Периодизация истории Средних веков в Западной Европе

Государство, право, Церковь в феодальном обществе

Социально-экономический строй, который сладывался в Западной Европе с V века, определил все функции и характер политической, правовой и идеологической системы ранних и более поздних феодальных государств. Государство, право, официальная религия и Церковь стояли прежде всего на защите интересов господствующего класса, т.е. класса феодалов-землевладельцев, и, в первую очередь, наиболее крупных.

Феодальное государство на протяжении всей истории феодализма эволюционировало. В раннефеодальном периоде это были крупные государственные объединения. Классическим примером являлась империя Карла Великого.

В Х-ХП вв. на смену крупным политическим государственным организациям приходят новые их формы – княжества, герцогства, графства и т.п. Эти государственные образования были по существу независимыми друг от друга, и если в той или иной стране они и были зависимы от короля, то эта зависимость, как правило, была чисто номинальной – короли в этот период были слабыми. Это был период феодальной раздробленности.

В XIII-XV вв. вновь меняются формы государственных образований. В это время оформляются единые централизованные государства. Первым результатом этого процесса явилось оформление сословной монархии, король приобретает определенную власть, которую он делит с сословными представительными органами (английским Парламент, французскими Генеральными Штатами, испанскими Кортесами).

В процессе дальнейшей централизации феодальных государств формируется новый тип государства, который является самым сильным государственным образованием эпохи Позднего феодализма – абсолютная монархия. С появлением абсолютной монархии в стране исчезает сословно-представительный орган и власть короля становится абсолютной. Классическим государством абсолютной монархии считается Франция.

С возникновением государства оформляется законодательство. Феодальное право было зафиксировано либо обычаем, обычным правом, особенно на ранних этапах, когда обычай строго соблюдался, либо первыми законодательными сводами. Раннее феодальное законодательство государственных институтов Западной Европы оформилось в правовых сводах, получивших название «Правд» – Саксонская, Рипуарская, Бургундская и др. «Правды». Наиболее широко действующей и известной была «Салическая Правда». Более поздние своды законов раннего средневековья – «Капитулярии» Карла Великого, «Кодекс» Юстиниана, «Эпанагос» Василия I. Своды законов оформляли основы ранних феодальных государств и институционных образований: юридическое оформление собственности и феодального землевладения, положение феодалов и крестьян и т.д.

Самые первые своды законов, как и последующие законодательства, закрепляли и освящали монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьянина и судебную и политическую власть феодала над крестьянином. Большую роль в укреплении феодальных государств, причем не только на ранней стадии феодализма, играла Церковь, ее духовный авторитет.

Исторический период Средних веков, или феодализма – один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий.

Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад.

Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Земля как объект собственности явилась основным условием существования феодализма. Переход к феодализму и становление нового вида собственности – земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам.

В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно-религиозной жизни.

Отечественная периодизация феодализма в Западной Европе и в Византии строится на принципе стадиального развития общества. Переход к феодализму произошел в разных странах не одновременно. Раньше других на путь феодализма вступили те народы, которые прошли рабовладельческую стадию. Именно эти страны развивались быстрее и более всесторонне, чем те, которые вступили на путь феодализма, минуя рабовладение, непосредственно от первобытно-общинного строя.

Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.

История феодализма делится на три больших периода:

1) Раннее средневековье – время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

2) Классическое, или развитое средневековье – период развитого феодализма, конец XI-XV вв.

3) Позднее средневековье – период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI – середина XVII вв.

В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений, образование крупной земельной собственности и подчинение ранее свободных крестьян-общинников феодалам-землевладельцам. Формируются два класса – феодалы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне.

Экономика раннего феодализма многоукладна. В ней еще сохраняются элементы рабовладельческого, первобытно-общинного уклада. Наряду с этим формируется принципиально новая феодальная экономическая система.

Города в это время сохранялись как центры торговли в ареале Средиземноморья.

В период раннего феодализма происходит образование варварских королевств в результате переселения народов, обосновавшихся на западноевропейской территории. С образованием первых варварских королевств появляется первая форма феодального государства – раннефеодальная монархия. Социально-экономические условия этого периода определяли характер раннефеодального государства. Оно было, как правило, относительно единым. В пределах этих государств объединялось множество различных этнических общностей, что являлось неизбежным результатом переселения народов. Но уже на этой стадии начинается процесс этнической интеграции и закладывание основы для формирования средневековых народностей в западных королевствах.

В культурной жизни наблюдается упадок, связанный с гибелью Западной Римской империи и распространением язычества. Через определенное стабилизационное время, когда оформятся варварские королевские государства, начнется подъем культуры, культуры новой, оформившейся в результате синтеза двух культур: античной и варварской («Каролингское Возрождение» в IX в. и «Оттоновское Возрождение» в X в.).

В раннее средневековье утверждается христианство как государственная религия. Высшей санкцией всей жизни Западной Европы становится католицизм.

Второй период характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне в период развитого феодализма попадают в личную и поземельную зависимость от феодалов-землевладельцев.

Феодалы начинают структурироваться в определенную систему иерархического соподчинения, складывается вассально-ленная система.

Феодальную иерархическую лестницу возглавлял король, ниже – социальные слои герцогов, графов, баронов, рыцарей. Внизу феодальной социальной структуры находились крестьяне.

Это иерархическое соподчинение, которое возникает в период развитого феодализма, приводит к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. Развитие феодальной экономики, подъем городов и рост товарно-денежных отношений изменили формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян, появляются свободные крестьяне. Изменяется сущность города. Город все больше занимает свое, особое место в феодальном мире. Он становится центром не только торговли, но и ремесла. Появляется свободное городское население. Начинается расцвет городов, городской культуры. Город становится колыбелью Возрождения. Создаются предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения Западной Европы – образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей.

С формированием единых государств появляется новая форма феодальной монархии – сословно-представительная. В сословно-представительных монархиях появляются свои представительные органы. Коренным образом изменяется все феодальное общество.

Третий период средневековья характеризуется крайним обострением всех феодальных противоречий. Завершается централизация феодальных государств и переходу к новому типу феодальной монархии – абсолютизму. Классической страной абсолютизма в Западной Европе становится Франция.

Производительные силы в этот период перерастают рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождаются капиталистические отношения. В Нидерландах и Англии происходят первые раннебуржуазные революции.

В духовно-религиозной жизни Западной Европы начинается Реформация и Контрреформация. В области культуры наступает период трагического гуманизма. Средневековье приближается к своему концу и оказывается на пороге Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: