О владетелстве царств и государств, и земель, и городов, которые под Росийским царством лежат, и тех государств о воеводех

А в ней 11 статей.

Примечания

1 «И сетми» в рукописи написано вверху строки.

2 «И по 20» в рукописи на поле, подле «и по 30».

3 «И что кому» повторено в рукописи.

4 «Добрых» в рукописи написано дважды, но первое замарано.

5 «И выходов» приписано в рукописи над строкою.

6 «И тамощних». Так в рукописи.

7 В рукописи: «тысеч по 30,000».

8 «Государств» вписано в рукописи после, в строку.

9 В рукописи: «добудет».

10 «В вотчину» приписано в рукописи над строкою.

11 После «продати» в рукописи написано «тое вотчины», но эти слова замараны.

12 После слов «в Уложенной Книге» в рукописи скобки, и между ними оставлено пустое место.

13 «Или иному» приписано в рукописи другим почерком.

14 В рукописи «молой».

15 «И казни» в рукописи над строкою.

16 В рукописи «оловянишников».

17 В рукописи на поле против слова «человек» поставлен крестик; такие же крестики находятся и в других местах.

18 «Со» приписано в рукописи между слов.

19 «И питья» приписано в рукописи на поле, подле слова «товары», которым оканчивается строка.

20 «Московские и городовые» в рукописи над строкою.

21 «Что» написано в рукописи между словами, мелким почерком.

22 «И иное» в рукописи между строк.

23 «С» недостает в рукописи, а слово «городы» написано на поле, пожде «пограничные», которым оканчивается строка.

24 После «те» следовало в рукописи слово: «росход», и «в» написано уже после, между словами, тем же почеруом; после «те» недостает еще кажется, слова «денги».

25 Вместо «17» должно быть «18».

26 Далее в рукописи следует белая 321 страница.

27 «К царю» в рукописи прибавлено на поле другим почерком, и сделана выноска от слова «подати».

28 После слова «кроме», которым оканчивается строка, на поле рукописи написано другим почерком «иных».

29 «Рублев» приписано в рукописи над строкою.

30 «Денги» в рукописи над строкою.

31 В рукописи «о судьяк».

32 «А будет по исце … на руки» в рукописи написано в подстрочной выноске.

33 «Окром Сибирские казны» в рукописи приписано другим почерком.


ГЛАВА VIII,

[139]

1. Великий Новгород, царствы Казанское, Астараханское, Сибирское, государство Псковское, княжствы Смоленское, Полотцкое, и тех государств в первые городы посылаютца воеводы, бояре и околничие, а с ними товарыщи, з боярами околничие и столники и дьяки, а с околничими столники и дьяки; и ведают те государства, с пригороды и с уезды, во всяких государственных и земляных делах, против того ж, как ведают на Москве бояре и думные люди Приказы. А ведают всякие государственные и земские дела и указ по них чинят, которые мочно им чинить и вершить по наказом их, каковы им даются из Розрядного Приказу и по Уложенной Книге, и не описываясь к царю; а которых великих и спорных дел вершити будет за чем не мочно, и о таких делех о указе пишут к Москве к царю, а без указу великих дел делати и докончати не смеют.

А вором, розбойником и татем, и иным злочинцом, указ бывает против того ж, как и на Москве. А казнити их за их воровства смертию, кто б каков ни был, без указу царского и не [140] описався к нему не велено, и учинити нихто не смеет, кроме Сибири, и Астарахани, и Терка, потому что ис тех городов к Москве к царю писма их, и от царя против их писем о всяких делех указу вскоре приходити немочно, и их в таких далних городех велено казнити и без указу царского, Руских середних людей, и Татар и Чювашу, и Черемису, а дворян, и мурз, и князей, и нарочитых знатных людей, без указу царского казнити не велено; а кого они казнят, и им воеводам для объявления велено писать к Москве, кто за что казнен и какою смертию.

2. А которые к тем государствам и болшим городам надлежат городы, всякою ведомостью, и владетелством, и податми: и в те пригороды посылаются воеводы, дворяне и дети боярские, с Москвы и тех городов от воевод. А велено им дела делать по наказом, каковы даются им тех городов от бояр и воевод и о всяких делех справшиватися и писати к ним болшим воеводам, а не к Москве; а они болшие воеводы к тем пригородным воеводам, против их писма, потомуж от себя указ посылают, которые дела могут они делать сами, и они б делали, а чего делать не мочно, пишут о том к Москве, к царю.

3. Также и в-ыных болших и середних городех бывают воеводы столники и дворяня, и дьяки, и подьячие вместо дьяков; а велено им в тех городех дела всякие делать по наказом же и по Уложению. А которых великих дел ведати и делати им не указано, и о таких делах велено им писати к Москве ж.

А в судных кабалных делех велено им суды давати, дворяном, и детем боярским, и служилым всяких чинов и посадцким людем, и крестьяном, и в болших городех, где воеводы с дьяками, в долговых делех во 100 и в 500 и в 1000 и в 10,000 рублев. А в-ыных городех, где воеводы одни силят, или и с подьячими, а дьяков не бывает, велено суды давати в долговых делех в 10 и в 20 рублех, а болши дватцати рублев суда давати им не велено никому; а будет кто [141] воевода, или приказной человек, болши 20 рублев суд даст, и тот суд не в суд, да на нем же судье *) возмут на царя пеню.

*) «Судье» в рукописи приписано на поле, и от слова «же» сделана выноска.

А велено середних и менших городов всякого чину людем в болших своих искех судитися на Москве, кто где судим и под которым Приказом написан. А в самых болших городех, хотя в великих искех дают суды в 1000 и в 10,000 рублех, а обвинити они бес царского указу никого не смеют.

4. А бывает в городы к бояром и воеводам и приказным людем о всяких делех посылаются указы, пишутца грамоты таким обычаем: «От царя и великого князя Алнксея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову Куденетовичу Черкаскому» или «князю Ивану Алексеевичю Воротынскому с товарыщи;» а потом дело. Так же и к середним воеводам против того ж: кто князь или столник и стряпчей, и его имянуют чин, потом имя; а к простому дворянину толко имя его, и отечество и прозвание.

А пишетца та титла «всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец» не изстари, внове, при нынешнем царе, как учинились в вечном подданстве Малая Росия, войско Запорожское, гетман Богдан Хмелницкой с казаками и со всеми Черкаскими городами.

Великою Росиею прозвано Московское государство; Белая Росия Белорусцы, которые живут около Смоленска и Полотцка и в-ыных городех.

Вопрос. Для чего пишетца «самодержцем?»

Ответ. Как прежние цари, после царя ивана Васильевича, обираны на царство: и на них были иманы писма, что им быть не жестоким и непалчивым, без суда и без вины никого не казнити ни за что, и мыслити о всяких делах з бояры и з думными людми сопча, а без ведомости их тайно и явно никаких дел не делати. А нынешняго царя обрали на царство, а писма он на себя не дал никакого, что прежние цари давывали, [142] и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим, и потому наивышшее пишетца «самодержцем» и государство свое правит по своей воли. И с кем похочет учинити войну и покой, и по покою что кому по дружбе отдати, или какую помочь чинити, или и иные всякие великие и малые своего государства дела похочет по своей мысли учинити, з бояры и з думными людми спашивается о том сало, в его воле, что хочет, то учинити может; однако кого из бояр и из думных и ис простых людей любит и жалует, страшиваетца и советует с ними о всяких делах. А отец его, блаженные памяти царь Михайло Федорович, хотя «самодержцем» писался, однако без боярского совету не мог делати ничего.

Таким же обычаем посылаются грамоты и на посолства к послом: «От царя и великого князя имрк» и титлы; а потом «нашим великим и полномочным послом», одного имя пишут с товарыщи, или времянем всех по имяном.

Да к ним же бояром и воеводам посылаются грамоты, по их писму, как они которого году учинят в податех и во всяких делах и промыслех прибыль, также которые бояры и воеводы бывают на войне и учинят над неприятелем поиск, или послы на сьездех постановят вечной договор, или перемирье: и к ним посылаются грамоты, с милостивым словом за их раденье и службу, пишут таким обычаем: «Писали они бояре и воеводы, что которого году учинили прибыли и иного раденья» или «ис полков воеводы ж, что Божиею помощию, и заступлением Богородицыным и всех святых *), и его царскою молитвою и

*) «Святых» недостает в рукописи. См. подобные акты в изданиях Археогр. Коммиссии.

счастием, учинился им над неприятелем поиск», или «послы учинили посолство по его царскому изволению, и мы великий государь, за вашу верную службу и раденье, жалуем, милостиво похваляем, и во всем бы были они надежны на его царскую милость, а служба их у него великого государя забвенна не будет».

5. А которому боярину и воеводе и приказным людем, или [143] послом и посланником и гонцом, или кто к какому делу будет уставлен, лучитца *) писати к царю против всяких дел отписки, и они пишут таким обычаем: «Государю царю и великому князю» имя его царское и титла против такого ж обычая, как **) и в грамотах царских пишется к ним, а по титле «холоп твой Янка Черкаской, Ивашко Воротынской, или кто нибудь, с товарыщи (или и один) ***) челом бьют (челом бьет)»; потом дело; а княжеством ‘ся не пишут, и чину своего не поминают.

*) «Лучитца» в рукописи написано между строк.

**) «Как» приписано в рукописи над строкою.

***) «Или и один» в скобках и в рукописи, как и следующие далее слова «челом бьет».

6. А кому лучитца о каких делех бити челом царю самому, и в Приказех судьям, и в городех и в войне воеводам, или послом: и в челобитных своих пишут бояре и околничие и думные и всякого чину служилые люди: «Царю государю и великому князю» имянованье и титла его царская против того ж, что и в отписке, а потом «бьет челом холоп твой князь или и боярин» и простой человек полуимянем же, без княжества и без чину; а посадцкие люди и крестьяне пишутца в челобитных своих «рабами и сиротами», а не холопми. Так же и жены и дочери всяких чинов людей пишутца в челобитных своих «рабами и сиротами» полутмянем же; а отцов своих и мужей пишут в челобитных своих целыми имянами, и имянуют прозвище и чин.

А кому бояром, и ближним, и всякого чину людем, о чем лучитца бити челом царице, и царевичам, и царевнам: и они пишутся против того ж, что и к царю, «холопми и рабами и сиротами», а их титлу пишут: «Государыне царевне и великой княжне имрк», а болши того титл не бывает; а царевичам пишут: «Государю царевичю и великому князю» имя его и титла такова ж что и царская, а «самодержца» не пишетца. [144]

А власти, патриарх и митрополиты, и иные, и простые чернцы, и черницы, и попы пишутца к царю, и к царице, и к царевичам, и к царевнам, во всяких писмах целыми своими имянами и чинами.

7. Да в тех же во всех городех царские всякие доходы, и поборы с посадцких и с уездных крестьян, и таможенные и кабацкие и иные зборы, которые на вере и на откупу, во всех городех велено собирати по окладом, против того ж что на Москве. по чему с которого города и с уезду и с таможень и с кабаков и с-ыных откупов положен погодно оклад, и то б все собирали, никому ни в чем не норовя, и присылати к Москве все сполна; а кто будет воевода и приказной человек за чем у кого чего не соберет, и то велят доправить на самом воеводе. А на какие дела понадобятца денги в тех городех, и им о том велено писати к Москве, и роздавати во всякие росходы з запискою.

8. А для остерегания, или оберегания города, в болших городех устроены стрелцы и казаки, вечным житьем, пушкари и затиншики и воротники, а в-ыных и не в порубежных городех, для оберегания города, устроены толко одне пушкари, и затиншики, и воротники. А ключи городовые, воротние, во всех городех бывают у воевод и у приказных людей.

9. А когда лучится быти у Московского государства с-ыными государствы войне, и для воинского времяни во всяких городех у монастырей и у дворян устроены осадные дворы: и в воинское время на те дворы *) со всеми своими животами и з запасами и з женами и з детми, живут в городех **). А крестьян из сел и из деревень велят, со всеми их животы, выслать для осады в городы ж, и те крестьяне, в осадное время, с посадцкими и с-ыными людми бывают по городу на стороже, с ружьем своим или с царским.

*) Кажется, следовало бы быть: на тех дворах.

**) После «в городех» в рукописи точки.

[145] 10. А которой город попортица, или за старостью розвалится: и на строение городов, для починки и вновь, казну собирают того города с торговых посадцких людей и с уездных крестьян, повытно, смотря по городовому строению; а чего не достанет в строение тое зборные казны: и на такое строение велит царь имати из своих царских доходов. А мастеров каменшиков, и плотников, и иных работников, емлют в том же городе и уезде и из иных городов.

А пушки, и пушечные запасы, и всякое воинское и осадное оружие, посылается в те городы с Москвы, смотря по городу *).

*) Далее в рукописи поставлен крест и написано «зри ниже», а затем 11-я статья и за нею уже конец 10-й статьи, при которой на поле также находится крест.

Также вболших каменных монастырех, для осадного времяни, пушки и пушечные всякие запасы и всякое осадное оружие царское, и в-ыных монастырех для оберегания городов от воинских людей устроены стрелцы и пушкари; а где срелцов нет, в тех монастырех устроены, слободами, торговые люди и крестьяне.

11. А будет в Московском государстве построеных каменных городов, кроме монастырей, с 20 городов, или мало болши, а досталные все деланы деревяные, на земляных валах и просто на земле; и для войны посыпаюют те городы песком и каментем, а для крепости тех городов копаны кругом глубокие рвы и бит деревяной чеснок, а в-ыных рвах пущена кругом вода. [146]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: