Рисунок 26 - Изображения людей на плите тагарского кургана (Я. И. Сунчугашев,1989).
АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Возникновение земледелия в хакасско-минусинской котловине
В Сибири земледелие зародилось Хакасско-Минусинской котловине. В этом регионе изучение истории земледелия занимались многие ученые (Киселев, 1951; Окладников, 1962; Бернштам, 1933; Гришин, 1960; Сунчугашев, 1989; Богданова-Березовская, 1963; Манная-Сол, 1970; Потапов, 1953 и др.).
СВ. Киселев при изучении афанасьевской культуры (III тысячелетия до н. э.) обратил внимание и на земледелие. Он писал, что «важно отметить обнаруженные признаки значительной оседлости афанасьевского населения, разбросанного небольшими группами в местах, весьма благоприятных для начальных этапов земледелия - около рек на надпойменных террасах с мощным гумусным слоем и достаточной влажностью. В других местах в аналогичных условиях при возникающем скотоводстве находятся остатки примитивного земледелия, являющегося обычно уделом женщин». О существовании земледелия в афанасьевскую эпоху свидетельствуют терки-куранты и песты. Мотыги или другие почвообрабатывающие орудия пока не найдены, но каменные мотыги вполне могли применяться при обработке почвы в эту эпоху. Серпы карасукского времени (XIII—XII в. до н.э.), он описывал так: «...есть среди минусинских бронз такие серпы, которые отличаются и от анд-роновских, и от тагарских. Они уже не черешковые, как андроновские. Для прикрепления к рукоятке в них имеется отверстие, как у татарских. Но от последних их отличает небрежность отливки, большие размеры отверстий и своеобразие формы. Указанные медные или бронзовые серпы хранятся в Минусинском музее.
|
|
Тагарская культура (VII—III вв. до н.э.), базировалось на скотоводстве, земледелии. Причем земледельческие орудия в большинстве случаев найдены в районах, годных для земледелия.
Древнейшим орудием земледелия была мотыга. «Сами мотыги дошли до нас лишь в ритуальных воспроизведениях из бронзы: можно предполагать, что рабочие мотыги делались из рога, кости, может быть даже из камня». Сохранилось изображение человека с мотыгой на каменной плите (рис. 26).
Тагарские земледельческие орудия: наконечников мотыг и серпов в большинстве своем найдены у поселений, земли которых весьма плодородны.
В 1975 г. при охранных раскопках тагарских курганов раннего этапа около села Аскиз археологом Хакасского областного музея Э. А. Севастьяновой обнаружены рисунки, выбитые на камнях ограды кургана. На плите четыре рисунка, три из них человеческие. Каждая человеческая фигура изображена с оружием или орудием земледельческого труда. Тагарцы - скотоводы и земледельцы.
|
|
Тагарские земледельцы, как известно, уборку урожая производили довольно массивными бронзовыми серпами. Подсчеты находок серпов показали, что только в долинах рек Тубы и Сыды было найдено 69 серпов. Следует также заметить, что они найдены как раз в тех районах, в которых земли отличаются великолепными южными черноземами. В 1973 г. в Хакасский областной музей краеведения из Бейского района от чабана М. П. Юхно поступил клад, состоящий из бронзового кельта, четырехгранного шила, втулъ-чатых тесла и долота, двух серпов (рис. 27). По ножу клад датируется IV-III вв. до н. э.
С помощью спектральных анализов установили, что из изучаемых 27 серпов и серповидных ножей только три оказались бронзовыми, содержащими олово от 2 до 4 %, остальные — медными.
Наличие у древнего населения земледелия подтверждают каменные орудия для обработки зерна. Как известно, к таким обрабатывающим оруди-
ям относятся зернотерки, жернова, ступы деревянные, служившие для очищения зерна от шелухи, которые, к сожалению, не сохранились. |
Рисунок 27 - Орудия из клада, найденного на левобережье Енисея (Я. И. Сунчугашев,1989).
Зернотерки в Хакасско-Минусинской котловине изготавливались из песчаниковых или гранитных плит. Комплект зернотерки состоял из нижней (курант) и верхней (бегунок) плит. Судя по хакасским этнографическим параллелям, под ручные мельницы подстилалась невыделанная шкура годовалого теленка. На ней собиралась размолотая крупа или мука.
Орудия труда, как правило, не являются обязательным инвентарем в погребальных памятниках. Обычно они встречаются в долговременных или временных поселениях при медеплавильных сооружениях или на медных рудниках тагарскои эпохи, т. е. там, где проживали рудокопы и плавильщики в течение лета. Иногда плиты зернотерок по каким-то причинам разбивались, осколки выбрасывались в отвал вместе с обломками кухонной посуды, костями домашних и диких животных.
Обломки или целые зернотерки (рудник Юлия, лог Улуг-хол) отмечены во всех исследованных медных рудниках. Здесь в большом количестве встречаются и кости домашних животных (корова, овца, лошадь), мясо которых употреблялось в пищу.
Таким образом, можно считать, что тагарцы зернотерками обрабатывали злаковые культуры и, возможно, иногда мололи кандык. У хакасов, как уже было сказано выше, кандык до недавнего времени считался одним из ценных пищевых продуктов. Его можно было высушить, смолоть ручной мельницей до мучной констистенции.
При раскопке Большого Салбыкского кургана (IV-III вв. до н. э.) был найден круглый нижний постав ручной каменной мельницы (рис. 28). От оси жернова к краю отходят восемь желобчатых лучей-канавок, которые, способствовали быстрому размолу зерна. Самая примитивная из этих мельниц при удовлетворительном качестве муки, достигаемом замедленным вращением, может дать до 50 кг за 12 часов работы.