Феодальная раздробленность на

Глава II

Рис 1. Государственная структура

Главой государства был великий князь. Он был высшим военачальником, судьей, законодателем, адресатом дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир. Назначал чиновников. Власть великого князя ограничивалась:

· Советом при князе, в который входили военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.).

· Вече – народным собранием, в котором могли принимать участие все свободные. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.

· Удельными князьями – местной родовой знатью.

Первыми правителями Киевской Руси были: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга – жена Игоря (945-964).

Главным содержанием деятельности первых киевских князей было:

1. объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью великого киевского князя;

2. приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;

3. защита границ русской земли от нападений степных кочевников (хазар, печенегов, половцев).

Важнейшим источником доходов князя и дружины была дань, выплачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги – князь Святослав (964-972) совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава – Владимире Святом (980-1015) в 988 году было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Главная отрасль хозяйства – пашенное земледелие, скотоводство. Дополнительные отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной городов (более 300) в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). Он породнился и дружил с виднейшими государствами Европы. В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. В Прибалтике он основал г. Юрьев (Тарту) и утвердил там позиции Руси. При нем на Руси распространяется письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа располагалась в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека была в Софийском соборе, построенном также при Ярославе Мудром.

При Ярославе Мудром появился первый свод законов на Руси – «Русская Правда», который действовал на протяжении XI-XIII вв. Известны три редакции «Русской Правды».

1. Краткая правда Ярослава Мудрого

2. Пространная правда (внуков Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха)

3. Сокращенная правда.

«Русская Правда» закрепляла складывающуюся на Руси феодальную собственность, устанавливала жесткие наказания за попытки посягательства на нее, защищала жизнь и привилегии членов господствующего класса. По «Русской Правде» можно проследить противоречия в обществе и классовую борьбу. «Русская Правда» Ярослава Мудрого допускала кровную месть, но статья о кровной мести ограничивалась определением точного круга близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. Тем самым ставился предел бесконечной цепи убийств, истребляющих целые семьи.

В Правде Ярославичей (при детях Яр. Мудрого) кровная месть уже запрещена, а взамен введен денежный штраф за убийство в зависимости от социального положения убитого от 5 до 80 гривен.

Общество в Киевской Руси делилось на свободных, полусвободных и зависимых.

Свободное население: знать, дружинники, духовенство, купцы, ремесленники, смерды (свободные крестьяне).

Полусвободное население: закупы, рядовичи. Закупом назывался человек, который брал от землевладельца купу – участок земли, денежную ссуду, семена и обязан был вернуть или отработать с процентами. Рядович – это человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд, согласно которому он обязан был выполнить различные работы.

Зависимое население: рабы, которые назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники; за долги; брак с рабом или рабыней; рожденные от рабыни. Были и изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса (например, вышедшие из общины общинники, отпущенные на волю холопы и т. д.)

Поскольку великий киевский князь раздавал за службу дружинникам землю, то постепенно дружинники превращаются в землевладельцев-бояр (феодалов). Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей (вервь – это одно или несколько небольших поселений). Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнещанин. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие – тиуны и ключники.

Развитие феодальных отношений сопровождалось классовой борьбой. Она выражалась в следующих формах:

· побеги зависимых людей от своих господ;

· поджоги;

· грабежи, разбой;

· покушение на жизнь представителей вотчинной администрации и самих феодалов;

· ересь. Под видом защиты языческой религии простой народ выступал против христианизации и церкви, которая сама была крупным феодалом.

Подавляя протест закабаляемых крестьян, князь опирался на дружину, администрацию, церковь и суд (законы).

Итак, Киевская Русь – это было крупнейшее государство, которое занимало территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

3. Культура Киевской Руси

К

ультура – исторически определенный уровень развития человечества в материальной и духовной жизни. Материальная культура – это орудия труда, производственный опыт людей, строительство, одежда, утварь, то есть все то, что служит для продолжения жизни. Духовная культура – это взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия, и т. п., то есть все то, что отражает окружающий мир в сознании, познании добра и зла, истины, красоты, понимания ценностей всего многообразия мира.

Культура Киевской Руси была самобытна.

Духовная культура. Было развито устное народное творчество. Календарная обрядовая поэзия; заговоры; заклинания; обрядовые песни, связанные с языческими культами. Также были пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. С X века появляются былины. Большинство былин связано со временем княжения Владимира Святославича. Он боролся со степными кочевниками, и его в былинах называют Красным Солнышком. Известны былинные герои-богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич. Целый ряд былин воспевал Владимира Мономаха и его борьбу с половцами. Религия была сначала языческая, а с 988 года было принято христианство. С принятием христианства усиливаются культурные связи с Византией. На Русь пришла славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Стала распространяться грамотность. Появляется летописание. Было написано «Слово о полку Игореве». С XI века до наших дней дошли «Остромирово евангелие», «Изборники» (своеобразные энциклопедии), «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, в XII веке завершил «Повесть временных лет» (летопись). Школа высшего типа располагалась в Киево-Печерском монастыре. Самая большая библиотека была в Софийском соборе в Киеве. Книги писались от руки на пергаменте (особо выделанная телячья или баранья кожа) гусиными перьями почерком, который получил название «уставное письмо» (каждая буква писалась строго по уставу). Книги писались при монастырях. Большое место в литературе занимали жития святых. Была и переводная литература. Это диктовалось желанием использовать достижения других стран и народов. Развивается иконопись.

Материальная культура. До Х века на Руси строили исключительно из дерева (деревянное зодчество). С принятием христианства на Руси начинается каменное строительство. Первыми строителями были византийские мастера. Строятся храмы (стиль византийский крестово-купольный). Были построены Софийские соборы в Киеве, Новгороде. Знать жила в теремах. Были высоко развиты ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное и др. Делали гвозди, сельскохозяйственные орудия, оружие, ювелирные украшения. Русские мечи встречаются в археологических находках в Прибалтике, Скандинавии.

На культуру Киевской Руси оказывали влияние культурные связи с Византией, Западной Европой, Востоком. Киевская Русь превратилась в страну высокоразвитой культуры. Сложилась общность древнерусского народа. Появился литературный язык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: