Умозаключение.
Порядок обобщения
1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
2. Определи их сходство.
3. Установи связь между ними.
4. Сформулируй общий вывод.
План проведения эксперимента и наблюдения.
Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять что – либо.
1. Сформулируй цель проведения эксперимента (наблюдения).
- Сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу.
- Выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, другими, уже изученными объектами.
2. Спланируй проведение эксперимента (наблюдения).
- Выясни, какие условия, материалы необходимы для этого.
- Составь мысленно схему его проведения.
- Выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.
3. Проведи эксперимент (наблюдение).
- Последовательно осуществи все этапы эксперимента.
- Проведи необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты.
- Проверь точность полученных результатов.
4. Обработай полученные результаты.
- Сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
- Сформулируй вывод.
- Объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами.
Учись правильно наблюдать.
1. Осмысли цель наблюдения.
|
|
2. Уточни предмет наблюдения.
3. Разработай план наблюдения.
4. Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).
5. Наблюдение повтори два – три раза с целью повышения его объективности.
6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7. Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.
8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.
9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).
Умозаключение – это выводы, полученные из одного или нескольких суждений, то есть логическое действие над отдельными мыслями. В частном виде умозаключения присутствуют в тексте крайне редко. Читая, мы постоянно приходим к умозаключениям – выводам различных видов, которые являются продуктом этого вида деятельности.
Как работать с учебным материалом, чтобы прочитанное лучше запомнить, усвоить?
Существуют различные методы усвоения прочитанного материала. Самый традиционный из них - метод повторения, при котором текст заучивают чуть ли не наизусть. Однако повторение способствует лишь механическому, поверхностному запоминанию. К тому же надо периодически повторять материал. В общем, это, на наш взгляд, контрпродуктивный метод.
|
|
Мы предлагаем другой метод - метод кодирования информации. При этом прочитанный текст надо подвергнуть глубокой обработке, но не механическому заучиванию. При обработке информации необходимо как бы закодировать ее для хранения в памяти. Для этого проводите следующие мыслительные операции: осмысление и комментарий новых для вас данных, оценка их значения, постановка вопросов, сравнение новых сведений с ранее известными. Очень важно осмыслить и постоянно выявлять причинно-следственные связи, а также структурировать факты, сведения.
Такой метод, такая мыслительная работа помогут вам действительно глубоко понять те или иные исторические события, факты и их место в историческом процессе и дадут само ощущение исторического процесса и действующих в нем закономерностей. И тогда вам обеспечен успех на любом экзамене!
Раздел 4. УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ, СПОРИТЬ.
1. Кое – что о понятиях и их признаках
Рассуждение – последовательность связанных по определенным правилам мыслей, процесс рождения новых мыслей или обоснования уже известных.
Логика – теория рассуждений и их элементов, которая отличает правильные рассуждения от неправильных на основании только их формы.
Понятие – мысль, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по отличительному для него признаку.
Множество – мыслимые вместе объекты.
Объект – это предмет, свойство или множество.
Предмет – то, что может иметь свойства или вступать в отношения, но само не является свойством или отношением.
Признак – наличие или отсутствие свойства или отношения. Признак является отличительным для данного множества, если он присущ только объектам данного множества и не присущ никаким другим объектам.
Объём понятия – множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии.
Содержание понятия - признак, при помощи которого выделяются и обобщаются предметы интересующего нас множества.
Признак, достаточный для того, чтобы выделить интересующее нас множество объектов из всех остальных объектов, называется основным содержанием понятия.
Существенный признак – признак, без которого немыслимо данное понятие.
Отличительный признак – признак, присущий только объектам, входящим в объём данного понятия.
Равнозначными называют понятия, объёмы которых состоят из одних и тех же элементов.