Развитие бухгалтерии
«Рационализация» экономической деятельности была облетена развитием счетоводства - первый трактат о нем был напечатан францисканским монахом Лукой Пачоли в 1494 г.
Образование корпораций было бы невозможным без отделения собственности семьи от собственности предприятия. В семье, в общине или клане все работают на общий котел. В коллективном предприятии собственность предприятия отделена от собственности его участников. Для этого следовало отделить запись трансакций предприятия от трансакций отдельного человека и эти записи соотнести с имуществом предприятия. Практическая выгода двойной записи (в бухгалтерских книгах) заключалась в том, что торговец получал возможность контролировать точность регистрации каждой операции. Общим принципом сложной системы правил было то, что каждая трансакция одновременно фиксировалась как изменение активов (приход) и пассивов (расход). Вернер Зомбарт даже заявил, что «невозможно представить капитализм без системы двойных бухгалтерских записей».
|
|
Эта система создала фирму с ее стремлением к максимизации прибыли. Расширение кредитования требовало объективного метода оценки финансового положения и перспектив фирмы. Таким образом, развитие бухгалтерского учета создало условия к появлению финансового учета и практики оценки кредитоспособности предприятия в терминах его баланса, прибылей и убытков.
Для прогресса торговли и предпринимательства необходим был комплекс нравственных правил, обеспечивающих честность в делах, выполнение обязательств, пунктуальность, а также трудолюбие, прилежание, честность и верность наемных работников. Источником этой морали в XVII - XVIII вв. могла быть только религия.
Макс Вебер рассматривал совокупность факторов, которые могли содействовать развитию современной индустриальной экономики: возникновение национальных государств, управляемых профессиональной бюрократией; прогресс научного знания; победа рационалистического сознания. Он обнаружил, что протестантизм был одной из ярких особенностей, отличающих западную цивилизацию от восточной. Протестантизм воспитал чувство преданности своей работе и «призванию», а успех в делах был признаком того, что бог избрал этого человека для «спасения». Кальвин заявлял, что «не следует добиваться богатства и почестей с помощью беззаконных действий, посредством лжи и преступлений, пожирая и унижая ближних; нам следует стремиться только к таким целям, которые не отклоняют нас от путей невинности». Учение Жака Кальвина придало труду торговца и ремесленника ореол святости, т.е. ценность и достоинство религиозного служения.
|
|
Под влиянием кальвинизма окрепло сильное индивидуалистическое течение, труд стал рассматриваться как инструмент осуществления божественного промысла. Макс Вебер и Тони раскрыли движущую силу протестантской этики и отметили важность отмены Кальвином запрета на предоставление процентных займов. Вернер Зомбарт отметил важную роль евреев в формировании «капиталистического мышления»: как и пуритане, они не делали различия между мирским и духовным, считали достойным приобретение богатства и умели накапливать большие капиталы.
Сакрализация труда кальвинистской ветвью протестантизма способствовала развитию образцов поведения, отвечающих задачам капитализма: преданность своему делу, надежность, усердие, самоотверженность, простота, бережливость, пунктуальность, выполнение обязательств, верность групповым интересам, т.е. ценности «светского аскетизма».
Критики такого подхода утверждают, что не протестантизм создал капитализм, а сам был порожден капитализмом, так какого верования подходили и льстили удачливым капиталистам, которые по этой причине и приняли его.
Следует отметить и такое следствие Реформации, как сокращение расходов на церковь (отмену церковной десятины), которое, подобно сокращению военных расходов, благоприятно для промышленного роста. Частичная конфискация церковной собственности в Англии, Швеции, Дании, Шотландии и Голландии облегчала частным предпринимателям доступ к земле и минеральным ресурсам.