Реформаторская деятельность (1815 -1818 гг.)

Первые мероприятия

Реформаторская деятельность (1801-1812)

Правление Александра I (1801-1825 гг.)

1801-1805 – начало реформ

1805-1807 – приостановка реформ (войны с Францией)

1808-1812 – продолжение реформ

1812-1815 - приостановка реформ (войны с Францией, Венский конгресс)

1816-1818 - продолжение реформ

1819-1825 – отказ от реформ

Особая роль Негласного комитета из молодых аристократов графа П.А. Строганова, графа В.П.Кочубея, князя А.А. Чарторыйского, графа Н.Н. Новосильцева

«Дворянство – это класс самый невежественный, самый грязный, ум которого наиболее ограничен» - П.А. Строганов

  1. отмена наиболее одиозных распоряжений Павла I;
  2. амнистия осужденным (12 000 дворянских семей);
  3. восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам;
  4. разрешение крестьянам вывозить лес из казенных (государственных) угодий;
  5. освобождение священников от телесных наказаний;
  6. ограничение полицейского произвола;
  7. ликвидация запрета на ввоз иностранных книг и выезда за границу;
  8. запрет объявлений о продаже крестьян без земли;
  9. указ о вольных хлебопашцах 1803 г. (освобождение крестьян с землёй за выкуп (в среднем, за 400 рублей), 47 000 человек за 25 лет);
  10. министерская реформа 1802 г. (министерства в отличие от коллегий лишались судебных функций + единовластие министра);
  11. Сенат становится высшим судебным органом, в который на первом этапе вошли «старики-сановники», выступавшие против политики Павла I и за «просвещенный абсолютизм» времен Екатерины II;
  12. реформы просвещения 1803-1804;
  13. создание Государственного совета (законосовещательного органа при царе) 1810 г. «Огрызок» реформаторских предложений Сперанского М.М., цель которых – разделение властей – не была достигнута;
  1. 1815 – Польше дарована конституция – самая либеральная в Европе;
  2. 1815 – начало создания военных поселений, с целью уменьшения прямых расходов на армию (приближение к царю председателя военного департамента Госсовета Аракчеева А.А.);
  3. 1815-1820 гг. – работа над конституцией России министра юстиции Новосильцева Н.Н. (избиратели – владельцы городской недвижимости, именитые граждане, купечество, цеховые мастера; сохранение законодательной власти у царя);
  4. 1815-1820 гг. – проекты отмены крепостного права (Аракчеев А.А., Киселев П.Д., Мордвинов Н.С., Вяземский П.А.)
  5. 1816 г. латышские и эстонские крестьяне получили личную свободу без земли

Реформы просвещения

В Швеции в середине XVIII века достигнута всеобщая грамотность (с 1686 г. неграмотным запрещалось вступать в брак), с 1842 г. – всеобщее начальное образование.

Во Франции в 1796 г. на 27 млн человек населения существовало 8 тысяч школ.

В начале XIX века в России на 36 млн человек существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся: 150 2-х и 4-х классных училищ, 3 гимназии (Петербург, Москва, Казань), солдатские школы, кадетские корпуса, шляхетские корпуса, частные пансионы духовные училища, 66 семинарий, Московский университет (в Европе университеты существовали с XII века).

1803 г. – начало реформы. Основные положения.

  1. Создана единая система образования, в основу которой легли принципы:
    • бессословности;
    • бесплатного обучения на низших ступенях;
    • преемственности учебных программ.
  2. Принят университетский устав, дававший широкую автономию:

· выборность ректора и профессуры;

· невмешательство высшей администрации в дела университетов;

  1. Принят цензурный устав, освободивший авторов от административного произвола;
  2. Первая крупная публичная библиотека в России (Петербург 1814)

Структура системы просвещения:

1-я ступень – приходские школы – одноклассные при церквах;

2-я ступень – уездные училища – двухклассные;

3-я ступень - губернские гимназии – четырехклассные;

4-я ступень – университеты. В России открылось 5 новых университетов – в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: