Памятка учащемуся (Как учиться, как готовиться к экзамену)

Умозаключение.

Порядок обобщения

1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

2. Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

План проведения эксперимента и наблюдения.

Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять что – либо.

1. Сформулируй цель проведения эксперимента (наблюдения).

  1. Сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу.
  2. Выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, другими, уже изученными объектами.

2. Спланируй проведение эксперимента (наблюдения).

  1. Выясни, какие условия, материалы необходимы для этого.
  2. Составь мысленно схему его проведения.
  3. Выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.

3. Проведи эксперимент (наблюдение).

  1. Последовательно осуществи все этапы эксперимента.
  2. Проведи необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты.
  3. Проверь точность полученных результатов.

4. Обработай полученные результаты.

  1. Сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
  2. Сформулируй вывод.
  3. Объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами.

Учись правильно наблюдать.

1. Осмысли цель наблюдения.

2. Уточни предмет наблюдения.

3. Разработай план наблюдения.

4. Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).

5. Наблюдение повтори два – три раза с целью повышения его объективности.

6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

7. Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.

8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.

9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

Умозаключение – это выводы, полученные из одного или нескольких суждений, то есть логическое действие над отдельными мыслями. В частном виде умозаключения присутствуют в тексте крайне редко. Читая, мы постоянно приходим к умозаключениям – выводам различных видов, которые являются продуктом этого вида деятельности.

Как работать с учебным материалом, чтобы прочитанное лучше запомнить, усвоить?

Существуют различные методы усвоения прочитанного ма­териала. Самый традиционный из них - метод повторения, при ко­тором текст заучивают чуть ли не наизусть. Однако повторение способствует лишь механическому, поверхностному запоминанию. К тому же надо периодически повторять материал. В общем, это, на наш взгляд, контрпродуктивный метод.

Мы предлагаем другой метод - метод кодирования информа­ции. При этом прочитанный текст надо подвергнуть глубокой об­работке, но не механическому заучиванию. При обработке инфор­мации необходимо как бы закодировать ее для хранения в памяти. Для этого проводите следующие мыслительные операции: осмыс­ление и комментарий новых для вас данных, оценка их значения, постановка вопросов, сравнение новых сведений с ранее известны­ми. Очень важно осмыслить и постоянно выявлять причинно-следственные связи, а также структурировать факты, сведения.

Такой метод, такая мыслительная работа помогут вам дейст­вительно глубоко понять те или иные исторические события, фак­ты и их место в историческом процессе и дадут само ощущение исторического процесса и действующих в нем закономерностей. И тогда вам обеспечен успех на любом экзамене!

Раздел 4. УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ, СПОРИТЬ.

1. Кое – что о понятиях и их признаках

Рассуждение – последовательность связанных по определенным правилам мыслей, процесс рождения новых мыслей или обоснования уже известных.

Логика – теория рассуждений и их элементов, которая отличает правильные рассуждения от неправильных на основании только их формы.

Понятие – мысль, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по отличительному для него признаку.

Множество – мыслимые вместе объекты.

Объект – это предмет, свойство или множество.

Предмет – то, что может иметь свойства или вступать в отношения, но само не является свойством или отношением.

Признак – наличие или отсутствие свойства или отношения. Признак является отличительным для данного множества, если он присущ только объектам данного множества и не присущ никаким другим объектам.

Объём понятия – множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии.

Содержание понятия - признак, при помощи которого выделяются и обобщаются предметы интересующего нас множества.

Признак, достаточный для того, чтобы выделить интересующее нас множество объектов из всех остальных объектов, называется основным содержанием понятия.

Существенный признак – признак, без которого немыслимо данное понятие.

Отличительный признак – признак, присущий только объектам, входящим в объём данного понятия.

Равнозначными называют понятия, объёмы которых состоят из одних и тех же элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: