Реформы в области просвещения

Университетская реформа

Реформы

Раз-раз

Вопрос №35. Либеральные реформы 60-х-70-х гг. XIX в.: судебная, военная, образовательная. Их влияние на процесс модернизации России

Вариант красивый

Освобождение крестьян от крепостной зависимости радикально изме-нило расстановку социальных и политических сил в российском обществе. Эта ситуация потребовала проведения серьезных реформ во всех сферах об-щественной жизни. Последовавшие в 60-70-е гг. XIX в. преобразования получили у современников наименование «Великие реформы». В политической сфере общества к этим реформам относились следующие:

1. Создание земского (1864 г.) и городского самоуправления (1870 г.).

2. Судебная реформа (1864 г.)

3. Военная реформа (1874 г.)

4. Образовательная

5. Реформа печати

Судебная реформа (1864 г.) дала России новый суд: бессословный, гласный, с адвокатурой, выборностью мирового судьи, с присяжными заседателями. Университетская реформа (1863 г.) увеличила административную и хозяйственную самостоятельность учебных заведений, способствовала объединению преподавателей и студентов в кружки, ассоциации, повышая уровень общественной активности. Реформа печати (1865 г.) отменила предварительную цензуру. Военная реформа (1874 г.) вводила всеобщую воинскую повинность вместо рекрутчины, сократила сроки службы в зависимости от образовательного ценза.

Судебная реформа (1864)

В основу судебной реформы были положены принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательность сторон, гласность судопроиз-водства, несменяемость и независимость судей. В результате этой реформы в стране сложились несколько видов судебных органов: Сенат (сохранивший статус высшей судебной инстанции), окружной суд присяжных (наряду с ок-ружной судебной палатой, где обжаловались приговоры окружного суда); мировой суд; волостной сельский суд для крестьян.

Впервые в России появился институт адвокатов – присяжные поверенные. В суде проходило состязание сторон: прокурор (государственный пред-ставитель) выдвигал обвинение, адвокат вел защиту обвиняемого. В окруж-ном суде присяжные заседатели (выборные от населения) выносили вердикт («виновен или нет») на основании слушания сторон. Суд (председатель и два заседателя) на основании вердикта определял конкретную меру наказания.

Государственные преступления и преступления, по которым мог быть вынесен смертный приговор, подлежали компетенции Сената.

В крестьянском волостном суде приговор выносился на основе обычая и сохранялись телесные наказания.

В мировом суде решались семейные и мелкие имущественные споры. Если судье не удавалось примирить стороны, то он сам выносил окончатель-ное решение.

Духовенство по некоторым делам (вопросы религии) судилось в осо-бом порядке. Самостоятельно действовали и военные суды.

Судебная реформа имела немало недостатков, но она была наиболее либеральной из всех реформ 1860-х-1870-х гг.

Университетская реформа (1863 г.) увеличила административную и хозяйственную самостоятельность учебных заведений, способствовала объединению преподавателей и студентов в кружки, ассоциации, повышая уровень общественной активности.

Военная реформа (1874)

Важнейшим ее элементом стало введение всеобщей воинской повинно-сти. Это было продиктовано необходимостью сократить численность армии в мирное время и иметь значительные обученные резервы на случай войны. Новый закон распространял военную службу на лиц мужского пола всех со-словий, достигших 20 лет. От службы освобождались имеющие льготы по семейному положению, а судьба остальных призывников решалась жеребь-евкой. Срок службы – в сухопутных войсках шесть лет (и девять лет в запасе), на флоте семь лет (и три года в запасе). Для получивших образование срок службы значительно сокращался, а выпускники вузов шли в армию только на добровольной основе (вольноопределяющиеся).

Для пополнения офицерского корпуса создавались военные гимназии (бывшие кадетские корпуса), юнкерские и военные училища, куда могли по-ступать не только дворяне. Для управления войсками создавались 15 воен-ных округов.

Началось перевооружение армии и флота. Особенно интенсивно разви-вались артиллерия и инженерные войска. Появились броненосные корабли, миноносцы и первые подводные лодки.

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: