Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг

Тема 11. Педагогические течения начала ХХ века.

Контрольный блок:

1. Дайте определения понятий:

педология, педоцентризм, сензитивный период, развитие, личность, умственное развитие, самовоспитание, самообразование.

2.Заполните пустые строки:

Педагог Вклад в развитие педагогики
  Основоположник системы клубного воспитания в России
  Концепция космической педагогики
  Введение понятия «педагогический процесс»
  Основоположник системы физического воспитания в российской школе
  Автор концепции создания учреждения для детей-сирот (детской деревни) в послевоенный период

(Ф.Лесгафт, Г.Гмайнер, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий)

3.Заполните таблицу 26 «Педагогические течения начала ХХ века»:

Течение в педагогике Основные идеи Представители
Антропологическое    
Естественнонаучное    
Социологическое    
Философское    
Религиозное    

4. О каком педагоге идет речь:

«Русский педагог, историк педагогики, психолог (1849-1922). Центральной проблемой педагогики считал развитие характера и воли. Выступал за многообразие типов школ. Ввел в русскую педагогику понятия «педагогический процесс». Много внимания уделяя дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Автор книг «Педагогический процесс», «Дидактические очерки» (--------)

«Русский педагог, анатом, врач (1837-1909). Создал теории семейного и физического воспитания, обосновал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Предложил свою типологию детей. Внес вклад в развитие женского педагогического и медицинского образования. Основные работы «Руководство к физическому воспитанию детей дошкольного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение» (-------).

«Французский философ, психолог и педагог (1858-1917). В основе его педагогических взглядов – концепция «стадий цивилизации» и «коллективных представлений» В соответствии с ней процесс воспитания – это приобщение человека к «коллективным представлениям» своего времени (--------).

«Немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики (1862-1926). Решающее значение в педагогической практики придавал организации действия, в понятие которой включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение. Считал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика синтезировать все педагогические искания начала ХХ века» (---).

«Бельгийский врач, психолог, педагог (1871-1932). Один из организаторов движения «нового воспитания, провозгласил необходимость воспитания «для жизни через жизнь». С целью сближения школы с жизнью разработал систему обучения, основанную на «центрах интересов» (комплексные темы, соответствующие жизненным интересам учащихся). Основная работа «Школа и воспитание» (-------).

«Русский философ и педагог (1887-1950). В 20-х гг. эмигрировал за границу. Педагогику рассматривал как прикладную философию. Дал философско-педагогический анализ важнейшим направлениям педагогической мысли первой четверти ХХ века в России, Европе и США. Основные труды «Русская педагогика ХХ в.», «Основы педагогики» (------).

Информационный блок:

Задача перестройки системы образования была выдвинута с первых же дней Советской власти. В политике большевиков школе отводилось особое место как средству пропаганды большевистских идей и коммунистической идеологии. Концепция новой школы, цели и задачи школьного образования были сформулированы в ряде документов: «Обращение народного комиссара по просвещению» (1917), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918), «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918). На смену разнообразным типам школ дореволюционной России должна была прийти новая модель школьного образования -- единая трудовая школа, которая предполагала две ступени: 5 лет и 4 года. Отмена большевиками учебных планов, упразднение классно-урочной системы и отметок (1918) не могли не привести к дестабилизации работы школы. Изучение языков было сокращено до минимума, зато возросло время, отводимое на математику и естествознание. Среди деятелей Наркомпроса (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский и др.) большой популярностью пользовались идеи американской педагогики (метод проектов, Дальтон-план), которые послужили основой для перестройки деятельности школы. Поощрялось проведение соцсоревнования среди учащихся.

Становление новой школы сопровождалось дискуссиями, совещаниями по вопросам образования, которые заняли период с 1919 до конца 20-х гг. В центре дискуссий находились вопросы структуры школы, ее ступеней, типов учебных заведений, содержания школьного образования. В первые десятилетия после Октября школа как институт образования вступает в полосу кардинального реформирования. Работу по реорганизации школы возглавил Наркомпрос (1917), теоретические проблемы школьного образования разрабатывает научно-педагогическая секция Государственного ученого совета (ГУС). Приоритетной задачей является конструирование нового содержания образования, выделение и отбор его ведущих идей, определение его структуры. Поиск в данном направлении нередко идет путем проб и ошибок. Перелом наступает лишь в 1923 году с введением в практику школы комплексных программ ГУСа, идеологической основой которых стал марксизм и большевистская трактовка его идей. Учебный материал строился не по предметам, а концентрировался вокруг трех основных тем: природа, труд, общество. Программы ГУСа стали первой попыткой создания настоящей программы советской школы. Внедрение комплексных программ сразу же обнаружило их недостатки: бессистемность, отсутствие прочного усвоения знаний, неэкономное использование учебного времени. Идея комплексного конструирования содержания среднего образования не оправдала себя: школа оказалась не готовой к нововведению, учительство в своей массе не приняло комплексную систему.

В 20-е гг. важным направлением реформирования является работа опытно-показательных учреждений, в которых осуществлялся поиск новых учебных программ, форм и методов учебной и воспитательной работы. Педагогическая наука находится на подъеме. Позитивное отношение к нововведениям, внимание к зарубежному опыту, привлечение авторитетных ученых к разработке документов – все это помогает активно экспериментировать в области обучения и воспитания.

В 30-е гг. в СССР проводится радикальная реорганизация системы школьного образования. Постановление ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) определило унифицированную структуру школьного образования: начальная школа (4 года)+ неполная средняя школа (4+3), полная средняя школа (4+3+3). Данная модель с небольшими поправками просуществовала до 80-х годов ХХ века. В 1934 году в школах вводится предметное обучение, стандартные программы и учебники, единый режим занятий, система отметок. Идет возврат к старым принципам, возрождаются консервативные традиции дореволюционной школы. Во главе школы вновь становится директор, а роль совещательного органа при нем выполняет педагогический совет. Согласно новому Положению о внутреннем распорядке в школе разрешалось исключение учащихся из ее стен. Вновь становится обязательной единая школьная форма. Упорядочиваются правила внутреннего распорядка: продолжительность уроков и интервалы между ними, порядок проведения переводных и выпускных экзаменов. Спустя 17 лет после Октябрьской революции вновь восторжествовала дореволюционная гимназия, сторонником которой был И.Ф.Сталин. Этот возврат к дореволюционным традициям наблюдался и в последующие годы: реставрация наград за успехи в учебе в виде золотых и серебряных медалей, регламентация деятельности, прав и обязанностей педагогических советов, родительских комитетов.

Контрольный блок:

1. Заполните таблицу 27 «Педагогические взгляды Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского»:

Педагог Основные труды Педагогические взгляды
Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) «Народное образование и демократия», «Женщина-работница», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам» и др. Дала марксистский анализ педагогическому наследию. Теоретик политехнического и трудового воспитания в системе коммунистического воспитания. Разрабатывала вопросы самоуправления в школе. Организатор и теоретик дошкольного воспитания и пионерского движения…
     
     

2. Заполните таблицу 28 «Постановления партии и советского правительства в области просвещения»:

Название документа Год Содержание
Основные принципы единой трудовой школы    
Декларация о единой трудовой школе    
Положение о единой трудовой школе РСФСР    
О структуре начальной и средней школы в СССР    
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Система народного образования в СССР»    

3. Разгадайте кроссворд:

               
                     
                 
         
                         
               
                   
                   
                         
                         
                       
                         

1. Организатор первой опытной станции по народному образованию в Советской России. 2. Основоположник теории коллектива в советской педагогике. 3. Город на Украине, в котором закончили педагогический институт Макаренко и Сухомлинский. 4. Сокращенное название органа, занимавшегося разработкой теоретических вопросов образования в Советской России. 5. Название учебной программы, введенной в школьную практику в 1923 году. 6. Тип школы в Советской России, готовивший рабоче-крестьянскую молодежь к поступлению в вуз. 7. Крупный советский педагог, руководитель научно-педагогической секции Государственного ученого совета. 8. Известный советский педагог и психолог, автор работы «Трудовая школа». 9. Первый нарком просвещения в послеоктябрьский период. 10. Большевик, имя которого носило воспитательное учреждение А.С.Макаренко. 11. Сокращенное название Министерства образования в Советской России. 12. Один из принципов трудовой школы.

4. Заполните таблицу 29 «Педагогическая деятельность и идеи А.С.Макаренко»

Факты биографии Теория и практика воспитания Положения теории коллектива Педагогические труды
Окончил … училище (год) Окончил … институт (год) Осуществил опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей Закон жизни коллектива:    
Организовал с/х колонию им. … (год) Соединил обучение и воспитание подростков с производительным трудом Принципы:  
Участвовал в организации коммуны им. … (год)   Понятия:
Назначен нач. отдела …  

5. Заполните таблицу 30 «Типы учебных заведений в Советской России»:

Тип образовательного учреждения Назначение
Техникум  
Фабрично-заводская семилетка (ФЗС)  
Школа рабочей молодежи (ШРМ)  
Школа крестьянской молодежи (ШКМ)  
Рабочий факультет (рабфак)  
Ремесленное училище  
Учительский институт  
Советская партийная школа  
Школа-коммуна  

6. Выберите правильный ответ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: