Введение. Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права

ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Рабочая тетрадь по

Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права

Им. И.И. Мечникова

Северо-Западный государственный медицинский университет

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Дополнительная литература

Основная литература

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Буданова В.П. История мировых цивилизаций. Изд. 4, - М., 2008.

2. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2009.

3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Уч. пособие.. 3-е изд. М., 2009.

4. История для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин – Изд. 2-е, Ростов н/Д: Феникс, 2012.

5. История Отечества: Учебное пособие для студентов вузов. / Отв. Ред. проф. В.Н.Шевелев. Изд. 2, Ростов–на–Дону, 2009.

6. История России: учебное пособие / отв. ред. Я.А. Перехов. Изд. Третье. – М., 2009.

7. История России с древнейших времен до начала XXI в. / Под ред. А.А. Данилов, С.В. Леонов и др.. – 10-е изд., М., 2009.

8. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. / Под ред. А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова, В.А. Шестакова. Изд. 2, - М., 2009.

9. Мунчаев Ш.М. История России: Учебник УМО. - М.: Норма, 2008.

10. Отечественная история: Учебник УМО / Ред. Н.В. Шишова.- М.: Инфра – М, 2011.-462с.

1. 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. 3-е изд., М., 2009.

2. 1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. 3-е изд., М., 2009.

3. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России. 2-е изд., М., 2010.

4. Апальков В.С. История Отечества: Учебное пособие.- М.: Инфра – М, 2012.-544с.

5. Бычков С.П. Отечественная история: Учебное пособие.- М.: Форум, 2011.-320с.

6. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. Курс лекций. – 3-е изд., М., 2009.

7. Гимпельсон Е.Г. Нэп и советская политическая система. 20-е годы. 3-е изд., М., 2009.

8. Ингерйен Д.В. Отечественная история: Учебное пособие. - М.: РИОР, 2010.-208с.

9. Кириллов В.В. Отечественная история. Лекции: Учебное пособие.- Изд. 2, - М.: Эксмо, 2009.-288с.

10. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. 3-е изд., М., 2009.

11. Согрин В.В. Политическая история современной России 1985 - 2001: от Горбачева до Путина. 2-е изд., М, 2009.

12. Эпоха Ельцина: очерки политической истории. 2-е изд., М., 2010.

1. www.hrono.ru,

2. www.wikipedia.org,

3.www.knigafund.ru.

Материально техническое обеспечение дисциплины «История России» составляет: наборы карт, компьютер, проектор для просмотра презентаций, программное обеспечение для проведения тестирования.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направление подготовки 080100.62 «Экономика», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» с учетом рекомендаций Примерной программы дисциплины «История России».

Автор: _______________________________________/к.и.н. Коханец Л.А./

Рецензент: __________________________________/д.и.н. Богатырев Э.Д./

Программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии кафедры гуманитарных дисциплин:

«20» июня 2013 года, протокол № 2..

Председатель комиссии: /к. ф.н. Горелова Л.Н./

для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов

СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Санкт-Петербург

УДК 94 (47) (075.8) (06)

С 89

Селезнев В.Д., Сушко А.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета и медико-профилактического факультетов СЗГМУ им. И.И. Мечникова. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012 – 80 с.

Рецензент:

Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.

Рекомендовано к печати Ученым советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова

Изучение «Истории Отечества» является составной частью в гуманитарной подготовке специалистов в вузах всех профилей, в том числе медицинских. Его цель – формирование современного, немифологизированного исторического знания, общей культуры, граждан­ских и нравственных качеств, усвоение смысла и логики всемирно-исторического процесса, основных этапов, типов и тенденций в развитии мировой цивилизации и России как её составной части. В наше время происходит возрождение интереса к истории. Он объясняется стремлением разобраться в современных событиях и лучше ориентироваться в мире, обрести прочную опору в прошлом, в отечественной и мировой истории. Историческое знание всегда составляло важнейший аспект самосознания общества. Понять самих себя можно лишь в исторической ретроспективе. Поэтому пробуждение гражданских чувств у наших соотечественников вполне естественно сопровожда­ется интенсивным поиском своих корней. История – это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной.

В результате изучения курса студент должен уметь понимать характер истории как науки и её место в системе гуманитарного знания; иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; владеть основами историче­ского мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации; уметь работать с научно-исторической литературой, иметь навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала, иметь представление об источниках исторического знания.

Задачами изучения курса являются также осмысление взаимосвязи общеисторических, общецивилизационных тенденций, процессов и их своеобразного преломления в историческом развитии России; ознакомление студентов с современными достижениями отечественной и зарубежной историографии; понимание противоречивости исторического процесса, его альтернативности, неизбежности многообразия в подходах, концепциях и оценках в исторической науке; выработка у студентов аргументированной, собственной позиции в дискуссионных вопросах истории и историографии. Одна из главных задач курса – правильное восприятие студентами современных преобразований в стране в свете её общецивилизационного опыта, происходящей интеграции России в мировое сообщество и выполнения ею своей исторической, общечеловеческой миссии.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, в нём вычленяются узловые вопросы, в том числе дискуссионные, раскрывается социальная, политическая, церковно-религиозная, культурно-историческая и внешнеполитическая проблематика, используется новая учебная, монографическая, документальная, мемуарная литература.

Учебный процесс по предмету «История Отечества» включает лекционный курс, семинарские занятия, различные виды самостоятельной работы студентов и формы участия в семинарах, текущий контроль (в том числе тестовый, а также письменные контрольные работы), балльную систему учёта работы студента в семестре, зачёт. На занятиях широко используется дискуссионный метод обсуждения вопросов, предполагающий владение студентами учебным материалом. Поэтому посещение лекций и их конспектирование является обязательным и также учитывается в балльной системе.

Одной из распространённых форм самостоятельной работы студентов и участия в семинаре является подготовка и чтение докладов по одному из конкретных вопросов, связанных с обсуждаемой на занятии темы. В настоящем пособии вместе с планами занятий предлагается примерная тематика докладов и минимум литературных источников для их подготовки (при необходимости он может быть до­полнен как с помощью преподавателя, так и самостоятельно).

Доклад должен основываться на современной научно-исторической литературе, изложение доклада может быть как в форме устного выступления, рассказа (10 – 12 минут), так и виде реферативного текста. В обоих случаях он должен раскрывать избранную тему, быть убедительным, хорошо воспринимаемым и побуждать аудиторию к дискуссии. Для этого требуется определённая подготовительная работа над докладом: подбор источников или их фрагментов, определение плана и логики изложения, перечня фактов, содержания и выводов. Докладчик, кроме того, должен быть готовым ответить на вопросы аудитории в рамках темы.

Другая, более сложная форма самостоятельной работы студентов по истории – написание реферата, представляющего собой письменную работу по избранной теме. Тему реферата студент выбирает из содержащегося в данном пособии примерного перечня или же самостоятельно, она заранее согласовывается с преподавателем (как и план реферата) и должна быть актуальной. Реферат может быть разного типа: краткое обобщение использованных первичных материалов, пересказ главного содержания прочитанных по теме книг, ста­тей; самостоятельная интерпретация проработанных источников. Основные требования к реферату: самостоятельная работа с научно-историческими источниками (не менее трёх-пяти) и соблюдение требований к письменному оформлению работы – объём не менее 18 страниц машинописного текста, наличие титульного листа, введения, плана, заключения, сносок при цитировании, списка действительно проработанной, использованной литературы с указанием выходных данных. Основные положения реферата могут быть представлены (защищены) на семинаре или же в ходе индивидуального собеседования с преподавателем на зачётном занятии. При оценке реферата учитывается как содержание, структура, качество и оформление текста, так и объём глубина знаний студента по теме представленного реферата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: