Первые мероприятия
Реформаторская деятельность (1801-1812)
Правление Александра I (1801-1825 гг.)
1801-1805 – начало реформ
1805-1807 – приостановка реформ (войны с Францией)
1808-1812 – продолжение реформ
1812-1815 - приостановка реформ (войны с Францией, Венский конгресс)
1816-1818 - продолжение реформ
1819-1825 – отказ от реформ
Особая роль Негласного комитета из молодых аристократов графа П.А. Строганова, графа В.П.Кочубея, князя А.А. Чарторыйского, графа Н.Н. Новосильцева
«Дворянство – это класс самый невежественный, самый грязный, ум которого наиболее ограничен» - П.А. Строганов
- отмена наиболее одиозных распоряжений Павла I;
- амнистия осужденным (12 000 дворянских семей);
- восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам;
- разрешение крестьянам вывозить лес из казенных (государственных) угодий;
- освобождение священников от телесных наказаний;
- ограничение полицейского произвола;
- ликвидация запрета на ввоз иностранных книг и выезда за границу;
- запрет объявлений о продаже крестьян без земли;
- указ о вольных хлебопашцах 1803 г. (освобождение крестьян с землёй за выкуп (в среднем, за 400 рублей), 47 000 человек за 25 лет);
- министерская реформа 1802 г. (министерства в отличие от коллегий лишались судебных функций + единовластие министра);
- Сенат становится высшим судебным органом, в который на первом этапе вошли «старики-сановники», выступавшие против политики Павла I и за «просвещенный абсолютизм» времен Екатерины II;
- реформы просвещения 1803-1804;
- создание Государственного совета (законосовещательного органа при царе) 1810 г. «Огрызок» реформаторских предложений Сперанского М.М., цель которых – разделение властей – не была достигнута;
- 1815 – Польше дарована конституция – самая либеральная в Европе;
- 1815 – начало создания военных поселений, с целью уменьшения прямых расходов на армию (приближение к царю председателя военного департамента Госсовета Аракчеева А.А.);
- 1815-1820 гг. – работа над конституцией России министра юстиции Новосильцева Н.Н. (избиратели – владельцы городской недвижимости, именитые граждане, купечество, цеховые мастера; сохранение законодательной власти у царя);
- 1815-1820 гг. – проекты отмены крепостного права (Аракчеев А.А., Киселев П.Д., Мордвинов Н.С., Вяземский П.А.)
- 1816 г. латышские и эстонские крестьяне получили личную свободу без земли
Реформы просвещения
|
|
В Швеции в середине XVIII века достигнута всеобщая грамотность (с 1686 г. неграмотным запрещалось вступать в брак), с 1842 г. – всеобщее начальное образование.
Во Франции в 1796 г. на 27 млн человек населения существовало 8 тысяч школ.
В начале XIX века в России на 36 млн человек существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся: 150 2-х и 4-х классных училищ, 3 гимназии (Петербург, Москва, Казань), солдатские школы, кадетские корпуса, шляхетские корпуса, частные пансионы духовные училища, 66 семинарий, Московский университет (в Европе университеты существовали с XII века).
|
|
1803 г. – начало реформы. Основные положения.
- Создана единая система образования, в основу которой легли принципы:
- бессословности;
- бесплатного обучения на низших ступенях;
- преемственности учебных программ.
- Принят университетский устав, дававший широкую автономию:
· выборность ректора и профессуры;
· невмешательство высшей администрации в дела университетов;
- Принят цензурный устав, освободивший авторов от административного произвола;
- Первая крупная публичная библиотека в России (Петербург 1814)
Структура системы просвещения:
1-я ступень – приходские школы – одноклассные при церквах;
2-я ступень – уездные училища – двухклассные;
3-я ступень - губернские гимназии – четырехклассные;
4-я ступень – университеты. В России открылось 5 новых университетов – в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге.