Билет №7. Общественое движение в России 30-40х гг. 19в

Билет №6. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в.

Николай, несмотря на свою солдафонскую консервативную натуру, не мог не понимать важности и необходимости проведения определенных преобразований. Но действовал император осторожно, по принципу «не реформировать, а поправлять», не смотря на то, что некоторые проблемы висели на русской государственностью дамокловым мечом. Некоторые современники характеризовали действия Николая как вливание нового вина в старые меха.
6 декабря 1826 г. Николай I учредил секретный комитет для подготовки программы преобразований. В его юрисдикцию входили вопросы дворянства, правах сословий и крестьянский вопрос. В начале 1830 г. комитет распадается
Ключевым вопросом всей политики Николая оставалась крестьянская проблема. Здесь он придерживался осторожной политики «постепенного освобождения крестьян», не ущемляя при этом интересов помещиков (запрещалась продажа крестьян в розницу и покупка оных безземельными дворянами). В 1848 вышел указ, разрешающий всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность. Наиболее значительные преобразования в этом направлении связаны с именем графа Киселева. Он был лично знаком с многими декабристами и знал суть проблемы. Николай называл его «начальником штаба по крестьянской части». Он выступал за проведение «двуединой реформы», которая бы коснулась и помещичьих и государственных крестьян. В 1837-41 гг. Киселев осуществил реформу управления государственными крестьянами, которая включала в себя наделение их землей, постепенный перевод на денежный оброк, создание органов местного самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний. 1842 год – указ «о вольных хлебопашцах» (помещик может даровать крестьянину свободу в обмен на повинность).
Николай I считал одной из главных задач своей внутренней политики регламентацию всех сторон жизни всего и формирование соответствующей законодательной базы. В 1832-33 гг. IIотделение императорской канцелярии под ководством Сперанского и Балугьянского завершила работу по систематизации российских законов. Для чиновников всех уровней он был практическим руководством к их деятельности.
Для роста конкуренции на рынке и «пробуждения» русских производителей были снижены таможенные пошлины.
В 1828 г. создается Мануфактурный совет, на основе которого проводятся крупные промышленные выставки и вообще.
В 1839-43 гг. Канкрин провел финансовую реформу. В основу денежного обращения был положен, что бы вы думали, серебряный рубль (курс к ассигнациям 1:3,5). Это нормализовало хозяйственную жизнь страны.
В сфере социальной жизни, наоборот, началось закрепощения и всякая «кровавая гебня».
Печать Николай окружил своей «заботой» так, что с 1826 г. по 1828 г. цензурных уставов вводится больше, чем эпизодов у симпсонов.
Университетский устав ограницил автономию университетов, усилив идеологический и административный контроль министерства просвещения за ними.
Идеологическим обоснованием николаевской эпохи стала теория официальной народности. Министр народного просвещения граф Уваров предложил известную форму – «православие, самодержавие, народность».


Главным толчком к развитию общественной мысли формированию политических движений в России послужило восстание декабристов. Как следствие появлялись различного рода кружки и тайные общества. В 1820-30 гг. Ядро этих организаций составляли студенты Московского университета. Кружок братьев Критских разделял программу декрбристов; кружок Сунгурова выступал за переворот; в кружках Белинского, Герцена, Огарева, Станкевича изучалась теория утопического социализма, западная философия.
На рубеже 30-40х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. Журнал «Московский телеграф» (1825-34гг.) под началом Полева печатал статьи по юриспруденции, музыке, истории, а сам Полев опубликовал 6томник «Истории русскаго народа». Автор старался народное начало в истории России через аспекты народного быта и фольклора.
Другим популярным журналом 30х был «Телескоп». Он издавался профессором Московского университета Надеждиным. В журнале публиковались статьи философского содержания, пропагандировались взгляды немецких философов-идеалистов. Издатель и его товарищи не скрывали своего критического отношения к теории официальной народности Уварова. В 1936г. «Телескоп» напечатал «Философское письмо» Чаадаева (ведь в молодости он входил в «Союз благоденствия», огонь), где заявляется «Прошлое ее (России) бесполезно, настоящее – тщетно, а будущего никакого у нее нет». После этого журнал закрыли, Надеждина выслали из Москвы, а Чаадаева вообще объявили сумасшедшим.
Однако написанное Чаадаевым обнажило давно назревшие проблемы и возымело определенный эффект. Так в России формируются два идейных течения – славянофилы и западники. После непродолжительных танцев славянофилы отстаивали самобытность исторического развития России, которая, по их мнению, заключалась в общине и православности православной церкви. «Сила власти – царю, сила мнения - народу». Они идеализировали допетровскую Русь и демонизировали петровские реформы, сбившие страну с самобытного пути. Яркие: Хомяков, Киреевский, Аксаков.
Идеалом западников, напротив, являлись реформы i-Петра. В сфере гос.уклада они ориентировались на конституционную монархию и вообще с восторгом смотрели на заграницу. Среди приоритетных задач западники выделяли ликвидацию крепостного права, реформы по всем фронтам и демократизацию власти. Яркие: Соловьев, Чичерин, Грановский, Кавелин.
Литературная полемика западников и славянофилов (и славянофилофилов) во многом способствовала становлению либерального и революц-демократического течений. Одним из лидеров первого был Грановский, он критиковал крепостнический характер Николаевской власти и выступал за реформы. Революц-демократическое течение было представлено Белинским, Герценом и Огаревым, а так же петрашевцами – членами кружка Буташевича-Петрашевского, который возник в Петербурге в 1845г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: