Причины отмены крепостного права

1. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и исчерпание возможностей для её дальнейшего развития.

2. Социальная напряжённость в стране и массовые крестьянские выступления, принявшие в годы Крымской войны форму самовольного ухода крестьян в ополчение, за что, по слухам, полагалось свобода от крепостной зависимости

3. Поражение России в Крымской войне, наглядно показавшее всю глубину социально-экономического и военно-технического отставания страны от развитых европейских государств, где уже утвердились новые капиталистические отношения.

4. Осознание обществом необходимости перемен, вызванное моральным дискомфортом в стране, где большая часть крестьянского населения, такого же русского и православного, как и дворяне, находилась на положении рабов.

Реформы Александра II (1855-1881) и контрреформы Александра III (1881-1894)

Александр II Освободитель Александр III Миротворец
1.Отмена крепостного права (1861), освобождение крестьян с землёй, но за большой выкуп и с сохранением временнообязанного состояния 1.Прекращение временнообязанного состояния крестьян (1883), запрет земельных переделов, введение института земских начальников, консервация общины (1893), отмена подушной подати (1882)
2.Земская (1864) и городская реформы (1870), создавшие первые органы народного представительства на местном уровне, проект Лорис-Меликова о Всероссийском совещании земств 2.Манифест о незыблемости самодержавия (1881), отказ от созыва Всероссийского совещания земств (1882), ограничение полномочий земств (1890) и городских дум (1892)
3.Судебная реформа (1864), утвердившая гласность и бессословность судопроизводства, суд присяжных и состязательность судебного процесса 3.Введение положения о чрезвычайной и усиленной охране, изъятие политических дел из ведения суда присяжных, предоставление губернаторам права на административную высылку
4.Военная реформа (1874), переход к мобилизационной системе и отказ от рекрутчины, образование военных округов 4.Усиление корпоративного духа в офицерском корпусе (право на дуэль), внедрение национальных моментов в обмундирование и внешний вид солдат
5.Либеральный университетский устав (1863), предоставивший широкую автономию высшим учебным заведениям 5.Новый университетский устав (1884), свёртывание автономии высших учебных заведений
6.Совершенствование системы среднего образования (1864), появление частных и земских учебных заведений, упор на классические и реальные гимназии 6.Циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), запрещавший приём в гимназию лиц неблагородных сословий, широкое строительство церковноприходских школ для крестьян
7.Реформа печати, смягчение цензуры, развитие «гласности» 7.Усиление цензуры печати (1882), закрытие ряда изданий.

Опыт индустриальной модернизации России в сравнении с «революцией Мэйдзи» в Японии в 1861-1904 годах.

Россия Япония
1.В России сохранилась община, крестьяне не стали собственниками земли 1.Японский феодализм типологически был близок к европейскому, в недрах которого зародилась частная собственность
2.Экстенсивное, полунатуральное сельское хозяйство, тормозившее развитие рынка 2.Интенсивное сельскохозяйственное производство, ориентированное на рынок
3.Высокий уровень грамотности (до 60%) 3.Неграмотность значительной части населения, особенно сельского
4.Большая часть дворянства была против преобразований и ограничения сословных привилегий, «просвещённая бюрократия» в меньшинстве 4.Превращение военного сословия (самураев), оторванного от земли, в прослойку «рациональной бюрократии», заинтересованную в преобразованиях
5.Нежелание правительства дать обществу конституцию и минимум политических свобод 5.Принятие конституции 1889 года, ограничившую монархию, одновременно усилив её влияние и авторитет
6.Община сохранялась для административно-полицейских функций и фискальных задач 6.Удалось синтезировать традиционный коллективизм и развивавшийся индивидуализм
7.Слабая опора на собственный опыт, часто некритическое заимствование иностранного опыта, постоянные метания от ксенофобии к заискиванию перед иностранцами 7.Патриотизм, приверженность к традициям не мешали использованию позитивных сторон зарубежного опыта («Японская этика плюс западная техника»)
8.Усиление напряжённости между различными группами российского общества, где каждая выдвигала свой вариант развития страны 8.Наличие у общества и власти общих врагов: системы сегуната и агрессивных иностранцев
9.Национальная однородность и культурная общность японского общества, наличие общей цели – превращения страны в великую державу 9.Сложный национальный, конфессиональный и культурный состав российского общества.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: