Емледелие на берегах Инда и Хуанхе
АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Центр городских цивилизаций Древнего Востока расположен в долине Инда, где во второй половине III - начале II тысячилетии до н. э. существовала городская культура - Хараппы.
Первые поселки оседлых земледельцев появляются в горных долинах Белуджистана в IV тысячелетии до н. э. Частично это были потомки местных охотников и собирателей, перешедших к новым формам хозяйства, а также земледельческие племена из более западных областей. В первой половине III тысячелетия до н. э. белуджистанские земледельцы спускаются с гор в долину Инда и основывают здесь свои поселки. Как и в Месопотамии и Египте, аллювиальные отложения долины Инда явились великолепной почвой для древнего земледелия. Успешно развивалось ирригационное земледелие. Климатические условия, позволяли получать два урожая в год.
Значительная часть памятников хараппской культуры, в том числе и «южная столица» - Мохенджо-Даро располагались на территории, где без искусственного орошения невозможно земледелие. Вероятно, в это время уже строились каналы паводкового заполнения (Масон, 1964). Наличие большого количества моделей повозок позволяет предполагать, что в пору Хараппы тягловая сила животных использовалась на полях. Серпы в это время уже были бронзовыми. Судя по растительным остаткам, жители древнеиндийского государства выращивали пшеницу, ячмень, горох, кунжут, дыню и финиковую пальму. Земледельцы Центральной Индии в середине II тыс. до н. э. уже возделывали рис. В древнеиндийских городах раскопаны остатки крупных зернохранилищ, расположенных около цитадели. Важнейшим достижением древнеиндийской цивилизации явилось возделывание хлопка. Остатки хлопчатобумажной ткани найдены при раскопках одного из городов долины Инда.
|
|
Развитие древнекитайской цивилизации протекало в более позднее время по сравнению с обществами Египта, Месопотамии и Инда. В III тыс. до н. э. по среднему течению р. Хуанхэ уже существуют достаточно многочисленные поселки оседлых земледельцев и скотоводов, собирающих на своих, полях просо и рис и пользующихся исключительно каменными орудиями (культура Яншао). Во второй половине II тыс. до н. э. здесь уже существовало общество с крупными населенными центрами, обнесенными стенами, развитым ремеслом, и иероглифической письменностью
В Иньском Китае (согласно предположению царство Шан-Инь относится к 1751 - 1111 гг. до н.э.) дважды получали урожай на полях - сначала проса, а затем пшеницы. Иньский календарь носит ярко выраженный сельский характер. Весна изображалась вышедшим из земли ростком, лето - заколосившимся просом, осень - пшеницей, зима - собранными колосьями, вывешенными на просушку. Некоторые иньские иероглифы трактуются в связи с орошением. Например, знак поля с каналами. («Всемирная история», т. 1). На территории иньских поселений обнаружены остатки канав, а сами поселения окружались рвом, заполненным водой. Выращивали рис - культу-
|
|
ру влаголюбивую. Возделывание его без искусственного орошения невозможно. Некоторые исследователи полагают, что первые попытки использования воды для искусственного орошения полей в бассейне Хуанхэ относятся еще к III тыс. до н. э. С конца II тыс. до н. э. практиковалась подсечно-огневая система земледелия, когда поля засевались после расчистки целины и выжигания.
В качестве тягловой силы использовали скот. Имелись различные виды сохи - трехзубая, более ранняя, и однозубая, предназначенная для обработки более твердых почв. Упряжными животными, скорее всего, были быки и волы, хотя, возможно, использовалась также и лошадь. Были известны серпы, изготовленные из одного куска камня, вставляемые в деревянную рукоятку. В состав иероглифов, обозначающих мотыгу и серп, в текстах конца II - первой половины I тыс. до н. э. уже входит знак металла. Известны бронзовые мотыги, а некоторые авторы предполагают, что использовались и железные сошники (Васильев, 1962). Поля древнего Китая тщательно обрабатывали. При прополке уничтожали сорняки и растения, зараженные вредителями. Весьма разнообразен был и состав возделываемых культур. На первом месте стояло просо нескольких сортов, в том числе соответствующее современному гаоляну.
К плодородным поймам вплотную примыкали девственные леса, занимавшие обширное пространство Лессового плато, где водились разнообразные дикие животные. Помимо земледелия жители охотились и рыбачили, а также занимались собирательством. При огромных природных богатствах население региона было малочисленным, а его рост в значительной степени ограничивался частыми войнами с соседями. Деятельность человека еще не изменила флору и фауну, а глобальное похолодание еще не началось.
Для освоения новых земель китайцы пользовались сухопутными маршрутами. На Лессовом плато удобных для судоходства рек было мало. Сухопутный транспорт обходился дороже и позволял поддерживать экономические связи только с ближайшими соседями. Поэтому колонизация Китая требовала высокой плотности расселения. В то же время бедность поселений, слабые связи между ними тормозили развитие торговли.
В I тысячелетии до н. э. стало суше и значительно холоднее. Из лесов постепенно исчезли влаго- и теплолюбивые растения и многие виды животных. Когда природа находится в «ослабленном» состоянии, даже небольшой толчок может вызвать спонтанные перемены. Этим толчком стала хозяйственная деятельность людей, они вырубали леса и распахивали землю, что повлекло за собой серьезные последствия. Все, что не дорубил топор и не спалил огонь, довершили изменения климата. Таким образом, в Китае освоение целины сопровождалось более сильным похолоданием и большей уязвимостью природы.
В начале 1 тысячелетия до н. э. помимо лесов, там были и открытые пространства - болота. Как их осушать, предки древних китайцев знали, уже не одно столетие. Они строили дамбы и дренажные (водоотводные) каналы в поймах рек. Первые попытки использовать воду для искусственного ороше-