Рекомендуемая литература
Примерные темы рефератов
Контрольные вопросы
1. Какие факторы оказали преимущественное влияние на развитие российской психологии?
2. Какие проблемы были в центре внимания российских психологов в середине XIX в.?
3. Каким образом изменение социальной ситуации повлияло на процесс формирования психологии в России?
4. Какие периоды в развитии российской психологии можно выделить?
5. В чем проявилось влияние ментальности на российскую психологию?
6. Какова роль интеллигенции в развитии психологии?
7. В чем разница в понимании предмета и методов психологии между Кавелиным и Сеченовым?
8. Какие проблемы стояли в центре внимания российских психологов в начале века?
9. В чем специфика отечественного подхода к проблеме поведения?
10. Какие вопросы были подняты Соловьевым и его последователями?
11. Кто из отечественных психологов способствовал становлению экспериментальной психологии?
12. Что общего в подходах Введенского и Грота к месту эксперимента в психологическом исследовании?
13. В чем проявились основные достижения российской психологии на рубеже XIX-XX вв.?
14. Какие изменения произошли в отечественной психологии в 20-е годы XX в.?
15. Какие проблемы стояли перед советской психологией?
16. В чем заключалась разница во взглядах на роль наследственности и среды у представителей биогенетического и социогенетического направлений?
17. Какие психологические школы существовали в России в 20-х годах XX в.?
18. В чем проявилась связь школы Шпета с дореволюционной психологией?
19. В чем проявились достижения и недостатки педологии и психотехники?
20. Какие этапы в развитии педологии в России можно выделить?
21. Какие новые подходы к проблеме психического развития появились в 20-30-е годы XX в.?
22. В чем сущность разногласий между Выготским и Блонским по вопросу о происхождении мышления и речи?
23. В чем проявилась специфика подхода к проблеме личности в российской психологии?
24. Как развивались школы Бехтерева и Выготского во второй половине XX в.?
25. Какие тенденции в развитии отечественной психологии наметились в конце XX в.?
1. Роль социальной ситуации в развитии российской психологии во второй половине XIX в.
2. Марксистская психология, существует ли она?
3. Русская интеллигенция - творец и произведение отечественной психологии.
4. Становление культурно-исторической психологии в России.
5. Российская и советская психология - общее и различия.
6. Специфика становления психологии в России.
7. Наука о поведении - русский путь.
Басов М. Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.
Бехтерев В. М. Объективная психология. - М., 1991.
Бехтерев В. М. Объективное изучение личности. - Пг., 1923.
Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.
Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения.-М., 1979.-Т. 2.
Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М., 1997.
Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М., 1983.
Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. - Пг., 1917.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.
Грот Н. Я. Основы экспериментальной психологии. - М., 1986.
Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. - М., 1990.
Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. - СПб., 1912.
Ланге Н. Н. Психология. - М., 1914.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. -Т. 1,2.
Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. - М., 1995.
ЛопатинЛ. М. Аксиомы философии. - М., 1996.
Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. - Дубна, 1995.
Павлов И. П. Полн. собр. соч.: В 6 т. - М.; Л., 1951.-Т. 3.
Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. - М., 1984.
Потебня А. А. Слово и миф. - М., 1989.
Психологическая наука в СССР: В 2 т. - М., 1959.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. -Т. 1, 2.
Сеченов И. М. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1958. - Т. 2.
Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М., 1975.
Соловьев В. С. Избранное. - СПб., 1994.
Ухтомский А. А. Доминанта. - Л., 1966.
Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб., 1995.
Челпанов Г. И. Мозг и душа. - М., 1912.
Шпет Г. Г. Избранные психологические произведения. - М., 1996.
Ярошевский М. Г. Выготский: В поисках новой психологии. - СПб., 1993.
Адаптация - постоянный процесс активного приспособления человека к социальной среде.
Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений.
Антропологизм - концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.
Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.
Архе - первооснова мира, главная составляющая часть души.
Архетип - центральное понятие аналитической психологии Юнга. Обозначает образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.
Ассоцианизм - первая психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.
Ассоциация - связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.
Биогенетический закон - закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф.Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.
Бихевиоризм - психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.
Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.
Герменевтика - теория истолкования и понимания текста. Метод разъяснения основан на объективных основаниях (главным образом на значении слов) и субъективных, т. е. переживаниях и намерениях авторов.
Гештальтпсихология - психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.
Глубинная психология (психоанализ) - ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям).
Гуманистическая психология - психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.
Детерминизм - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.
Душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека.
Знак - предмет или явление - представитель другого предмета или явления.
Идентификация - уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.
Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.
Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, на основе которого достигается осмысленное решение проблемы.
Интуиция - способность непосредственного постижения истины. Интеллигибельная интуиция предполагает, что такое постижение возможно только на основе рассудка, разума.
Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.
Интенциональность - направленность (устремленность) сознания на предмет.
Катарсис - эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внутреннего очищения, разрядки.
Креативность - творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
Когнитивная психология - психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации.
Мотив - побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.
Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения - целенаправленного или стихийного.
Номинализм - направление в средневековой науке, представители которого считали, что общее понятие - это только имя, слово. В реальном мире существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами.
Нус - всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством.
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способно-тей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Онтогенез - процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.
Педология - комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.
Персонализм - направление в психологии, основанное В. Штерном; его представители рассматривали в качестве предмета исследования целостную личность как особую первичную реальность.
Позитивизм - научное направление, в котором доказывалось, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, использующие объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатели - О. Конт, а также Д. С. Милль и Г. Спенсер.
Познавательные (когнитивные) процессы - психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впо-вследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы служат инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе данных, полученных при помощи познавательных процессов.
Психоанализ - метод исследования глубинных, бессознательных структур психики.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рационализм - концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных предметах формируются у человека на основе ощущения и восприятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут быть получены (извлечены) только из разума или при его помощи.
Реализм - направление в средневековой науке, считавшее, что общие понятия (универсалии) реально существуют и предшествуют единичным вещам.
Рекапитуляции теория - теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Представители этой теории доказывали, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) - процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.
Речь эгоцентрическая - речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т. е. обращенная к себе.
Сенсуализм - концепция, объясняющее происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. В этой концепции ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем.
Социализация - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.
Способности - индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.