, а также реакционной сущности действий господствующего класса, прикрывавшегося демократическими лозунгами и обманывавшего народ различными обещаниями. Деятельность большевиков по разоблачению политики Временного правительства ускоряла процесс осознания трудящимися своих классовых интересов, побуждала их к активной борьбе с эксплуататорами, своевременно подводила к пониманию необходимости свержения власти буржуазии и установления диктатуры пролетариата.
|
|
Временное правительство всеми силами и средствами отстаивало интересы только капиталистов и помещиков. В. И. Ленин, находясь во время свержения царизма за границей, уже 4 марта 1917 г. делает вывод о том, что в области внутренней политики Временное правительство не сможет удовлетворить требования народа (дать хлеб, наладить распределение продуктов), ибо это невозможно без решительных революционных мер, направленных против помещиков и капиталистов, на что буржуазное правительство никогда не сможет решиться.
Большевики призывали массы к проведению демократических преобразований в стране явочным путем, не дожидаясь постановлений Временного правительства. Они рекомендовали крестьянам захватывать помещичьи земли.
Сразу после свержения самодержавия началось массовое движение крестьян по захвату помещичьих земель и сельскохозяйственного инвентаря. Стремясь приостановить рост этого движения, Временное правительство учредило местные земельные комитеты, рассчитывая успокоить крестьянские массы видимостью создания органов, которые должны были подготовить проект земельной реформы для Учредительного собрания. Однако местные земельные комитеты не оправдали надежд Временного правительства. Они выносили постановления о передаче крестьянам помещичьих земель и инвентаря.
Захват помещичьих земель происходил в большинстве случаев организованно под руководством Советов и земельных комитетов. Так, в Оренбургской губернии на основании постановления Капаникольского комитета крестьяне захватили лесную дачу общества «Орлее» — более 100 тыс. десятин, а Оренбургский продовольственный комитет постановил о передаче всего лесного дела этого общества крестьянам.
Временное правительство вынуждено было считаться с революционными массами и проводить в стране некоторые демократические преобразования. Однако главными задачами буржуазного правительства являлись укрепление господства капиталистов и помещиков, устранение Советов, подавление революционного движения трудящихся и установление диктатуры буржуазии. Для выполнения этих задач требовался сильный карательный аппарат, а поэтому сразу после свержения самодержавия Временное правительство неустанно заботилось о сохранении основ старого государственного аппарата.
|
|
В ходе Февральской революции пролетариат вопреки воле буржуазии начал разбирать государственную машину царизма. Прежде всего трудящиеся начали ломать карательные органы самодержавия — полицию, жандармерию, охранку. Эти органы были сметены революционной волной. Временному правительству ничего не оставалось, как юридически оформить их ликвидацию. 4 марта 1917 г. оно приняло постановление об упразднении охранных отделений, Отдельного корпуса жандармов, железнодорожной полиции, а 10 марта 1917 г. издало постановление об упразднении Департамента полиции и учреждении в составе Министерства внутренних дел Временного управления по делам общественной полиции.
Для привлечения к ответственности бывших деятелей царского режима (жандармов, полицейских, провокаторов) создавались «совестные» суды, формировавшиеся из представителей различных политических партий. Такие суды действовали в Москве, Владимире, Иваново-Вознесенске и других городах. По инициативе народных масс в Петрограде и других городах возникли временные революционные суды в составе мирового судьи и по одному представителю от армии и рабочих. Временное правительство в марте 1917 г. вынуждено было их санкционировать.
Однако буржуазия не дала возможности действовать и развиваться судебно-следственным органам, созданным самими трудящимися или по их инициативе. Все эти судебные учреждения вскоре прекратили свое существование. Временному правительству удалось сохранить в неприкосновенности судебную систему царизма. Преобразования в этой области свелись лишь к упразднению земских начальников, суда с участием сословных представителей, некоторым изменениям в организации местных и военных судов. Не подверглась изменениям и царская прокуратура.
Призывая трудящихся к завершению слома старой государственной машины, В. И. Ленин особое значение придавал упразднению полицейских учреждений и созданию пролетарской милиции.
Не имея возможности открыто восстановить полицию, Временное правительство старалось сохранить старые полицейские и жандармские кадры в центре и на местах. Так, 4 марта 1917 г. петроградскому общественному градоначальству предписывалось не арестовывать чинов Петроградской столичной полиции, добровольно явившихся к комиссарам Временного правительства. Этим чинам разрешалось выдавать свидетельства на свободное проживание.
Буржуазия рассчитывала привлечь к себе на службу верных слуг самодержавия, но пока это не делала открыто, надеясь на спад революционного движения в стране. Уже в мае 1917 г. в Главном управлении по делам милиции Министерства внутренних дел Временного правительства работали многие чины полиции и жандармерии, принимавшие ранее активное участие в борьбе с революционным движением.
Временное правительство, стремясь сохранить полицейский аппарат, 9 марта 1917 г. потребовало от министра внутренних дел принятия мер по организации полиции на местах. Однако вместо упраздненной полиции по инициативе буржуазных партий стала создаваться милиция, вначале на добровольных началах как общественная организация. 28 февраля 1917 г. в Горном институте Петрограда образовался организационный милиционный комитет, утвержденный комендантом Государственной думы.
Уже на второй день революции, когда на улицах города еще происходила стрельба, в Городской думе сформировалось управление городской милиции. Буржуазия спешила взять в свои руки организацию охраны общественного порядка.
В Москве 28 февраля 1917 г. городовые и полицейские, пытаясь не пропустить демонстрацию через Яузский мост, убили рабочего завода Астахова, который шел со знаменем в руках. Рабочие в ответ на это сбросили городовых в Яузу. В этот же день трудящиеся разгромили полицейские органы, которые прекратили свою деятельность.
Создание городской милиции в Москве было организовано Московским комитетом общественных организаций. 2 марта 1917 г. председатель Московского совета меньшевик А. М. Никитин был избран начальником городской народной милиции.
В. И. Ленин особо важной задачей партии большевиков считал создание пролетарской милиции. Этот орган должен был противодействовать внутренней политике Временного правительства, основной целью которого являлось подавление революционного движения в стране.
Отряды рабочей милиции и Красной гвардии интенсивно создавались в Петрограде, а также во многих других городах страны. В апреле 1917 г. Московский комитет большевиков принял решение создать красногвардейские отряды на заводах Москвы и в важнейших пунктах губернии (преимущественно на оружейных заводах и складах). Организаторами этих отрядов были Н. И. Подвойский, П. К. Штернберг и другие большевики.
Меньшевики и эсеры, возглавлявшие многие Советы, противодействовали созданию пролетарских вооруженных отрядов. Они считали, что охрана порядка должна осуществляться органами милиции Временного правительства. В Москве по инициативе возглавлявшего милицию меньшевика Никитина систематически устраивались налеты на красногвардейские штабы, принимались меры к разоружению рабочих дружин.
До июльских дней 1917 г. буржуазия, придерживаясь тактики маневрирования, не предпринимала решительных карательных мер против трудящихся; вместе с тем она не удовлетворяла требований рабочих и крестьян.
Февральская буржуазно-демократическая революция существенно отличалась от буржуазных революций на Западе. Это была первая победоносная народная революция эпохи империализма, совершившая гигантский скачок от самодержавия к Советам рабочих и солдатских депутатов. В результате победы революции Россия превратилась в самую свободную в мире страну из всех воюющих держав.
Хотя Февральская революция не смогла осуществить коренные требования народных масс, она все же являлась огромным шагом вперед в демократическом развитии страны.
От Временного правительства (1917 г., сентября 1)
(Извлечение)
...Считая нужным положить предел внешней неопределенности государственного строя, памятуя единодушное и восторженное признание республиканской идеи, которое сказалось на Московском государственном совещании, Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику.
Срочная необходимость принятия немедленных и решительных мер для восстановления потрясенного государственного порядка побудила Временное правительство передать полноту своей власти по управлению пяти лицам из его состава во главе с министром-председателем....Временное правительство будет стремиться к расширению своего состава путем привлечения в свои ряды представителей всех тех элементов, кто вечные и общие интересы Родины ставит выше временных и частных интересов отдельных партий или классов...[258]
Глава 15. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИИ КАК МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ И ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА
ЗАКАВКАЗЬЯ И СРЕДНЕЙ АЗИИ
§ 1. Рабовладельческие государства в Закавказье
В I тысячелетии до н. э. в Закавказье и Средней Азии в результате разложения первобытного строя возникли первые рабовладельческие государства. Рабовладельцы и рабы, как свидетельствует история, — первое крупное деление на классы.
Урарту (834—585 гг. до н. э.). Наиболее ранним рабовладельческим государством в Закавказье было Урарту, возникшее в IX в. до н. э. на территории современной Республики Армения. Урарту образовалось на основе объединения племен Наирии под властью наиболее сильного племени урартов.
Экономической предпосылкой образования государства Урарту было развитие у урартийских племен земледелия, скотоводства и ремесла, приведшее к появлению частной собственности и образованию классового общества, к выделению аристократической верхушки во главе с вождем сильного племени.
Объединение племен вызывалось и необходимостью защиты от опустошительных набегов ассирийцев и других рабовладельческих государств Передней Азии.
Общественно-политический строй государства Урарту в общем был рабовладельческим, хотя на его территории в ряде районов еще сохранялись патриархально-общинные отношения.
Класс рабовладельцев составляли царь, жрецы и рабовладельческая аристократия. Самые крупные хозяйства принадлежали царю и храмам. Все богатство рабовладельцев было основано на рабском труде. Источником рабства были, как правило, пленные. Пленных и военную добычу царь раздавал в собственность рабовладельческой аристократии и тем, кто занимал командные посты в войске. Рабовладельцам принадлежали не только средства производства — земля и орудия, но и люди. В. И. Ленин писал, что «рабовладельцы считали рабов своей собственностью, закон укреплял этот взгляд и рассматривал рабов как вещь, целиком находящуюся в обладании рабовладельца»[259].
Рабов бесчеловечно эксплуатировали в хозяйствах рабовладельцев, на строительстве дворцов, крепостей, храмов, ирригационных систем и других работах. Гнет и произвол рабовладельцев вызывали восстания рабов.
Значительную роль в экономике страны играли общинники-земледельцы, объединенные сельской общиной. Члены сельской общины совместно владели землей и водой. Так как в государстве Урарту царь выступал высшим собственником земли и ирригационной системы, общинники за пользование землей и водой обязаны были выполнять в пользу государства тяжелые повинности: платить налоги, производить работы по строительству ирригационной системы, крепостей, нести воинскую повинность, поставлять лошадей ддя царского войска и т. д.
Во главе государства стоял царь, которому принадлежала и светская,, и духовная власть. Власть царя была наследственной. Он опирался на военно-административную верхушку правящей знати, состоявшей из членов царского рода. Царский двор одновременно являлся и центром управления страной.
Во главе областей стояли наместники, поставленные царем. Правители областей имели большие полномочия: собирали налоги и подати, ведали местным строительством крепостей и других сооружений, организовывали военные отряды.
По своему характеру государство Урарту представляло собой рабовладельческую деспотическую монархию.
В конце IX—VIII в. до н. э. государство Урарту достигло наивысшего расцвета. Основное место в хозяйственной жизни страны играли земледелие, скотоводство и садоводство. Силами рабов были построены крупные города и проложены каналы.
Высоко было развито ремесло, выплавка металла, обработка железа, меди и ткачество. Раскопки показывают, что урартийцы владели художественным мастерством, украшали щиты орнаментами, изготовляли колчаны, шлемы, бронзовых крылатых сфинксов, статуэтки богов и т. д.
С середины VIII в. до н. э. Урарту переживало упадок. Этому способствовали как восстания рабов, так и нападения внешних врагов. Усиление местных рабовладельцев приводило к ослаблению царской власти. В начале VI в. до н. э. центральные районы страны были завоеваны соседним государством — Мидией. Завершили падение Урарту скифы, которые вторглись с севера и разрушили урартийские города.
Армянское государство (VII в. до н. э. — III в. н. э.). В результате распада государства Урарту на его территории, юго-западнее Ванского озера, в 612 г. до н. э. возникли Армянское царство, в 609 г. до н. э. — Ванское царство в районе Ванского озера. В результате объединения этих царств образовалось единое Армянское царство, расположенное в бассейне Ванского озера.
По социально-экономическому и политическому строю Армянское царство представляло собой раннюю рабовладельческую монархию, во главе которой стоял царь, управлявший страной вместе с рабовладельческой знатью.
С 520 по 331 г. до н. э. Армянское государство находилось под властью Персидской державы, но пользовалось широкой автономией. Управление провинцией осуществлялось сатрапами из армянской династии Еруандидов, власть которых передавалась по наследству. Сатрап собирал деньги для уплаты дани персидскому царю, осуществлял судебные и военные функции и самостоятельно распоряжался армией. Ежегодно Армения вносила деньги в казну Персидского государства и поставляла лошадей для конницы персидского царя.
Армянский народ, находясь под господством персидских царей, вел борьбу за свою независимость. В IV—II вв. до н. э. образовался ряд независимых государств, которые до II—I вв. до н. э. объединились в одно Армянское царство. В 189 г. до н. э. выделилось государство Великая Армения, которое просуществовало более шести веков.
Великая Армения была крупным рабовладельческим государством. Во главе государства стоял царь, который называл себя «царем царей». Его власть передавалась по наследству. Царь обладал законодательной, административной и судебной властью. Царский двор являлся центром управления страной.
Царь опирался на жречество и рабовладельческую знать. Верховный жрец Армении был высшим должностным лицом в государстве и первым помощником царя. Отдельными областями Армении управляли наместники, власть которых тоже была наследственной. По мере развития феодальных отношений увеличивалась самостоятельность наместников.
В экономической жизни Армении основную роль играли крупные землевладения, основанные на рабском труде. Труд рабов широко применялся в обработке руд, строительного камня, в сооружении городов, крепостей, ирригационных систем, прокладке дорог. Через Армению проходили важные торговые пути из Индии и Китая. Армянские купцы вели торговлю с городами Малой Азии, и Египтом.
Рабовладельческие государства Древней Грузии (VII—IV вв. до н. э.). В результате разложения первобытнообщинного строя в Грузии в первой половине I тысячелетия до н. э. образовались крупные союзы грузинских племен: Диаохи (Юго-Западная Грузия) и Кулха (Юго-Восточное Причерноморье). С дальнейшим развитием производительных сил и появлением класса рабовладельцев и класса рабов эти союзы развивались в рабовладельческие государства; но на их территории в отдельных районах продолжали сохраняться первобытнообщинные отношения.
Первые государственные объединения Грузии пали. Диаохи в середине VIII в. до н. э. сломила непрерывная борьба с рабовладельческим государством Урарту, а Кулха в конце VIII в. до н. э. разграбили киммерийцы, вторгшиеся с севера.
После падения Кулха на его территории в VII—VI вв. до н. э. образовалось Колхидское царство — Западная Грузия. Колхидское царство не стало в полном смысле рабовладельческим государством. Рабство имело патриархальный характер, здесь еще были сильны первобытнообщинные отношения. Это объясняется тем, что в Колхиде в VI—IV вв. до н. э. ведущей отраслью хозяйства было земледелие, не требовавшее сложных ирригационных сооружений; орудия, обработки земли изготовлялись из железа, что способствовало повышению производительности труда в сельском хозяйстве. Крестьяне-общинники были основными производителями материальных благ. Кроме того, в Колхиде была хорошо развита внутренняя и внешняя торговля, особенно с греками. В развитии торговли Колхиды важную роль играли греческие колонии, возникшие в VII в. до н. э. на Черноморском побережье Грузии.
Во главе Колхидского царства стояли цари; важные государственные должности занимали представители знати.
В восточной части Грузии в Картли в VI—IV вв. до н. э. в результате роста производительных сил углубилось деление общества на классы, создавалось государство.
С падением персидского ига в IV в. до н. э. грузинские племена Картли стали объединяться вокруг политического центра Мцхети, а впоследствии Тбилиси.
Картли (Иберия) в III в. до н. э. объединяла Кахетию, Самц-хе, Кларджетию и другие области. В I в. до н. э. Иберийское царство было покорено римлянами, но впоследствии добилось самостоятельности.
Общественно-политический строй Картлийского (Иберийского) царства был рабовладельческим. Основной производительной силой общества являлись рабы, которых использовали на самых тяжелых работах. Источником рабства, как и в других рабовладельческих государствах, были войны, а также экономическое закабаление свободных общинников и ремесленников.
Во главе Картли стоял царь — великий царь иберов. Власть царя формально была неограниченной, но фактически он правил вместе с царским советом, состоявшим из крупных рабовладельцев и верхушки священнослужителей. Власть царя была наследственной. Высшие государственные должности занимали, как правило, представители царского рода.
Государства Азербайджана (IX в. до н. э. — III в. н. э.). В восточной части Закавказья была страна Азербайджан — «страна огня».. В начале I тысячелетия до н. э. в результате развития производительных сил здесь происходило деление общества на классы и появление первых рабовладельческих мелких государств.
В северной части Азербайджана — Албании классовое общество появилось позднее, и только в IV в. до н. э. образовалось Албанское государство, во главе которого стоял царь. Вторым лицом после царя был главный жрец храма богини Луны.
Территория Албании делилась на полисы, которыми правили наместники. Албанское государство еще сохраняло черты военной демократии.
Основным занятием албанцев были скотоводство и земледелие. Крестьяне-общинники являлись главными производителями материальных благ.
Албанские племена месте с армянами и грузинами вели борьбу против римских захватчиков.
§ 2. Народы Средней Азии в древности (VI—ГУ вв. до н. э.)
Разложение первобытнообщинного строя, начавшееся в начале I тысячелетия до н. э., ускорило непрерывное нашествие войск рабовладельческих государств Передней Азии.
В VI—IV вв. до н. э. в земледельческих плодородных районах (в бассейне Сырдарьи и Амударьи, Зеравшана и на побережье Аральского моря) сложились классовое общество и ранние рабовладельческие государства: Бактрия (центральная, восточная и южная части Таджикистана), Согдиана (бассейн Зеравшана) и в нижнем течении Амударьи — Хорезм. В хозяйственной жизни племен земледельческих районов важную роль играла сельская община, которая не создавала условий для рабства в классической форме. Земли, обрабатывающиеся общинниками, принадлежали главе государства как верховному собственнику земли.
В огромных степных пространствах Средней.Азии и Казахстана население занималось кочевым скотоводством. Стада, как правило, находились в собственности семей. Рабство здесь носило патриархальный характер.
Через Среднюю Азию пролегали важные караванные пути, шедшие из Китая и Индии и соединявшие районы Восточной и Центральной Азии с государствами Передней Азии, Греции и Римской империей.
Развитие производительных сил и экономических связей между народами Средней Азии способствовало установлению общности их культуры и политических интересов.
В VI в. до н. э. Средняя Азия была покорена персидским царем и превращена в сатрапию персидского рабовладельческого государства во главе с наместником царя — сатрапом, власть которого была неограниченной. Завоеватели обложили население бесчисленными податями и повинностями.
В IV в. до н. э. Средняя Азия попала под власть греческого полководца Александра Македонского. Хорезм сохранил свою независимость.
Население Средней Азии непрерывно вело героическую борьбу против персидских и греко-римских завоевателей. В ходе этой борьбы образовались мощные государственные объединения, игравшие значительную роль в жизни народов Средней Азии/Так, например, в III в. до н. э. возникло самостоятельное Греко-Бактрийское царство, в I—III вв. н. э. — Кушанское царство, в IV—V вв. н. э. — Эфталитское царство — сильная кочевая держава.
В условиях тяжелого гнета иноземцев и местных рабовладельцев народы Средней Азии развивали свое хозяйство и создали самобытную культуру.
В Средней Азии хорошо были развиты хлопководство, виноградарство и шелководство, строительство оросительных каналов, городов, крепостей, а также ремесла. Большой популярностью пользовались ферганское оружие, сосуды из серебра и золота. Хлопчатобумажные ткани вывозились даже в Рим.
Высокой художественностью и богатством красок отличались хорезмская живопись и скульптура.
Особое развитие получило прикладное искусство. Различные изделия из металла и кости выполнялись в «зверином стиле». Изображались различные звери — барсы, львы, медведи, домашние животные и птицы.
§ 3. Закавказье и Средняя Азия в период зарождения и развития феодализма
(III—XIII вв.)
Феодальные производственные отношения и соответствующие им феодальные государства возникли в Закавказье и Средней Азии в результате разложения рабовладельческого строя.
С дальнейшим развитием производительных сил совершенствовались орудия труда. Появление железного плуга способствовало развитию земледелия, садоводства и виноградарства. Однако рабы не были заинтересованы в улучшении орудий труда, а следовательно, и в увеличении продуктов производства. Рабовладельческие отношения стали тормозить развитие производительных сил.
Поэтому земледельцы начали заменять рабов крестьянами, имеющими свое хозяйство, свои орудия производства и потому стремившихся произвести больше продуктов с тем, чтобы их хватило расплатиться с феодалом и удовлетворить потребности своей семьи. Рабовладельческий строй подрывался борьбой рабов против непосильного гнета местных рабовладельцев и иноземных поработителей.
Переход к феодальным отношениям совершался как путем наделения рабов земельными участками, семенами и сельскохозяйственным инвентарем, так и путем захватов общинных земель и закабалением общинников. Все это вело к тому, что основной производитель превращался в феодально зависимого крестьянина, вынужденного работать на феодала, отдавать ему часть своего урожая и нести в его пользу различные повинности.
Феодальные отношения в Закавказье и Средней Азии начали зарождаться в первых веках н. э. Они сложились к IV—V вв. в Закавказье и в VI—VII вв. получили широкое распространение в Средней Азии.
Сложившееся феодальное общество состояло из двух основных классов: феодалов и феодально зависимого населения.
Феодально зависимое население составляли главным образом крестьяне-общинники, которые с ростом феодальных землевладений разорялись и превращались в зависимых — крепостных. Одни из них, сохраняя некоторую самостоятельность, несли лишь различного рода повинности в пользу феодалов. Другие теряли не только хозяйственную самостоятельность, но и личную свободу.
Зависимые крестьяне выполняли повинности и в пользу государства: строили крепости, дороги и мосты, сооружали оросительные каналы и т. д.
С развитием феодального способа производства в Закавказье и Средней Азии складывался феодальный тип государства в форме ранней феодальной монархии.
Для ранних феодальных государств Закавказья и Средней Азии характерна междоусобная борьба за власть между крупными феодалами, которая подрывала единство этих государств и иранских завоевателей. V—VII вв. полны примеров героической борьбы закавказских и среднеазиатских народов против византийского и иранского господства. В VII в. они подверглись новым завоеваниям со стороны Арабского халифата.
Народы Средней Азии и Закавказья оказывали упорное сопротивление арабским завоевателям, поэтому арабы смогли установить свое господство в этих странах лишь в середине VIII в.
Нашествия арабов сопровождались страшным разрушением крепостей и городов, массовым истреблением и уводом в рабство мирных жителей, насильственным распространением в Средней Азии и в Южном Азербайджане ислама — самого реакционного орудия порабощения народов. С помощью ислама завоеватели и местная феодальная знать добивались слепого повиновения трудового народа.
Арабская знать захватила лучшие земли и обложила население тяжелыми податями. Население Закавказья и Средней Азии вело героическую борьбу против невероятно тяжелого гнета Арабского халифата. Так, например, в 816 г. вспыхнула крестьянская война в Азербайджане во главе с отважным Бабе-ком. Восстание распространилось в Армении и Грузии. Крестьянская война продолжалась более 20 лет — до 837 г. Предательское поведение феодальной аристократии способствовало поражению восстания. Предводитель восставших Бабек был выдан арабам и подвергнут мучительной казни. С огромным трудом арабам удалось подавить восстание. Крупное народное восстание было в области Сасун (Южная Армения); ее герои были воспеты в замечательном произведении армянского эпоса «Са-сунские храбрецы». В Средней Азии мощное народное движение против гнета арабских халифов развернулось в 776—784 гг. во главе с Хашимом ибн-Хакимом по прозвищу Муканна; это движение получило название «люди в белых рубашках», т. е. простые люди.
Борьба народных масс Закавказья и Средней Азии против • Арабского халифата, несмотря на то что она жестоко подавлялась, подрывала власть халифов и способствовала распаду их державы.
В этой обстановке халифы вынуждены были поручать управление отдельными своими владениями представителям видных княжеских родов. В результате распада Арабского халифата обособились государства: в Грузии — Тао-Кларджетское, Абхазское, Кахетинское, в Армении — Ширакское, в Азербайджане — Ширван, а в Средней Азии — государства Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов.
Освобождение народов Закавказья и Средней Азии от гнета арабских халифов способствовало развитию производительных сил и культуры этих народов. В земледелии широко внедрялись новые сельскохозяйственные культуры: хлопок, рис и др. Развивались ремесло и торговля.
В XI в. Закавказье и Средняя Азия стали объектом нашествия турок-сельджуков. Во время войны с новыми иноземными завоевателями ускорился процесс объединения отдельных феодальных владений, которые вели междоусобную борьбу. Особенно заметно этот процесс был выражен в Грузии (Закавказье) и Хорезме (Средняя Азия).
Процесс объединения грузинских земель возглавила династия Багратидов. Наивысшего развития Грузия достигла в царствование Давида Строителя (1089—1125 гг.), Георгия III (1156—1184 гг.) и особенно Тамары (1184—1207 гг.).
Давид Строитель укрепил свою власть, централизовал государственный аппарат, создал постоянное войско, с помощью которого вел успешную борьбу как с внешними врагами, так и против крупных феодалов, выступавших против укрепления царской власти. Были расширены границы государства.
Он отвоевал у турок-сельджуков Тбилиси и сделал его столицей Грузии. После Давида Строителя при Георгии III велась борьба с крупными феодалами за укрепление централизованной власти, закончившаяся при царице Тамаре компромиссом: цари должны были управлять страной вместе с Государственным советом, состоявшим из крупных феодалов. При Тамаре границы Грузии были раздвинуты на севере до Северного Кав-• каза и на юге до персидского Азербайджана.
В Азербайджане сравнительной самостоятельностью пользовался Ширван со столицей Шемаха. Ширван в своей борьбе с иноземными захватчиками искал поддержку у Грузии; во второй четверти XIII в. он стал вассалом Грузии.
В Средней Азии государство Хорезмшахов сложилось во второй половине XII в., а уже в XIII в. его владения включали почти всю территорию Средней Азии, а также значительную часть Афганистана и Ирана. В Хорезме была создана огромная сеть оросительных каналов, оживилось ремесленное дело, установились торговые связи с русскими землями, Китаем и Ираном.
Государство Хорезмшахов было внутренне непрочным. Местные правители формально подчинились Хорезмшахам, а на деле пользовались большой самостоятельностью.
Политический строй государств Закавказья и Средней Азии в период зарождения и развития феодальных отношений представлял собой раннюю феодальную монархию. Глава государства управлял страной, опираясь на феодальную аристократию (совет феодалов). Все государственные должности центрального и местного аппарата управления занимали феодалы. Во время господства иноземцев отдельными областями Закавказья и Средней Азии управляли ставленники (наместники) завоевателей.
Несмотря на тяжелые условия жизни и непосильный гнет иноземных завоевателей и местных феодалов, народы Закавказья и Средней Азии развивали сельское хозяйство, ремесло и свою самобытную культуру.
В конце XII — начале XIII в. в Грузии жил великий поэт Шота Руставели, создавший замечательное произведение «Витязь в тигровой шкуре». В этой поэме Шота Руставели призывал к единению грузинских земель, воспевал любовь и преданность Отечеству, прославлял подвиги защитников Родины. К этому же времени относится творчество замечательного азербайджанского поэта Низами. В своих поэмах он воспевал подвиг героев своей страны. В Средней Азии жили великий ученый, врач и поэт Ибн Сина (Авиценна), создавший известные труды по медицине, географ и астроном Бируни, высказавший мысль о вращении Земли вокруг Солнца. Поэты и ученые Закавказья и Средней Азии внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры.
В XI—XIII вв. феодальные государства были сравнительно экономически и культурно развитыми. Но для них были характерны феодальная раздробленность, разобщенность феодальных владений, междоусобицы. Все это ослабляло их сопротивление иноземным завоевателям.
§ 4. Народы Закавказья и Средней Азии в XV—XVIII вв.
Общественно-политический строй Закавказья и Средней Азии в период XVI—XVIII вв. характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений, усилением экономической и политической разобщенности, ослаблением сопротивляемости иноземным захватчикам, ростом экономических связей с Россией. Государства Закавказья и Средней Азии в этот период стали объектом непрерывных и разорительных набегов иранских шахов и турецких султанов. Народы этих государств оказались перед угрозой полного разорения и потери национальной самостоятельности[260].
Армения. В XV в. Иран захватил восточную, а Турция западную часть Армении. Постоянные войны между Ираном и Турцией за армянские земли опустошали страну, истребляли армянский народ.
Попытка армянской знати добиться освобождения от иноземного ига с помощью западноевропейских государств оказалась неудачной. Поэтому в XVIII в. армянский народ вел освободительную борьбу, опираясь на помощь России.
Центром освободительного движения стал Карабах. Один из князей Ори обратился к России с просьбой принять покровительство над Арменией. Еще во время персидского похода Петра I армяне подняли восстание против Ирана и добились объявления Карабаха независимым (1724—1728 гг.). Но вскоре турки захватили Армению и независимость Карабаха была ликвидирована.
Вторая попытка России оказать помощь Армении была предпринята при Екатерине II. По просьбе армянских князей на помощь им было послано войско под командованием Потемкина. Однако вскоре оно было отозвано ввиду осложнений внутреннего и внешнего характера, а Армения была вновь разграблена иранскими захватчиками.
Грузия в XVI в. распалась на Картлийское, Кахетинское царства и княжество Самцхе-Саатабаго. Пользуясь раздробленностью, в начале XVI в. Иран захватил восточную, а Турция южную часть Грузии. Завоеватели совершенно разрушили страну. Торговля пришла в упадок. Население уменьшилось более чем вдвое. Завоеватели распространяли мусульманство и попирали грузинскую культуру.
В это время развивались экономические и культурные, а затем и политические связи Грузии с Россией. В 1587 г. кахетинский царь Александр II (1574—1605 гг.) признал сюзеренитет Русского государства. В 1639 г. Кахетия при царе Теймуразе I (1606—1648 гг.) присягнула на верность Москве. В 1650 г. царь Имеретин Александр III принял московское подданство. В то время Русское государство еще не могло оказать существенную помощь Грузии в ее борьбе против турок и персов. Дальнейшее укрепление политических связей Грузии с Россией произошло при Петре I. Грузинский царь Вахтанг VI заключил с Петром I военный союз, но реальной помощи Грузии Петр I не смог оказать.
Хотя иноземное иго тормозило развитие производительных сил Грузии, тем не менее развивались ремесла, ширилась внутренняя и внешняя торговля, крепились и связи с Россией. При Екатерине II грузинские цари Ираклий II (Картлия и Ка-хетия) и Соломон I (Имеретия) участвовали в русско-турецкой войне (1768—1774 гг.) на стороне России. В результате по Кючук-Кайнарджинекому мирному договору владения этих царей признавались турками самостоятельными. Однако турки и персы надеялись снова завладеть Грузией. Понимая, что собственными силами невозможно защитить страну от турок и персов, Ираклий II в 1783 г. заключил договор с Россией, по которому он отказывался от самостоятельной внешней политики в пользу Русского государства. Несмотря на это, иранский шах Ага-Мухамед вторгся в Грузию, разрушил Тбилиси и опустошил большую часть страны.
В этой обстановке Георгий XII (преемник Ираклия II) вынужден был обратиться к императору Павлу с просьбой о принятии Грузии в русское подданство. Другого выхода для Грузии не было. Она могла быть завоевана экономически более отсталыми странами — Турцией или Персией.
В 1801 г. Павел издал манифест о присоединении восточной части Грузии к Российской империи.
Азербайджан. В XVI в. Азербайджан находился под властью Ирана и управлялся наместниками из принцев шахского двора. В 1578 г. турки-османы захватили большую часть Азербайджана и ввели турецкое управление. В XVII и XVIII вв. Азербайджан и Дагестанское побережье попеременно подвергались нападению Ирана и Турции. Попытки России закрепить за собой Каспийское побережье не были доведены до конца.
Дагестан в XVI—XVIII вв. Дагестан, так же как и Азербайджан, был объектом нападения иранских шахов. В XVIII в. усилилось влияние России на Дагестан; это способствовало высвобождению дагестанских народов из-под господства Ирана и Турции.
Дагестанские народы упорно боролись против иранских и турецких завоевателей. Ирано-турецкие набеги особо жестокими стали в XVIII в., когда горские народы предпочли войти в состав России, нежели быть под игом персидского шаха Надира (1736-1747 гг.).
После того как Россия передала Каспийское побережье Ирану по Решетскому (1732 г.) и Ганджинскому (1735 г.) договорам и отозвала свои войска, шах Надир предпринял ряд грабительских походов на Дагестан. Он уводил в неволю тысячи горцев. Горцы покидали свои жилища и уходили в горы, а оттуда совершали набеги на шахские отряды.
Озлобленный военными неудачами Надир-шах уничтожил первые попавшиеся ему на пути 14 аулов, истребил детей,. женщин, стариков и соорудил кровавый холм из черепов. Но и эти зверства не остановили горцев. Отступая, они завлекли кровавого шаха в глубь гор и близ аула Чах разбили его войско; уцелел лишь маленький отряд.
В своей освободительной борьбе против иранских и турецких грабителей народы Дагестана, как и другие народы Кавказа, искали моральную и материальную поддержку у могущественного северного соседа — России.
Во второй половине XVIII в. началось движение этих народов за присоединение к России. В 1784 г. шамхал Муртаза-Алиобратился к Екатерине II с просьбой о принятии его со всеми подвластными ему народами в русское подданство. По примеру Муртазы-Али пожелали вступить в русское подданство и другие правители Дагестана в надежде, что царизм поможет им держать в повиновении зависимых крестьян. Первым был принят в русское подданство аварский хан Омар.
Движение народов Закавказья и горских племен за присоединение к России имело большое прогрессивное значение в развитии этих народов.
Симпатии кавказских народов к России объясняются тем, что Россия имела более высокий уровень хозяйственного и культурного развития, чем Иран и Турция. Хотя царизм проводил колониальную политику, Россия объективно выполняла роль освободительницы кавказских народов от отсталых турецких и иранских завоевателей.
Добровольное присоединение к России грузинских и дагестанских народов избавляло их от порабощения и потери национальной самостоятельности, создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития под влиянием более высокой экономики и передовой культуры русского народа. Так закладывались основы братской дружбы в их совместной борьбе с русским народом против внешних врагов за национальную самостоятельность и против общего внутреннего врага— царского самодержавия, помещиков и буржуазии, за национальное и социальное освобождение.
Общественно-политический строй народов Закавказья в XVI— XVIII вв. представлял собой развитый феодализм и соответствующую ему раннефеодальную монархию. Общество состояло из двух основных классов — феодалов и феодально зависимого населения. В связи с развитием ремесла выделилась купеческая и ремесленная верхушка. Для Закавказья этого периода характерна феодальная раздробленность. В горных районах оставались значительные пережитки родоплеменных отношений.
Наиболее развитым государством в Закавказье была Грузия. Здесь более полно сформировались феодальные отношения и соответствующая им политическая надстройка — децентрализованная ранняя феодальная монархия, слагавшаяся из почти самостоятельных феодальных владений, подчинение которых центральной власти было номинальным.
Во главе государства стоял царь. На местах крупными феодальными владениями правили князья.
Царь издавал законы, управлял страной совместно с крупными феодалами, осуществляя верховный суд.
Власть царя формально была неограниченной. Но все важнейшие вопросы предварительно обсуждались на Государственном совете, состоявшем из царевичей, церковного совета, представителей светской знати и высших сановников. Государственный совет осуществлял функции высшего судебного органа.
В это время в Грузии сложилось развитое феодальное право. Основным источником права Грузии был сборник законов, составленный Вахтангом VI (1705—1708 гг.). Судебник Вахтанга VI закрепил за феодалами их права и привилегии и всемерно охранял их интересы. Судебник полностью закрепощал крестьян. Феодалы получили право разыскивать своих беглых крестьян в течение 30 лет; устанавливалось правило, если проданный за границу крепостной убежит и возвратится на родину, то он признавался свободным.
Судебник, защищая интересы феодалов, предписывал судьям при назначении наказания исходить из социального положения потерпевшего. «Когда высший делает нападение на низшего, то сей должен стерпеть, ибо царь и судья заставят отдать все отнятое, а он сам собою не должен сопротивляться; в противном же случае, если он убьет его, то за неуважение к высшему подвергается взысканию за кровь», т. е. денежному взысканию, размер которого определялся в зависимости от знатности. Так, если за убийство первейшего князя и архиепископа взыскивалось 15260 руб., то за убийство крестьянина только 120 руб., т. е. в 127 раз меньше.
Особенности общественно-политического строя Дагестана определялись крайней пестротой укладов на сравнительно небольшой территории; эта пестрота была вызвана отчасти природными условиями, тормозившими развитие экономических связей с основными торговыми, экономическими центрами Дагестана и соседних государств.
Народы, жившие в центральной части Дагестана, находились на самом низком уровне общественно-экономического развития. Каждый народ объединял несколько общин — аулов, где были сильны родовые организации.
В местностях на побережье Каспийского моря возникали союзы общин. Здесь шел процесс разложения родового строя, выделение племенной знати и захват пастбищ и пахотных участков; постепенно.складывались феодальные отношения и классы феодального общества. На побережье Каспийского моря, особенно в шамхальстве Тарковском, была достигнута наиболее высокая ступень феодализации общества. Шамхалу принадлежали лучшие земли. Феодальная эксплуатация была более жесткой, чем в других феодальных владениях, здесь применялась отработочная рента.
Дагестан до конца своего самостоятельного существования не превратился в единое феодальное государство; он состоял из ханств. Самыми крупными из них были шамхальство Тар-ковское, Аварское и Кази-Кумухское ханства. Во главе феодального государства стоял хан, который управлял страной с помощью несложного государственного аппарата. Непосредственными помощниками хана были визири.
Пестрота общественного и государственного устройства сказывалась и на особенностях права Дагестана. Основными нормами, регулировавшими имущественные и семейные отношения, отношения между людьми, быт, а также определявшими меры наказания за нарушения установленного правопорядка, было обычное право — адат. Нормы обычного права носили следы первобытнообщинных отношений.
Общественно-политический строй Средней Азии и Казахстана в XVI—XVIII вв. После распада империи Тимура и его преемников среднеазиатские государства получили возможность самостоятельного развития. Наиболее крупными из этих государств были Бухарское и Хивинское ханства. Во второй половине XVI в. Бухарское ханство усилилось и расширило свои владения на юг и на восток, были установлены торговые и дипломатические отношения с Россией. Развитие феодальных отношений способствовало усилению в XVI—XVIII вв. феодальной раздробленности. Феодальные распри привели к ослаблению Бухары. Развернулась борьба между Бухарским и Хивинским ханствами.
В XVII в. на Бухару стали наступать с севера казахи, с востока — киргизы, с юга — персы. В 1740 г. Хива и Бухара подпали под власть иранского шаха Надира. После упорной борьбы с Ираном Бухара и Хива снова стали независимыми. Во второй половине XVIII в. выделилось самостоятельное Кокандское ханство.
Казахстан. В XVI в. Казахское ханство, возникшее еще во второй половине XV в., в борьбе с узбекским ханством при ханах Касыме (1511 — 1523 гг.) и Хакназаре (1538—1580 гг.) окрепло, стало самостоятельным и расширило свои владения на запад и северо-восток.
С развитием феодальных отношений усилилась борьба между крупными феодальными владельцами пастбищных просторов. Казахское ханство распалось на Старшую, Среднюю и Младшую орды (жузы). Воспользовавшись феодальной раздробленностью, в XVII в. западные монголы-джунгары стали нападать на Казахстан и разорили Семиречье.
В обстановке внешней опасности возникла насущная потребность в объединении усилий казахских племен для борьбы с иноземными захватчиками. Эту задачу выполнил хан Тауке (1680—1718 гг.). Он не только освободил Казахстан от джунгар, но и присоединил освобожденные земли к своим владениям. Объединение жузов в единое Казахское государство было обусловлено и внутренней политикой хана в отношении различных группировок феодалов. Это объединение не имело прочной экономической основы, и после смерти хана Тауке Казахское государство стало распадаться. Джунгары снова усилили свои разорительные набеги.
Начавшиеся при хане Тауке экономические и политические связи с Россией усилились в обстановке новых набегов джун-гар.
Хан Абдулхайяр, ведя борьбу с джунгарами, вынужден был в 1726 г. просить о русском подданстве. В 1731 г. представитель правительства Анны Иоанновны Тевкелев принял в русское подданство Младший, а затем Средний жузы. В XVIII в. Младший, Средний и Старший жузы полностью были присоединены к России.
Присоединение Казахстана к России создавало условия для положительного влияния более развитой экономики и передовой культуры русского народа на развитие экономики и культуры Казахстана. Оно избавило казахский народ от порабощения варварскими государствами Востока. Это историческое событие закладывало основы братской дружбы народов Казахстана и России.
Для общественно-политического строя Казахстана XVI— XVIII вв. характерно формирование патриархально-феодальных отношений и складывание феодального государства.
Общество состояло из двух основных классов — феодалов, которые владели землей, пастбищами и скотом, и крестьян-скотоводов, зависимых от феодалов.
Феодалы пользовались многочисленными привилегиями и неограниченным правом эксплуатации простого народа.
Крестьяне-скотоводы были привязаны к своим родоплеменным общинам, что означало прикрепление к феодалу. Крестьяне-скотоводы несли повинности в пользу феодалов: пасли скот, рыли колодцы, устраивали водопои, зимовки и т. д. Скотоводы ежегодно отдавали хану 1/20 часть своего стада, а земледельцы — 1/10 часть урожая со своего поля. Кроме того, они вынуждены были делать всевозможные подарки хану.
Наиболее бесправными были рабы. Их труд применялся преимущественно в домашнем хозяйстве феодалов.
Политический строй Казахстана представлял собой раннюю феодальную монархию, особенности которой определялись условиями кочевого хозяйства. В Казахстанском государстве еще сохранилась родовая организация населения. Всего было
26 крупных родовых племенных объединений. Род распадался на множество поколений. Низшей единицей был аул, который объединял несколько семейств, совместно кочующих в составе своего рода и поколения. Государство Казахстана, помимо классических внутренней и внешней функции, имело специфическую функцию распределения пастбищ и организации кочевого скотоводческого хозяйства.
Во главе государства стоял хан, выбранный из представителей ханского рода на съезде феодальной знати. Хан обладал правом высшего распоряжения кочевьями, возглавлял вооруженные силы и осуществлял верховную судебную власть.
Для решения наиболее важных государственных вопросов (о распределении кочевий и зимовок, о войне и мире) хан созывал съезды феодальной знати. Остальные военные, судебные и другие дела рассматривались на совете биев (Старейшин), состоявшем из представителей наиболее значительных родов.
Во главе родовых коллективов стояли султаны — прямые вассалы хана. Свои владения они получали непосредственно от ханов. Старшинами родов и аулов были бии; их избирали аксакалы. Бии рода избирались биями аула. Бии, предводители рода или аула, обладали большой властью: распоряжались кочевьями, судили родичей и собирали от них различные поборы.
При хане Тауке была проведена систематизация казахского обычного права. Жеты Жаргы (новый обычай) стал сборником только тех пословиц и изречений, которые служили интересам феодалов. Утверждение их авторитетом хана и наиболее знатных биев делало эти законы обязательными для всего населения Казахстана. С развитием феодальных отношений наряду с адатом стал применяться и шариат — система мусульманского права.
Согласно обычному праву пастбища считались общей собственностью, но фактически они принадлежали ханам, султанам и биям. Частная собственность на средства потребления, скот и другие вещи ограничивалась обычаем. Сын у отца и племянник у дяди могли брать трижды без разрешения вещь и обращать ее в собственность.
Резкое неравенство феодалов и простых людей, а также бесправное и угнетенное положение женщины ярко выражены в брачном и наследственном праве. Брак стал имущественной сделкой родителей жениха и невесты. Жена была бесправной и рассматривалась как рабочая сила. За невесту жених должен был внести ее родителям большой выкуп (калым). Богатые женили своих сыновей в 12—15 лет, чтобы поскорее взять в дом работницу. Бедные могли женить своих сыновей лишь в 30— 40 лет, так как вносили калым по частям в течение времени.
Богатые имели право и возможность иметь до 4 жен, а крупные феодалы и больше. Это была своеобразная форма покупки навечно рабочей силы для семьи и хозяйства феодала. При этом только первая жена (старшая) происходила из богатого рода, а остальные, как правило, из простых семей.
Дочь не пользовалась правом наследования. Наследство делили между сыновьями поровну, предварительно выделив долю на калым для неженатого сына, а если была еще и незамужняя дочь, то калым, полученный при выдаче ее замуж, передавался неженатому сыну.
Обычное право Казахстана охраняло феодалов от посягательства на их личность и имущество. Судьи назначали наказания в зависимости от социального положения потерпевшего: за убийство представителя феодальной знати полагался выкуп в 7000 баранов, тогда как за убийство крестьянина-скотовода— 1000 баранов, а за раба — стоимость охотничьего ружья или беркута.
[1] Ключевский В. О. Соч. В 9 т. М, 1990. Т. 9. С. 417.
[2] См.: Игрицкий Ю. И. Современная буржуазная историография проблемы «Россия—Запад» // Вопросы истории. 1984. № 1. С. 35—38; Критика новейшей буржуазной историографии. Л., 1976. С. 83.
[3] Тут, впрочем, может или даже должен возникнуть вопрос: почему территории Азии, Африки и Америки, расположенные южнее стран Запада (включая США), в тропической зоне, явно и по многим параметрам «отставали» от западной цивилизации? Наиболее краткий ответ на такой вопрос сводится к следующему: если в арктической (или хотя бы близкой к ней) географической зоне огромные усилия требовались для элементарного выживания людей и их деятельность по сути дела исчерпывалась этими усилиями, то в тропической зоне, где, в частности, земля плодоносит круглый год и не нужны требующие больших затрат труда защищающие от зимнего холода жилища и одежда, выживание давалось как бы «даром» и не было настоятельных стимулов для развития материальной цивилизации; страны Запада, расположенные в основном между 50-й и 40-й параллелями, представляли собой с этой точки зрения своего рода «золотую середину» между Севером и Югом.
[4] В современной отечественной науке, как юридической, так и исторической, и тот и другой подходы воспринимаются достаточно критично. См.: Галкина Е. С., Калиненко А. Г. «Азиопа»: Россия и теория цивилизаций // Сборник русского исторического общества. 2000. Т. 3 (151). С. 312—319; Проблемы теории государства и права. М., 1998. С. 78-95.
[5] См.: История России: Россия в мировой цивилизации. М., 1998. С. 25-26.
[6] См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998.
[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 162-163.
[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 164, 168-169.
[9] Цит. по: Софроненко К. А. Вопросы государства и права в трудах М. В. Ломоносова. М., 1971. С. 37.
[10] См.: Ключевский В. О. Собр. соч. М., 1987. В 9 т. Т. 2. С. 257.
[11] Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 97-98.
[12] Как дорого ценился бобр в Киевской Руси, видно из того, что за бобра, убитого в чужом владении, взимался штраф в 12 гривен, что Равнялось стоимости шести лошадей (Русская Правда).
[13] Памятники русского права. Вып. 2. М., 1960. С. 34.
[14] См.: Postan M. The Cambridge Economic History of Europe. Cambridge, 1971. P. 533.
[15] См.: Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990. С. 17-116.
[16] Гумилев Л. Н. От Руси до России. М., 2000. С. 28—30.
[17] См.: Рыбаков Б. А. Начальные века русской истории // Христианство и Русь. М, 1988. С. 5-30.
[18] См.: Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 7. С. 138.
[19] См.: Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 2000. С. 5—7.
[20] Там же. С. 25-30.
[21] В средневековых немецких диалектах исконный германский s произносится шепеляво, примерно как русский ш или, в положении между гласными, как ж. Поэтому он не подходил для передачи славянского 5 в заимствованиях из славянских языков. Для этой цели обычно использовалась буква z (обозначавшая звуки вроде русских с или, в других позициях, ц). Именно эти трудности при передаче славянского s и отражаются в орфографической пестроте вариантов имени Русь: Rusci/Ruci, Russi/Ruzi/Ruzzi.
[22] Весь арсенал немецких диалектов в языковом отношении делился на две большие зоны — нижненемецкую (север Германии) и верхненемецкую, южную. В истории последней выделяются в самых общих чертах три периода: древневерхненемецкий (до второй половины или конца XI в.), средпеверхненемецкий (со второй половины или конца XI в. примерно до конца XV в.) и нововерхненемецкий.
[23] В Лавровом списке (с. 9) летописец Иоаким говорит, что Рюрик был сын Улемы, средней дочери Гостомысла, знаменитого посадника новгородского.
[24] Нестор говорит об Олеге: «И приде к Смоленску к кривичи и прия град и посади муж свой. От туда поиде вниз и взя Любец и посади муж свой» (Лавровый список. С. 10). А сколько дружинников нужно было Олегу для походов на древлян, тиверцев, дулебов, греков и проч.
[25] На отсутствие у дружинников прочной поземельной собственности указывает обширная торговля невольниками, которую русы тогда производили и с Византией, и с Камской Болгарией, и с хазарами, как это засвидетельствовано византийцами, арабами и нашим летописцем, и в особенности договором Олега с греками (Лавровый список. С. 15). Если бы дружинники в это время имели на Руси прочную поземельную собственность, то им выгоднее было бы оставлять пленников или невольников у себя для заселения земель, а не водить на продажу по дальним странам; ибо о самих князьях нам известно, что они заселяли вновь построенные города пленниками.
[26] Такие отношения дружинники имели только с теми общинами, которые вполне признавали власть князя и составляли Русь, т. е. кривичами, полянами, северянами, у древлян же, радимичей, тиверцев и других дружинники только временно силою собирали дань на себя и на князя. Здесь у них было одно только право — сильного; сюда они приходили обогащаться добычей, которую нередко должны были приобретать силой.
[27] Когда Ольга уговаривала сына принять христианство, ом отвечал ей: «Како аз хочю ин закон прияти един? А дружина сему смеятися начнут» (Лавровый список. С. 33).
[28] «И победи радимиче Волчий Хвост...» (Лавровый список. С. 45).
[29] «Да приходят Русь, хлебное емлют, елико хотят, и иж придут гостье, да емлют месячину, на 6 месяц, и хлеб, и вино, и мяса, и рыбы, и овощем, и да творят им мовь, елико хотят; и пойдут же Русь домови, да емлют у царя вашего на путь брашно, и якоря, и ужа, и пре, и елико надобе» (Лавровый список. С. 15).
[30] «Бе до Рогволод пришел из заморья, имяше власть свою в Полотск, а Тур в Турове, от пего же и туровцы прозвались... Володимир же собра вой мнози, варяги и словени, чудьи кривичи и поидс па Рогволода» (Лавровый список. С. 41).
[31] Славянские города, равно как и княжеские крепости, огораживались большей частью деревянными стенами («города рубленные»), а иногда укреплялись земляными валами и рвами (назывались грабли). Так, при описании поражения Олега сказано: «...побегшу же Олгу с вой своим в град, рекомый Вручий, бяше же чрез граблю мост к вратам градным».
[32] Посады и крепости разделялись на улицы. Так, в Новгороде на торговой стороне, т. е. собственно в славянском городе, были улицы: Славная, Славкова, Коржевская, Рогатица и др. В княжеском городе, или на Софийской стороне, Чудинцова, Добрынина, Редятина и др., преимущественно называвшиеся по прозвищам знаменитых княжеских дружинников. В Киеве встречаются улицы: Хозарская, Посыпча. Кроме улиц в Новгороде и Киеве были торговые площади или торговища, именно в той части города, которая принадлежала земцам.
[33] См.: Город Болгар: очерки истории и культуры. М., 1987. С. 1—6.
[34] О том, что Ольга в крещении приняла христианское имя Елена, известно и из древних источников. Так как Владимир Святой уподобляется в них императору Константину Великому (324—337), сделавшему христианство официальной религией Римской империи, то в имени бабки Владимировой — Елена — они видят перекличку с именем матери Константина, крестившейся прежде сына, как Ольга — прежде своего внука Владимира. В действительнос