Методические указания. Задания для уяснения темы занятия

Задания для уяснения темы занятия

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема: 4. «Основные факты и закономерности исторического развития Московского государства в XVII в.».

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск


1. Тема 4: Основные факты и закономерности исторического развития Московского государства в XVII в.

2. Значение темы:

«Смутное время» предопределило развитие страны на многие последующие годы. Кризис, который охватил все сферы жизни государства, отразил существование разнонаправленных и разностадиальных тенденций развития страны.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

  • на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории XVII века;

должен иметь представления:

  • о последствиях правления Ивана Грозного; об основных особенностях экономического, социального и политического развития государства;
  • о событиях Смутного времени в Российском государстве и об основных исторических деятелях эпохи.

должен иметь навыки:

  • работы с исторической картой и историческими источниками.

4. Форма учебного процесса – семинарское занятие

4. 1. План семинарского занятия:

1. Смута ее причины и последствия.

2. Социально экономическое развитие России в ХVII веке.

3. Внешняя политика России в ХVII веке.

4. Внутренняя политика царя Алексея Михайловича. Закрепощение крестьян. Городские бунты, восстание.

5. Церковный раскол.

4.2. Исходный контроль знаний –

опрос по основным понятиям и терминам темы -10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 15 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- тематическое тестирование – 10 мин.

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы:

патриаршество, крестьянская война, самозванчество, семибоярщина, интервенция, соборность, династический кризис, междуцарствие, «тушинский вор», «Смутное время», «Соборное Уложение», мануфактура, раскол, старообрядчество, «медный бунт», «соляной бунт».

Предпосылки "Смуты". Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика. Самозванчество. Лжедмитрий I. Василий Шуйский, его политика. Восстание И.И. Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вступление в войну Швеции и Речи Посполитой. Семибоярщина и оккупация Москвы. Борьба с иноземными захватчиками. Воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Социально-экономическое развитие. Влияние последствий "смутного времени" на экономическое развитие. Юридическое оформление системы крепостного права Соборным Уложением 1649 г. Городские восстания середины века. Социальная структура русского общества XVII в. Крестьянская война под предводительством С. Разина.

Политический строй. Усиление самодержавной власти царя. Алексей Михайлович. Церковная реформа и "Дело" патриарха Никона. Раскол и его сущность. Переход к абсолютизму.

1. После смерти Ивана Грозного престол занял:


а) Борис Годунов

б) Федор Иванович

в) Михаил Федорович

г) Дмитрий Иванович


2. Последний Рюрикович на русском престоле?

а) Федор Иванович

б) Дмитрий Иванович

в) Иван Грозный

3. Глава церкви в России с 1589г.:


а) Митрополит

б) Патриарх

в) Архиепископ

г) Папа Римский


4. Система содержания должностных лиц за счет местного населения:

а) местничество

б) кормление

в) полюдье

5. Патриарх, проводивший церковные реформы, которые привели к расколу?


а) Никон

б) Иов

в) Аввакум

г) Феогност



6. За кого выдавал себя первый самозванец?


а) за Федора Романова

б) за Федора Ивановича

в) за Дмитрия Ивановича

г) за Василия Ивановича


7. Кто первым поддержал самозванца?


а) бояре

б) дворяне

в) польская шляхта

г) Федор Романов


8. Царевич Дмитрий, убитый в Угличе в 1591г., был сыном:

а) Федора Ивановича

б) Ивана Грозного

в) Бориса Годунова

г) Ивана Ивановича, старшего сына Ивана Грозного

9. После смерти Бориса Годунова и его сына царем стал:

а) Филарет

б) Лжедмитрий I

в) Василий Шуйский

10. Земский Собор избрал на царство Михаила Романова в:


а) 1598г.

б) 1608г.

в) 1613г.

г) 1618г.


11. Урочные лета:

а) срок обучения в церковно-приходских школах

б) срок сыска беглых крестьян

в) срок отработки барщины

12. По Соборному Уложению 1649г.:

а) ограничено крепостное право

б) отменена пошлина на соль

в) крестьяне стали собственностью феодала

13. Поход за зипунами – это:

а) поездка С. Разина в Москву за жалованием и обмундированием для казаков

б) поход казаков на Азов

в) набеги казаков в Каспийское море

14. Лидер раскольников – это?


а) Алексей Михайлович

б) Никон

в) Аввакум

г) С.Разин


15. Для высших придворных кругов в XVII в. нерегулярно выпускалась рукописная газета:


а) «Ведомости»

б) «Куранты»

в) «Новости»

г) «Вести»


1. Иван Сусанин завел в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу романов. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни «за службу и за кровь тестя его» с освобождением его и его потомков от всяких податей. Почему награда доставалась не дочери, а ее мужу?

2. Царь Алексей Михайлович и у современников и у исследователей получил прозвище Тишайший. Почему? Ведь не было тишины ни в живом характере царя, ни в его весьма и весьма бурное царствование. Достаточно только вспомнить разинщину, Медный и Соляной бунты, Соловецкое восстание, церковный раскол…И в личном плане за ним «тихого» никогда и ничего не наблюдалось: известны его вспыльчивость и даже жестокость, скорость на бранное слово и расправу. Так почему же «Тишайший»?

3. Во второй половине XVII века в России произошел великий церковный катаклизм. По подсчетам историков, от ¼ до 1/3 русских людей ушло в раскол. Разделилась не только церковь, но сама русская душа. Как случилось, что двоим людям удалось расколоть святую Русь?

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:

Темы рефератов:

1. Россия в конце 16 – начале 17 в. Борис Годунов.

2. Поход Лжедмитрия I и гражданская война.

3. Иноземная интервенция и народное ополчение.

4. Законодательное оформление самодержавия в России (Соборное уложение 1649 г.).

5. Церковный раскол и дело патриарха Никона.

6. Правление первых Романовых.

7. Церковь и государство в XVII в. Церковный раскол.

8. Складывание крепостного права в России в XV - XVII вв.

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. История России: Курс лекций: С древнейших времен до наших дней/ Леванов, Б.В. М. Проспект, 2002.

2. История России: Учебник для вузов/ Мунчаев, Ш.М. М. Проспект.- 2003.

3. Ключевский В.О. История государства Российского. В 6 тт. М., Центр. – 2000.

Дополнительная:

1. Осипов Н.Д., Погодин С.Н. «Русская школа» историков: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.// Вопросы истории. 2000, №1

2. Правители России: От Рюрика до Путина: История в портретах/ Озерский, В. В М. Мысль.- 2004

Учебно-методическая:

1. Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. Учебник. М. Проспект, 2001.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России: Учеб. Пособие. М.: Простор, 1997.

4. История России с IX в. до наших дней. Учеб. Пособие, ВГУ, 1997.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М.: Проспект,1999.


ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра Философии и социально-гуманитарных знаний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: