Каспар -Давид Фридрих

На картинах Каспар-Давида Фридриха можно совершенно явственно проследить то, что Гёте называл "деяние и страдание света". Именно так мы их и "копируем" - т.е. на деле, интерпертируем, "проигрывам" с учениками.

Например, в картине с меловыми скалами можно увидеть, как свет гаснет, замирает, густеет, метаморфизируясь и спускаясь по переходам голубых и синих оттенков моря вниз с небес; в голубом появляются коричневатые оттенки, и, затем, прыжком через белое, цвет сплотневает в темных рыжих - и затем коричневых оттенках земли, в которых, в свою очередь, еще проглядывают синеватые оттенки на переднем плане. В конце концов цвет замирает уже в полной черноте фрака и шляпы, упавшей с головы мужчины.

Но то, что обречено было бы окостенеть в цвете, спустившись в мертвую природу, получает изнутри импульс к новому пробуждению - можно даже сказать к воскресению. И цвета начинают меняться в сторону света, только уже не по холодно-синей стороне спектра, а через теплые тона. Первым побуждающим импульсом В ЦВЕТЕ здесь является женская фигура. Что и естественно: душа, женственность, цвет - три проявления единого начала. А вот в форме, в жесте импульс предоставлен мужским фигурам - один персонаж заглядывает вниз, но другой уже выпрямлен и стоит, задавая движение вверх, утверждая вертикаль. Обе эти тенденции объединяются в цветовых переходах, ведущих по краям картины вверх - темные тона земли просветляются в стволах деревьев, а затем рассыпаются сеточкой листвы в воздухе, на фоне самого светлого места неба, - частично скрывая его сияние, тем самым усиливая впечатление по принципу контраста - и одновременно частично растворяясь в этом свете.

А что же меловые скалы? Они напрямую указывают на то, что герой картины - свет, приходящий, притекающий с высей, "умирающий" в неживой природе, в камнях и воде - но пробуждающийся в человеке и вновь возносящийся к истоку в растении, его жизни, движущейся наперекор тяжести камня... "Материя есть сотканный свет; Душа есть растворенная любовь". (Из "Wahrspruchworte", R.Steiner)

Можно сказать, что вся картина может быть названа «история света в земном мире» - Свет, как небо; свет, как небо, отраженное в воде; свет, как тепло почвы; свет, как твердь камня; свет, как внутреннее тепло души, как внутренний импульс к высшему, женственность; свет, как форма вертикали, устремленной к его источнику; свет, как РОСТ живого растения; свет, как освобождение от сил притяжения, как парение в свободе пространства. Свет - по сути, единственный герой, ПРОТЕЙ, облекающийся в различные ипостаси в разных частях картины.

Аналогичный "кругооборот цвета в мироздании" можно проследить и в других картинах - например, "Пасхальное утро". Какое же это утро? Солнце едва ли не в зените? Вот здесь и просвечивает тайна того, как работал Каспар-Давид Фридрих. Известно, что он не писал картины на пленэре, с натуры, а пользовался «Леонардовским методом» точной фантазии, или точного целевого воспоминания. Что же это значит?

Картину надо было бы называть чуть-чуть иначе, и было бы яснее, о чем речь. - Это не изображение восхода солнца утром в день праздника, и люди не опоздали его встречать. Это изображение праздника Воскресения - его душевного переживания - в человеке. Это не изображения ландшафта, а изображение ДУШЕВНОГО ландшафта души, переживающей ПАСХАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Путем изображения на картине солнца, деревьев и трех женщин, стоящих на дороге. Все эти образы - а также определенная последовательность цветов, их пронизывающая и указУющая взгляду направление движения - являются ЗНАКАМИ, слагающимися в определенную фразу, «слово», указующее на ПРИНЦИП ВОСКРЕСЕНИЯ.

Это - глубоко религиозная картина. На дороге стоят женщины трех возрастов. Самая старшая - в темном, почти черном одеянии. Средняя наполовину накинула светлый платок или шаль. Юная - в светлом. Тона платья старой женщины практически совпадают с тонами темной земли при дороге, пней и камня у обочины. Одеяние средней уже перекликается по гамме с серединой дороги, уходящей вдаль... Младшая - окутана светлым.

А на небе происходит нечто подобное тому, что и свершается и в картине в"меловых скалах" - деревья растворяются своими тонкими ветками в свете солнца. Причем слева и справа это происходит по- разному: справа от нас - больше протягиваясь к свету, а слева - больше принимая его, как бы отступая несколько в сторону и давая свету влиться в пространство веточек, причем свет переходит от желтых тонов в тепло, в красновато-розовое - в те тона, из которых сплотневает земное в картине... Как бы показано, что свет оплотневает в земном, что оно - оплотневший свет... И та тьма и чернота, которая является в конце этого процесса - в присутствии ИСТОЧНИКА света может быть понята - и вновь поднята - к своему истоку, в темном, каменном, древесном можно прозреть его световой исток.

М. Волошин написал о таком вИдении: ("Подмастерье":

(...)"Увидишь ты, что все явленья —
Знаки,
По которым ты вспоминаешь самого себя,
И волокно за волокном сбираешь
Ткань духа своего, разодранного миром» (…)

Картина в данном случае - ОБРАЗ ДУШЕВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ПАСХИ, фигуры и явления на ней - органы и стороны душевных процессов, тот "мистический театр", который вправе не соответствовать "фото" восхода солнца весной на Пасху. И некоторое несоответствие высоты солнца и названия - «Пасхальное утро» - для меня только еще раз указывает на то, что…-

- Каждое утро может быть пасхальным, утром ВНУТРЕННЕЙ, сокровенной Пасхи, твоего собственного воскресения, если ты видишь его жест в мире. А он «с нами во все дни».

----------------------------

- Ну, вы все приятель, притянули за уши, так любую картину можно разобрать по спектру, и найти в ней этот кругооборот! - скажут…

А я соглашусь. Только не с тем, что я притянул за уши, а с тем, что ЛЮБАЯ КАРТИНА природы являет нам именно этот принцип. -

"Как силы небесные сходят и нисходят, простирая друг к другу золотые бадьи" - по выражению Гёте. Этот принцип прослеживается всюду, как принцип мироздания.

Но в каждое время года и в каждый миг осуществляется он по-разному, так же, как и стрелки одних и тех же часов показывают разное время, не отменяя своим передвижением по циферблату самих себя.

В жизни этот принцип вИдения нашел свое оправдание в том, что благодаря ему людям удается на занятиях по "Дыханию дня» и «Дыханию года" начать с первого раза создавать СОВЕРШЕННО ЖИВЫЕ пейзажи...

По началу - быть может, копируя того же Каспар-Давида, или даже фото: но не перерисовывая по клеточкам, а - как пианист играет по нотам, не сочиняя нот - но - о ПРОНИКАЯ в них, ЧИТАЯ ИХ, внутренне со-интерпретируя, - и затем создавая по ним свою собственную картину музыки.

Так и это копирование становится «чтением с листа» -

- чтение с листа нот песни природы, записанной Каспаром Давидом Фридрихом.

У каждого в результате рождается СВОЙ рисунок. Иной раз просто не верится, как легко и быстро открываются его двери… Ибо ключ к вИдению мира - вот он, - всегда перед глазами...

-----

Домашнее задание:

1. попытаться проследить метаморфозы встречных потоков цвета (подсказка: они не всегда идут сверху вниз и обратно; иногда - в глубину картины; иногда не непрерывно, а перепрыгивая, или разбиваясь на полоски) - в этих двух картинах.

2. При желании можно взять любые другие его картины - в Интернете их много

* Сопрячь их с фигурами и - как отражается в самой картине человек - что соответствует его мыслям, голове, сердцу, и т.д. * (последнее задание - курсивом, для отличников).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: