Столыпинская аграрная реформа 1906 – 1916

Политические партии России начала XX века: генезис, классификация, программы, тактика.

28.1. Революционно-демократические партии: социал-демократы и социалисты-революционеры.

28.2. Либерально-оппозиционные партии: «Конституционно-демократическая» и «Союз 17 октября».

28.3. Консервативно-охранительные партии: «Союз русского народа».

28.1. Революционно-демократические партии представляли крайне левую группу партийного спектра России начала XX века и выступали за революционные методы преобразования существующего строя. Наиболее крупными и известными представителями этой партийной группы являлись Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) – эсдеки и партия социалистов-революционеров – эсеры.

А) РСДРП образовалась в 1898 г. на I съезде в Минске путём слияния ряда русских марксистских кружков и групп. Однако учредительный характер носил II съезд партии в 1903 г., когда были приняты её программа и устав. Идейными и политическими лидерами партии являлись Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и О.Ю. Мартов.

На II съезде партии в её составе возникло два крыла – большевистское во главе с Лениным и меньшевистское во главе с Мартовым, до 1917 г. сохранявшие формальное единство. Раскол был вызван принципами партийного строительства: Ленин, сторонники которого получили большинство в ЦК (отсюда - большевики), выступал за жёсткую внутрипартийную дисциплину; Мартов – за право членов партии на собственное мнение.

РСДРП являлась партией марксистского типа, в основу деятельности которой было положено учение К. Маркса о классовой борьбе и политической гегемонии пролетариата – главного двигателя революции. Принятая на II съезде программа имела две части – «минимум» и «максимум».

«Программа-минимум» предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики на федеративных началах, введение широких гражданских и политических свобод, предоставление нациям права на самоопределение, установление 8-часового рабочего дня, возвращение крестьянам «отрезков» [см. 19.1.] и отмена выкупных платежей с возвратом уплаченных выкупных сумм. В 1906 г. аграрная программа была пересмотрена в сторону национализации всего земельного фонда страны, т.е. превращения государства в единственного собственника земли.

«Программа-максимум» предусматривала проведение пролетарской революции и осуществление социалистических преобразований в стране – первой стадии на пути к коммунизму, причём большевики считали возможным построение социализма в России при достигнутом уровне социально-экономического развития, а меньшевики допускали успех социалистических преобразований только по истечении определённого периода – когда капиталистические отношения в стране достигнут максимума развития.

Тактика социал-демократов включала в основном пропагандистскую работу в массах, прежде всего, на промышленных предприятиях, в армии и на флоте (распространение нелегальной печатной продукции – газет, брошюр, листовок), а также организацию митингов, стачек и забастовок. Эсдеки были против террористических методов борьбы, считали неэффективными и парламентские.

Б) Партия социалистов-революционеров возникла в 1902 г., а организационно оформилась на рубеже 1905/1906 гг. Её лидерами являлись В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Г.А. Гершуни, Н.Д. Авксентьев. В отличие от эсдеков, эсеры являлись партией неонароднического типа и считали главным двигателем революции крестьянство, работе среди которого они уделяли первостепенное значение. Впрочем, эсеры много внимания отводили и деятельности в вооружённых силах.

Программа партии была во многом схожа с программой РСДРП (см. выше). Главное отличие заключалось в пути решения аграрного вопроса, где эсеры выступали за социализацию земли, т.е. её передачу в народную собственность – в руки крестьянских общин с последующим распределением по уравнительно-трудовой норме среди граждан, для которых труд на земле является основным источником существования.

Тактические методы эсеров – агитация, организация стачек, вооружённых восстаний, индивидуальный политический террор.

28.2. Либерально-оппозиционные партии отвергали революционные методы преобразований, выступая за мирное обновление государственного строя на буржуазно-демократической основе и используя исключительно парламентские способы борьбы – думскую трибуну и легальную прессу. Крупнейшими партиями этого направления являлись «Конституционно-демократическая» - кадеты и «Союз 17 октября» - октябристы.

А) Конституционно-демократическая партия возникла в 1905 г. на базе двух организаций земского движения, образованных в 1903 – 1904 гг. – «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов». Лидером партии являлся П.Н. Милюков. Основу партии составляла либеральная интеллигенция – профессура, врачи, журналисты, адвокаты, писатели и др.

Программа кадетов включала установление в России конституционного строя (идеал – конституционная монархия), широких гражданских и политических свобод, сохранение унитарного государственного устройства с предоставлением автономии Польше и Финляндии, введение 8-часового рабочего дня, право рабочих на стачки, социальное страхование и охрану труда. При решении аграрного вопроса кадеты исходили из возможности принудительного отчуждения по рыночной цене до 60 % помещичьих земель при сохранении института частной собственности на землю.

Б) Если кадеты являлись либеральной партией левоцентристской направленности, то возникший в 1905 г. «Союз 17 октября» имел правоцентристский характер. В его состав входили представители крупного капитала, а лидером являлся известный московский предприниматель А.И. Гучков.

Программа партии исходила из положений царского Манифеста 17 октября 1905 г. и «Основных государственных законов» 23 апреля 1906 г. Октябристы выступали за дуалистическую монархию, по их мнению - оптимальную форму правления в России; унитарное государственное устройство с автономией для Финляндии; введение основных гражданских и политических свобод.

При решении «рабочего вопроса» октябристы признавали за пролетариатом право на стачки, но лишь на почве экономических, профессиональных и культурных нужд; предусматривали сокращение рабочего дня без ущерба для предпринимателей (т.е. были против установления всеобщего 8-часового дня); выступали за социальное страхование рабочих.

При решении аграрного вопроса октябристы исходили из принципа сохранения частной собственности на землю и помещичьего землевладения; необходимости передачи крестьянству пустующих казённых, удельных и кабинетских земель, возвращения «отрезков», содействия в приобретении крестьянами частновладельческих земель и переселении малоземельного и безземельного крестьянства на свободные территории за Уралом. Октябристы активно поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

28.3. Правая часть политического спектра России была представлена монархическими партиями, крупнейшей из которых был образованный в 1905 г. «Союз русского народа» во главе В.М. Пуришкевичем, А.И. Дубровиным и Н.Е. Марковым. Монархические партии возникли как защитная реакция консервативных общественно-политических сил на революционные общественные настроения в начале XX века. Программа их была проста: сохранение абсолютной монархии и лидирующей политической роли дворянства, незыблемость помещичьего землевладения и единства страны, религиозное господство Русской православной церкви. В то же время монархисты критиковали изъяны бюрократической системы управления.

Монархисты использовали различные методы борьбы, в том числе и индивидуальный террор.

29.1. Предпосылки и цели реформы.

29.2. Содержание реформы.

29.3. Значение реформы.

29.1. К началу XX века в России по-прежнему остро стоял аграрный вопрос. Крестьянская реформа 1861 г., ликвидировав крепостничество в деревне, создала новые проблемы, главной из которых было крестьянское малоземелье, усилившееся к концу века в связи с быстрым ростом сельского населения страны. Тяжёлым бременем на крестьянство ложились выкупные платежи и арендная плата помещикам. Указанные факторы способствовали процессу имущественного расслоения крестьянства, обнищанию его основной массы, в первую очередь в Центрально-Чернозёмных губерниях, и росту социальной напряжённости в деревне, выражавшейся в самовольной запашке помещичьих земель, уничтожении межевых знаков и крестьянских бунтах, принявших угрожающий размах в годы первой русской революции 1905 – 1907 гг.

Политика Александра III на сохранение и укрепление крестьянской поземельной общины как хозяйственной и социальной формы организации русского крестьянства, в которой правительство видело своеобразный полицейский институт – социальную опору режима и заслон против проникновения в крестьянскую среду революционных идей, к началу XX века исчерпала себя. Развитие капитализма во второй половине XIX века резко усилило миграционные связи между городом и деревней, что разрушающе подействовало на традиционную систему ценностей русского крестьянства, поколебав его монархизм и аполитичность.

Помимо утраты значения полицейского института, крестьянская община с её уравнительным землепользованием тормозила развитие сельскохозяйственного сектора экономики, препятствуя росту товарности крестьянского хозяйства. Наличие коллективной общинной собственности на землю ограничивало право распоряжения крестьянской надельной землёй, т.е. создавало дополнительное препятствие для развития капиталистических отношений в деревне, тормозило перемещение крестьянства в промышленные центры.

Ставший в 1906 г. председателем Совета министров П.А. Столыпин, с помощью задуманной аграрной реформы рассчитывал решить ряд политических и социально-экономических задач.

Во-первых, понимая, что одно дворянство уже не может служить надёжной опорой самодержавия, Столыпин решил расширить социальную базу монархии за счёт зажиточного крестьянства – наиболее консервативного в политическом отношении, создав условия для развития крестьянского предпринимательства.

Во-вторых, реформа предусматривала меры по решению проблемы крестьянского малоземелья, ликвидацию гражданского неравноправия крестьянского сословия, что способствовало установлению социальной стабильности в деревне, повышению материального благосостояния крестьянства и развитию крестьянского хозяйства в целом.

В-третьих, перед реформой ставилась политическая задача изменения правосознания крестьянства – привития крестьянам частнособственнического инстинкта, который, по мнению Столыпина, должен был стать барьером на пути революционных призывов социалистического переустройства земельных отношений.

29.2. Содержание реформы сводилось к следующему:

А) Замене общинной собственности на землю крестьянской индивидуальной, для чего крестьянам-дворохозяевам был разрешён свободный выход из общины с укреплением в собственность своих надельных участков, с правом последующего их вынесения за пределы общины в виде отруба (единого участка без усадьбы) или хутора (единого участка с усадьбой). Фактически речь шла о разрушении общины и создании на её базе крестьянского фермерского хозяйства. За время реформы из общины выделилось 26 % крестьянских дворов, в основном зажиточных и беднейших.

Б) Предоставлению в распоряжение Крестьянского банка фонда удельных и части казённых земель для продажи крестьянству на льготных условиях, а также выделению ему в тех же целях средств для покупки помещичьих земель. Через Крестьянский банк крестьянство до 1916 г. приобрело свыше 4 млн. десятин земли.

В) Активизации переселенческой политики государства, которой был придан системный характер. При этом решалось две задачи: смягчение проблемы крестьянского малоземелья в Европейской России и хозяйственное освоение Сибири. Крестьянам-переселенцам выдавались ссуды на обзаведением хозяйством и предоставлялся льготный проезд до нового места жительства. За 1907 – 1916 гг. за Урал переселилось свыше 3 млн. человек, из которых 0,5 млн. вернулись обратно. На новых территориях удалось организовать высокорентабельное животноводческое хозяйство.

29.3. Реформа не дала ожидаемого эффекта – созданная прослойка крестьян-собственников оказалась весьма незначительной – к 1917 г. немногим более 10 %. Значительная доля крестьян, главным образом бедняков, укрепив в собственность свои наделы, поспешила их продать и податься в город. Таким образом крестьянское предпринимательское хозяйство не получило широкого распространения в царской России. Впрочем, Столыпин отводил на реформу 20 лет и не ставил целью полную ликвидацию общинного землепользования в России, осознавая целесообразность многоукладного аграрного сектора. И всё же реформа, наряду с такими правительственными мерами, как отмена с 1907 г. выкупных платежей, снятие ограничений в сфере гражданских прав крестьянства, поощрение крестьянской кооперации, способствовала улучшению экономического положения русского крестьянства и ускорению процесса механизации крестьянского труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: