Основные понятия. 1. Какие факторы оказали преимущественное влияние на развитие российской психологии?

Рекомендуемая литература

Примерные темы рефератов

Контрольные вопросы

1. Какие факторы оказали преимущественное влияние на развитие российской психологии?

2. Какие проблемы были в центре внимания российских психологов в середине XIX в.?

3. Каким образом изменение социальной ситуации повлияло на процесс формирования психологии в России?

4. Какие периоды в развитии российской психологии можно выделить?

5. В чем проявилось влияние ментальности на российскую психологию?

6. Какова роль интеллигенции в развитии психологии?

7. В чем разница в понимании предмета и методов психологии между Кавелиным и Сеченовым?

8. Какие проблемы стояли в центре внимания российских психологов в начале века?

9. В чем специфика отечественного подхода к проблеме поведения?

10. Какие вопросы были подняты Соловьевым и его последователями?

11. Кто из отечественных психологов способствовал становлению экспериментальной психологии?

12. Что общего в подходах Введенского и Грота к месту эксперимента в психологическом исследовании?

13. В чем проявились основные достижения российской психологии на рубеже XIX-XX вв.?

14. Какие изменения произошли в отечественной психологии в 20-е годы XX в.?

15. Какие проблемы стояли перед советской психологией?

16. В чем заключалась разница во взглядах на роль наследственности и среды у представителей биогенетического и социогенетического направлений?

17. Какие психологические школы существовали в России в 20-х годах XX в.?

18. В чем проявилась связь школы Шпета с дореволюционной психологией?

19. В чем проявились достижения и недостатки педологии и психотехники?

20. Какие этапы в развитии педологии в России можно выделить?

21. Какие новые подходы к проблеме психического развития появились в 20-30-е годы XX в.?

22. В чем сущность разногласий между Выготским и Блонским по вопросу о происхождении мышления и речи?

23. В чем проявилась специфика подхода к проблеме личности в российской психологии?

24. Как развивались школы Бехтерева и Выготского во второй половине XX в.?

25. Какие тенденции в развитии отечественной психологии наметились в конце XX в.?

1. Роль социальной ситуации в развитии российской психологии во второй половине XIX в.

2. Марксистская психология, существует ли она?

3. Русская интеллигенция - творец и произведение отечественной психологии.

4. Становление культурно-исторической психологии в России.

5. Российская и советская психология - общее и различия.

6. Специфика становления психологии в России.

7. Наука о поведении - русский путь.

Басов М. Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.

Бехтерев В. М. Объективная психология. - М., 1991.

Бехтерев В. М. Объективное изучение личности. - Пг., 1923.

Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения.-М., 1979.-Т. 2.

Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М., 1997.

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М., 1983.

Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. - Пг., 1917.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982.

Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.

Грот Н. Я. Основы экспериментальной психологии. - М., 1986.

Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. - М., 1990.

Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. - СПб., 1912.

Ланге Н. Н. Психология. - М., 1914.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. -Т. 1,2.

Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. - М., 1995.

ЛопатинЛ. М. Аксиомы философии. - М., 1996.

Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. - Дубна, 1995.

Павлов И. П. Полн. собр. соч.: В 6 т. - М.; Л., 1951.-Т. 3.

Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. - М., 1984.

Потебня А. А. Слово и миф. - М., 1989.

Психологическая наука в СССР: В 2 т. - М., 1959.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. -Т. 1, 2.

Сеченов И. М. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1958. - Т. 2.

Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М., 1975.

Соловьев В. С. Избранное. - СПб., 1994.

Ухтомский А. А. Доминанта. - Л., 1966.

Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб., 1995.

Челпанов Г. И. Мозг и душа. - М., 1912.

Шпет Г. Г. Избранные психологические произведения. - М., 1996.

Ярошевский М. Г. Выготский: В поисках новой психологии. - СПб., 1993.

Адаптация - постоянный процесс активного приспособления человека к социальной среде.

Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений.

Антропологизм - концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.

Архе - первооснова мира, главная составляющая часть души.

Архетип - центральное понятие аналитической психологии Юнга. Обозначает образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.

Ассоцианизм - первая психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциация - связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Биогенетический закон - закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф.Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Бихевиоризм - психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

Герменевтика - теория истолкования и понимания текста. Метод разъяснения основан на объективных основаниях (главным образом на значении слов) и субъективных, т. е. переживаниях и намерениях авторов.

Гештальтпсихология - психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Глубинная психология (психоанализ) - ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям).

Гуманистическая психология - психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Детерминизм - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.

Душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека.

Знак - предмет или явление - представитель другого предмета или явления.

Идентификация - уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.

Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, на основе которого достигается осмысленное решение проблемы.

Интуиция - способность непосредственного постижения истины. Интеллигибельная интуиция предполагает, что такое постижение возможно только на основе рассудка, разума.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.

Интенциональность - направленность (устремленность) сознания на предмет.

Катарсис - эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внутреннего очищения, разрядки.

Креативность - творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Когнитивная психология - психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения - целенаправленного или стихийного.

Номинализм - направление в средневековой науке, представители которого считали, что общее понятие - это только имя, слово. В реальном мире существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Нус - всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способно-тей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Онтогенез - процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.

Педология - комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Персонализм - направление в психологии, основанное В. Штерном; его представители рассматривали в качестве предмета исследования целостную личность как особую первичную реальность.

Позитивизм - научное направление, в котором доказывалось, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, использующие объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатели - О. Конт, а также Д. С. Милль и Г. Спенсер.

Познавательные (когнитивные) процессы - психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впо-вследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы служат инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе данных, полученных при помощи познавательных процессов.

Психоанализ - метод исследования глубинных, бессознательных структур психики.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рационализм - концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных предметах формируются у человека на основе ощущения и восприятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут быть получены (извлечены) только из разума или при его помощи.

Реализм - направление в средневековой науке, считавшее, что общие понятия (универсалии) реально существуют и предшествуют единичным вещам.

Рекапитуляции теория - теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Представители этой теории доказывали, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) - процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.

Речь эгоцентрическая - речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т. е. обращенная к себе.

Сенсуализм - концепция, объясняющее происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. В этой концепции ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем.

Социализация - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.

Способности - индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: