№20
Культура и духовная жизнь Украины в 1917-1920 гг._____________ _____
№19
Составьте розвернутый план ответа: «Культура и духовная жизнь Украины в 1917- 1920гг.»
Т |
План ответа: /. Условия развития, культуры Украины в 191 7-1920 гг. 2. Прогресс в сфере образования. 3. Наука, Создание Весу край не кой Лка- • демии наук. 4. Литература. 5. Театр, изобразительное искусство.
Культурная жизнь украинского народа неразрывно связана с социально-экономическими процессами в обществе. Особенно справедливо это утверждение для периода национальной революции и борьбы за сохранение государственной независимости 19] 7-3 920 гт. В эти годы культура находилась под влиянием противоречивых факторов, которые вызывали в ней как положительные, так и отрицательные изменения. Крах Российской империи, борьба за создание суверенного украинского государства, глубокие социально-экономические сдвиги обусловили духовный подъем в обществе, благотворно сказавшийся на всех сферах культурной жизни. Вместе с тем жестокая борьба, трудности войны тормозили культурные процессы, разрушали материальную основу культуры, обусловили эмиграцию многих ее представителей за границу.
Одной из наиболее заметных тенденций культурной жизни 1917-1920 гг. были положительные сдвиги в просвещении. За эти годы сотни тысяч детей и взрослых самостоятельно либо в школах и кружках ликвидации безграмотности получили элементарное образование. Характерно, что расширять школьную сеть стремились как советская власть, так I! Центральная Рада, гетманат Скоропадского, Директория. Но каждый из этих режимов преследовал свои политические цели. Особенно активно политизировали систему школьного образования большевики, стремясь превратить ее в орудие своих партийных интересов.
Эти годы отмечены бурным развитием национального культурно-просветительного движения, которое проявилось в форме «Просв1т». Запрещенные в условиях царизма, они возродились после его падения. В 1917 г. состоялось два Всеукраинсклх съезда «Просв1т». Их общее количество в начале осени 1917 г. составляло около 1 тыс. В 1920 г. «Просв1т» уже было 1500. Эти организации поддерживали украинское государственное строительство и поэтому встретили враждебное отношение со стороны большевиков. В итоге, в конце 1921 г. их деятельность была запрещена.
Сложные и противоречивые процессы происходили в высшей школе. Количество вузов в Украине в 1917-1920 гг. значительно возросло. Центральная Рада разработала план создания системы вузов с украинским языком преподавания. Частично он был реализован во времена Скороладского. С целью подготовки для обучения в высшей школе своих сторонников большевики в 1920 г. открыли при вузах рабочие факультеты (рабфаки), где обучались красноармейцы, комсомольцы, члены РКП(б).
Самым важным событием в сфере науки было образование в период гетмана-та Академии наук. Первым Президентом АИ был академик Владимир Вернадский. В 1919-1920 гг. ряд выдающихся ученых-академиков не приняли советскую власть и оказались в эмиграции.
Существенные изменения произошли в 1917 1920 гг. в литературе. В этот период в литературный процесс включилось целое поколение писателей и поэтов, которые начали новый этап се развития. Их творчество проникнуто надеждами, ожиданиями и разочарованием - всей гаммой чувств, которые овладевают миллионами на переломе эпох. Заметным течением в поэзии данного периода был романтизм, который представляли В. Сосюра, В. Чумак, В- Элланский, 14. Кулик. Группа молодых литераторов (М. Зеров, II. Филиппович, М. Рыльскнй и др.) основала известное литературное направление неоклассиков.
В эти год!,] возникли другие литературные направления, которые расцвели в 20-е годы.
В 191 7-1 920 I г. ощутимые изменения произошли в театральном деле. В театры пришла целая плеяда мастеров, талант которых особенно ярко проявился в 20-е годы.
Выдающимся явлением в истории украинского изобразительного искусства было образование в 1917г. Украинской Академии искусств. Один из ее организаторов М. Бойчук основал всемирно известную школу живодисцев - «бойчукистов». В 1917-1920 гг. в Украине работали талантливые художники Г. Нарбут, А. Маневич, В. Кричевский и др. Эти годы вошли в историю как начало украинского национально-культурного возрождения, которое продолжалось до,конца 20-х годов.
Т Обязательные даты: 1918 г. - создание Национальной Академии наук
* Украины; 1917 г. - создание. Украинской Академии искусств.
«Украинизация» - это обобщающее название целого комплекса мероприятий, которые советская власть проводила в культурно-просветительской сфере Украины в 20-е годы. Эти мероприятия имели вынужденный, а поэтому и временный характер.
Размах национально-освободительной борьбы в национальных районах в 1917- 1920 гг. подсказывал советскому руководству, что без удовлетворения минимальных национальных требований угнетенных народов судьба большевизма в республиках всегда будет под угрозой. Именно это обстоятельство лежало в основе политики «коренизации», которая после XII съезда РКП(б) (1923 г.) проводилась во всех советских республиках, а в Украине получила форму «украинизации». «Украинизация» предусматривала воспитание кадров из представителей коренной национальности, введение в практику работы партийного, советского и хозяйственного аппаратов родного для населения языка, расширение сети школ и других учебных заведений с обучением на родном языке, развитие национальной культуры.
Многие большевики Украины восприняли курс на «украинизацию» с огромным энтузиазмом. Ключевым в деле украинизации Наркоматом просвещения в 20-е годы руководили убежденные приверженцы национального возрождения -Григорий Гринько, Александр Шумский и Николай Скрипник.
В начале 20-х годов органы советской власти в Украине в абсолютном большинстве обслуживались русскими или русскоязычными чиновниками. Многие из них не воспринимали украинизацию, считая ее политическим маневром, уступкой «петлюровщине» и всячески саботировали се осуществление.
С большим трудом во второй половине 20-х годов удалось перевести делопроизводство на украинский язык 75% местных государственных учреждений и организаций, Медленно происходила украинизация партийного аппарата. Вся организационно-партийная и массово-политическая работа Компартии Украины в первой половине 20-Х годов проводилась посредством русского языка. Преподавание в партшколах, издание партийных газет и журналов также осуществлялось преимущественно на русском языке. Во второй половине 20-х годов ситуация несколько изменилась. Украинизация начала постепенно охватывать важнейшие звенья партаппарата.
Провозглашенный советской властью курс на украинизацию ощутимо отразился на работе школы. Численность школьных заведений с украинским языком преподавания возрастала. Если в 1925 г. они составляли 79% всех школ, то в ] 930 г. - 85%. В остальных школах обучение начали проводить на языках народов, которые проживали в Украине: русском, греческом, польском, немецком, чешском, еврейском и др.
Активными приверженцами политики «украинизации* были национал-коммунисты А. Шумский к Н. Скрипник.
А. Шумский (1890-1946) родился на Киевщиие. С 1908 г. входил в состав украинских национальных партий социалистического направления. Входил в состав Центральной Рады. В январе 1918 г. А. Шумский вместе с другими левыми украинскими эсерами готовил государственный переворот с целью установления в Украине советского строя. Войдя в состав КП(б)У, принадлежал к той партийной г руппе, которая требовала обособления КП(б)У от РКП.
На должности наркома образования УССР{ 1924-1927 гг.) активно проводил политику украинизации. Во время встречи с И. Сталиным в октябре 1925 г. поднял вопрос об от-• странении Л. Кагановича от должности генсека ЦК КП(б)У и замещении его украинцем В, Чубарем. Сталин А. Шумского не поддержал, а возложил на него ответственность за распространение антироссийских настроений в Украине. Под давлением развернутой против него политической кампании признал ошибочность своей позиции. Был снят с поста наркома образования в 1927 г. и выслан в Москву на второстепенную работу. В 1933 г. он был арестован по обвинению в принадлежности к Украинской войсковой организации -подпольной организации, которая якобы готовила антисоветское вооруженное восстание. Осужден к 10-летнему заключению. Находился на Соловках, в ссылке в Красноярске. В 1946 г. принял решение о самоубийстве, но попытка оказалась неудачной. Был убит по личному распоряжению Сталина, Хрущева и Кагановича по дороге в Киев.
Н. Скрипник (1872-1933 гг.) родился на Екатеринославщине. Учился в реальном училище в Изюме. Входил в ленинскую фракцию социал-демократов, член большевистской партии с 1917 г. В декабре 1917 г. стал членом первого правительства Советской Украины. В правительстве занял должность народного секретаря по делам труда. С марта 1918 г. возглавил Народный Секретариат. С 1919 г. он возглавлял различные наркоматы в правительстве X. Раковского, В 1927-1933 гг. руководил работой народного комиссариата образования, которому подчинялись вместе с учебными заведениями Академия наук и почти все культурные учреждения. Деятельность Н. Скрипника в этой. должности положительно повлияла на темпы развития национальной культуры. Он активно содействовал проведению украинизации средней и высшей школы, подготовке национальных кадров учителей и преподавателей, оказывал широкую поддержку становлению газетно-журнального и книгоиздательского дела на украинском языке, организовал масштабную помощь в украинизации образования в местах компактного проживания украинцев за пределами Украины (на Кубани и в Казахстане). Благодаря энергии Н. Скрипника в России было организовано около 500 украинских школ и 2 вуза. Плодотворная деятельность Н. Скрипника на просвещенской ниве прервалась в феврале 1933г., когда сталинский режим развернул широкое наступление на украинскую национальную интеллигенцию. Началась кампания травли всех мероприятий бывшего наркома образования. Его вывели из состава политбюро ЦК КП(б)У.
Понимая безысходность, в которую попал, Н. Скрипник 7 июля 1933 г. застрелился. Фанатичная вера в коммунистические идеалы и преданность идеям украинства и несовместимость этих двух сторон мировоззрения послужили причиной личной трагедии Н. Скрипника. Ему довелось собственными глазами увидеть голодомор в селах и начало «расстрелянного возрождения».
Однако украинизация ее инициаторами не рассматривалась как самоцель. Этот процесс был подчинен «сверхзадаче» большевистской партии - перестройке культуры в Украине на идеологических принципах марксизма. Украинизация была одним из важнейших средств достижения этой цели и допускалась только в тех рамках, в которых не противоречила интересам и идеологическим ориентирам высшего государственного и партийного руководства.
В конце 20-х годов эти политические ориентиры резко изменились. Советское руководство возвращается к репрессивно штурмовым методам управления обществом. Это отражается и на национально-культурной сфере. Начинаются репрессии против украинской национальной интеллигенции.
В 1933 г. принимается решение о прекращении украинизации, активные ее участники репрессируются, и советская власть возвращается к русификаторской политике, объектом которой послужили не только украинцы, а и представители всех народов, населяющих Украину.
] Обязательные даты: 1923 г. -решение XII съезда РКП(б) о «коренизациа».