Тема 5. Подготовка лыжных трасс, стартового городка, разметки

Работа по подготовке мест соревнований состоит из двух этапов: прокладка и подготовка трасс лыжных гонок, биатлона, слалома; оборудование мест старта и финиша - стартового городка. Все это требует много усилий и времени.

Площадка стартового городка должна быть шириной не менее 50 м и не короче 300 м. Ее ширина зависит от количества стартующих на первом этапе эстафеты (примерно 2 м на каждую команду). Городок ограждается штакетником или канатами и оформляется флагами, лозунгами, плакатами и спортивными знаменами. Рядом со стартом и финишем за ограждением оборудуются места для зрителей, где снег хорошо утрамбовывается. На месте старта и финиша вывешиваются двусторонние транспаранты с соответствующими надписями, а коридоры, ведущие к стартовым и финишным воротам, ограждаются гирляндами флажков или флагами. Для удобства участников на стартовой площадке устанавливаются переносные вешалки для одежды, а для судей оборудуются постоянные или переносные будки-домики с отоплением и широкими окнами для обзора старта и финиша. Стартовый городок должен быть радиофицирован. Места старта и финиша в эстафетном беге и зоны передач эстафеты ограждаются от зрителей, размечаются и оборудуются в соответствии с правилами соревнований. На месте постоянного проведения крупных соревнований необходимо оборудовать стационарный стартовый городок или целый лыжный стадион с трибунами для зрителей и полностью оборудованной лыжной базой со всеми подсобными помещениями.

Значительная часть работы по подготовке трасс лыжных гонок, биатлона и слалома проводится в летнее время. Для этого можно привлечь лыжников различных низовых коллективов, закрепив за каждым спортивным клубом определенный участок будущей дистанции. Такой подход значительно сократит расходы и ускорит подготовку трассы. Работы по подготовке трассы - расчистку подъемов и спусков от камней и пней, вырубку кустарников, засыпку канав и ям - можно включить в летнюю тренировку лыжников как средство общей физической подготовки. Трассы лыжных гонок прокладываются, как правило, в пригородных зонах отдыха, поэтому все вопросы, связанные с вырубкой кустов или подлеска, необходимо согласовывать с лесхозом или другими ответственными организациями.

Работы по выбору и подготовке трасс будущих соревнований можно поручать только опытным лыжникам, имеющим большой стаж и хорошо знающим современные требования к технике и тактике лыжного спорта. Естественно, что начальник будущей трассы должен хорошо знать район предстоящих соревнований. Трассы лыжных гонок должны отвечать следующим требованиям: при их прохождении спортсмен должен продемонстрировать весь арсенал техники, тактики передвижения на лыжах, физическую подготовку; преодоление трасс должно стать проверкой квалификации лыжников. Трасса по возможности прокладывается в лесу и должна сочетать подъемы, спуски с равнинными участками, быть более естественной и немонотонной.

Трудность трассы должна соответствовать уровню мастерства участников. Высота перепадов высот на одном подъеме или спуске, между самой низкой и самой высокой точками дистанции, сумма перепадов высот на всей трассе должны отвечать правилам соревнований в соответствии с длиной гонки, возрастом и полом участников. Наиболее трудные подъемы не должны находиться на первых 2-3 км, а наиболее продолжительные спуски - на последних километрах дистанции. Недопустимы слишком резкие или внезапные изменения направления, они рекомендуются до спусков. Спуски на трассе должны быть безопасными даже на обледенелой лыжне и при высокой скорости. Запрещается прокладывать подъемы, которые преодолеваются способом «лесенкой» или «елочкой». Следует избегать обледенелых поворотов, узких проходов и острых углов при прокладке трассы.

В принципе на дистанции лыжной гонки подъемы, спуски и ровные участки должны быть в равных долях от общей длины трассы. При прокладке трасс для женщин, юношей и девушек особенно следует избегать монотонности открытых ровных пространств и длительных подъемов. На последних 50 м трассы не должно быть спусков. Запрещается прокладывать дистанцию, пересекающую железные дороги и шоссе, а также дороги с интенсивным движением, через плохо замерзшие реки, озера и болота. Не рекомендуется включать участки, неудобные для движения, - длинные косогоры, густой кустарник и большие населенные пункты; трасса должна быть безопасна для участников. Предварительно намечается несколько вариантов трасс. Дистанции в зависимости от необходимого количества кругов, загрузки трассы участниками, рельефа и характера местности могут быть самой разнообразной формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: