Формирование учения о почвах и повышении их плодородия
Известный немецкий биолог Теодор Шванн (1810-1882) был первым ученым, который понял, что клетка является мельчайшим элементом, из которого состоят все ткани и органы животных. В отношении растений к тако-
218 ______________________ 6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.
му же выводу пришел М.Я. Шлейден (1804-1881). В 1839 г. ими была сформулирована клеточная теория. Основные положения этой фундаментальной теории сводятся к следующему: всем животным и растениям свойственно клеточное строение; растения и животные растут и развиваются путем возникновения новых клеток; клетка является элементарной единицей живого. В 1858 г. немецкий врач Рудольф Вирхов (1821-1902) дополнил клеточную теорию еще одним положением: каждая клетка может происходить только из другой клетки путем деления.
В XIX веке начались систематические исследования по изучению питания растений. Изучению плодородия почв способствовали труды англичанина Г. Дэви (1832) и немецкого ученого Г. Шюблера (1830). Дэви - агрохимик, но трактовку агрохимических процессов в почве он тесно увязывал с физикой почв. В трудах Г. Шюблера описываются все физические свойства почвы (кроме механического состава) и предлагаются методы их определения. Он суммировал по сути работы агрономической физики первой четверти XIX века. Период его работы совпадает с выдающимися научными достижениями в области учения о почвах и повышении их плодородия.
|
|
Выдающуюся роль в развитии теории питания, учения о почвах и повышении их плодородия сыграл А. Тэер (1752-1828).
Он был очень образованным человеком для своего времени, сыном врача, получил медицинское образование. Был некоторое время придворным врачом в Ганновере (тогда независимом от Берлина).
Получив нервное переутомление, он должен был переселиться в деревню и стал заниматься цветоводством, но затем заинтересовался и сельским хозяйством в целом, стал сам вести хозяйство и влиять на реформирование сельского хозяйства во всей Германии. Здесь мы опять имеем пример превращения горожанина в руководящего агрономического писателя и деятеля своей эпохи (это же относится к Ю. Либиху и Ж. Буссен-го, но не к Д. Лоозу, который был «потомственным» зелыевладельцем).
А. Тэер хорошо изучил английское хозяйство по литературе и стал пропагандировать плодосмен и стойловое кормление, начал вести борьбу с трехпольем. Он ввел в своем хозяйстве английский четырехпольный севооборот (норфолькский), а потом, когда оказалось, что для немецких условий в этом севообороте слишком много корнеплодов и недостаточно зерновых, он его удлинил, но соблюдал принцип плодосмена, чтобы никогда одни и те оке растения друг за другом не следовали: например, корнеплоды, яровое, клевер, озимые, горох, зерновые хлеба (озимые или яровые).
|
|
В 1798 г. А. Тэер выпустил книгу «Введение к изучению английских хозяйств», которая сделала его имя известным в Германии, и к нему стали приезжать учиться другие сельские хозяева. Высоко ценя дело научного исследования, А. Тэер пригласил к себе на службу видного химика Эйнгофа, который стал производить анализы почвы и урожаев по заданиям А. Тэера.
Так получился кружок лиц, близко интересующихся агрономическими вопросами, и в этом кружке А. Тэер стал вести беседы-лекции по сельскому хозяйству; так родились несколько томов его главного труда «Основы рационального земледелия», по которым учились целые поколения агрономов не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России.
В его имение Меглин стали приезжать не только отдельные лица, но и целые группы. А. Тэер привлек к преподаванию представителей естествознания. Итак, в конце концов, с 1806 г. возникло первое в мире высшее сельскохозяйственное учебное заведение
6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в. ___________________ 219
не в каком-либо научном центре, а прямо на производстве в имении А. Тэера, как его частное предприятие.
Следовательно, А. Тэер стал большим авторитетом по вопросам организации сельского хозяйства, его книги приобрели большое распространение, а вместе с тем распространились и его взгляды на питание растений и применение удобрений, а взгляды эти были своеобразные. Как человек образованный, он, конечно, знал о работах Д. Пристли, Ж. Сенебье и др., но тем не менее он считал, что растения питаются главным образом органическими веществами почвы и от их содержания зависит прежде всего высота урожая.
А. Тэер высоко ценил значение науки и ясно сознавал все преимущество опыта над наблюдением. Он отмечал, «что опыт есть вопрос, предлагаемый природе. Если вопрос сделан надлежащим образом, то природа непременно будет отвечать на него: да или нет».
Вместе с тем, он утверждал, что «плодородие почвы зависит собственно целиком от гумуса, так как, кроме воды, это единственное вещество, могущее служить пищей растениям». Гумус, дающий начало жизни, является и результатом её: «Если растение сгнивает там, где оно выросло, то количество гумуса увеличивается, так как во время жизни оно усвоило и превратило в гумус другие исходные вещества».
На этом он построил учение о балансе (приходе и расходе) питательных веществ в почве, полагая, что чем больше питательных веществ содержит растение, тем больше оно поглощает из почвы гумуса. Пшеница, например, требует больше удобрений, чем рожь, потому что ее зерна богаче питательными веществами; при этом смешивались питательные вещества для растений с питательными веществами для животных и человека.
Зная о процессе разложения углекислоты листьями, тем не менее, он полагал, что этого недостаточно, что нужно еще питание органическими веществами через корни.
Не будучи сам исследователем-экспериментатором по вопросам физиологии растений, он основывал свои взгляды на имевшихся в то время чужих исследованиях, которые велись методически не совсем верно. В то же время А. Тэер высоко ценил значение навозного удобрения, о зависимости плодородия почв от богатства их гумусом.
Сторонники гумусовой теории не учитывали того, что не все органические вещества повышают урожай, а только азотистые органические вещества. Если бы вместо углерода гумуса говорили об азоте в нем содержащемся, то многое оказалось бы верным. И теперь, говоря о значении органического вещества в жизни почвы, часто забывают об азоте. Ведь если вы внесете в почву безазотистые вещества, например крахмал или клетчатку (и тем более сахар), то получится резкое падение урожая, потому что это даст пищу для бурного развития бактерий, которые потребляют азот и отнимают его у высших растений. Другое дело - органические вещества, подвергшиеся гумификации. Они всегда содержат азот, при их разложении отщепляются минеральные его формы (аммиак, дающий начало нитратам), которыми питается высшее растение. Но азот во времена Тэера не привлекал внимания исследователей.
|
|