Занятие 1. Методология и историография исторической науки (2 часа).
Задания к семинарским и ссамостоятельным занятиям по истории России с древнейших времен до XVIII в.
2. Источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
3. Методология и теория исторической науки.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
5. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Список литературы:
1. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
2. Гуревич А.Я. История историка. М., 2004.
3. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.
4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.
5. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001.
6. Куликов С. Нить времен. Малая энциклопедия календаря. М.: Наука, 1991.
7. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
8. Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.
9. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. М., 2001.
|
|
Электронные ресурсы:
1. https://www.clari№o2.№arod.ru/autor.htm - "История Великой Руси" ("История" по рубрикам)
2. https://www.la№ts.tellur.ru/history/i№dex.htm - "Отечественная история" Олега Ланцова.
3. https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/i№dex.html - "Исторические источники на русском языке в Интернете" - сайт исторического факультета МГУ.
4. https://www.hro№os.km.ru/ - "Хронос".
Методические указания
При ответе на первый вопрос дайте понятие истории как науки и как отрасли знания, назовите основные функции исторического знания. Подумайте, какое место отечественная история занимает среди других наук и насколько она важна в гуманитарном образовании.
Ответ на второй вопрос включает характеристику понятия исторического источника. Расскажите о науке, которая занимается разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников. Дайте классификацию исторических источников, отметьте, какого рода знания дают те или иные виды исторических источников. Охарактеризуйте методику работы с письменным источником.
Ответ на третий вопрос предполагает разбор понятий «методология» и «теория» научных знаний. Затем следует соотнести эти понятия с исторической наукой и выявить специфику их проявления. Подумать о важности учета методологии при изложении вопросов истории.
При ответе на четвертый вопрос вначале необходимо дать определение понятию историография, назвать основные этапы ее развития. Затем расскажите о наиболее известных отечественных историках: В.Н. Татищеве, Н.М. Карамзине, С.М. Соловьеве, В.О. Ключевском, С.Ф. Платонове, М.Н. Покровском, М.Н. Тихомирове, Б.Д. Грекове и других ученых, указывая основные факты биографии и особенности изложения истории в их трудах.
|
|
Ответ на пятый вопрос необходимо начать с характеристики всемирной истории и важности изучения прошлого отдельных стран, этносов и народов. Особенно серьезно продумать значение России для развития мировой цивилизации и место ее истории, как неотъемлемой части всемирной истории.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные функции исторического знания?
2. Что такое исторический источник? Каковы основные этапы работы с ним?
3. На каких критериях основывается классификация исторических источников?
4. Что лежит в основе теории исторической науки?
5. В чем отличие методологии от методов исторического познания?
6. Назовите наиболее известных историков дореволюционной России, советского периода и современности.
7. С какого периода история России становиться важнейшей частью всемирной истории?
Задания для самостоятельной работы
1. Расположите функции исторического знания по их значимости.
2. В какую эпоху письменные источники становятся основными для изучения истории?
3. Какие методологические аспекты отражены (предполагается отразить) при выполнении Ваших курсовых работ?
4. Обратитесь к биографии С.М. Соловьева. Как вы думаете, что позволило историку ежегодно, начиная с 1851 года и на протяжении 29 лет, издавать очередной том «Истории России с древнейших времен»?
5. Расшифруйте понятие «историография историографии».