Рим в царский период. Реформы Сервия Туллия

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции — ориентализирующего, или геометрического, классического, эллинистического, а также возвышения Римской Республики. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Эпоха Ранней Римской республики (конец VI - середина III в. до н.э.) может быть охарактеризована как время борьбы патрициев и плебеев, окончательного оформления римской гражданской общины (цивитас) и завоевания Римом Аппенинского полуострова.

Борьба патрициев и плебеев по сути была борьбой за равноправие и демократизацию формирующегося государства. Старая патрицианская знать стремилась сохранить древние родовые обычаи и учреждения и объективно выступала тормозом общественного прогресса. Плебеи, вынужденные в силу ограничения их доступа к общественной земле заниматься преимущественно ремеслом и торговлей, выступали за динамичное развитие римской экономики, за ликвидацию родовых отношений, за формирование демократических институтов управления общиной. На практике основные требования плебеев сводились к тому, что они добивались политического равноправия, ограничения патрицианского землевладения и допуска к общественной земле, ограничения долгового процента и отмены долговой кабалы.

После реформ Сервия Туллия плебеи стали составлять основную часть римской армии, хотя командные посты в ней занимали патриции. Пользуясь этим, плебеи избрали весьма своеобразный метод борьбы за свои права - военную забастовку. В момент, когда Риму угрожали враги, плебеи покидали город, уходя на Священную гору поблизости от Рима (отсюда название этой акции: сецессия - уход), и выставляли оттуда свои требования патрициям. По традиции первая сецессия произошла во время войны Рима с племенем эквов в 494 г. до н.э. После долгих переговоров патриции согласились на учреждение должности народных трибунов, главной обязанностью которых была защита плебеев от произвола со стороны патрициев.

Вторая сецессия произошла в 449 г. до н.э. Она завершила борьбу плебеев за запись действующего права. Результатом стало появление законов XII таблиц, названных так потому, что они были выбиты на 12-ти медных досках, выставленных впоследствии для всеобщего обозрения. Законы XII таблиц являются древнейшим памятником римского права и содержат наряду с нормами обычного права, уходящими в глубокую древность, нормы, отражающие динамику развития римского общества в V в. до н.э.: отношения собственности, развитие рабовладения, новые тенденции в семейных отношениях и т.д. Плебеям удалось добиться снижения долгового процента и фиксации его в законах, хотя главным итогом была сама по себе запись права, так как теперь устранялся произвол патрицианских судей при разборе дел, касавшихся плебеев. Однако при чтении этих законов невольно обращает на себя внимание тот факт, что сами термины "патриции" и "плебеи" упоминаются в них всего лишь один раз в статье, запрещающей браки между представителями этих сословий. Эта кажущаяся странность объясняется тем, что отныне и патриции, и плебеи жили по одним и тем же законам и тем самым закладывалась правовая основа для жизни всей общины в целом.

В том же 449 г. до н.э. наряду с другими был принят важный закон о том, что решения плебейских народных собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Так возник еще один вид народных собраний Римской Республики - трибутные комиции, собиравшиеся по территориальным округам. Постепенно в них стали участвовать и патриции, и эти собрания сделались важным элементом политической системы Рима. А спустя еще пять лет был принят закон, разрешавший браки между патрициями и плебеями, чем была заложена основа для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.

В течение IV в. до н.э. плебеи добились отмены долгового рабства (по закону 326 г. до н.э. должник должен был отвечать перед кредитором своим имуществом, а не личностью), а таже доступа к общественной земле и доступа ко всем должностям в римском государстве, а в 300 г. до н.э. получили право занимать и жреческие должности. В 287 г. до н.э. законом Гортензия было подтверждено, что плебисциты (решения плебейских собраний) получали силу закона и не нуждались в одобрении сената. Этим законом принято завершать историю борьбы патрициев и плебеев.

Хотя плебеи добились полной реализации всех своих требований и полного равноправия, вряд ли есть основания говорить о победе одного сословия и поражении другого. Главным результатом борьбы патрициев и плебеев, продолжавшейся более двух веков, стал общественный компромисс и консолидация римского общества. В ходе этой борьбы были ликвидированы остатки родового строя, созданы условия для развития рабовладельческих отношений и окончательного оформления римской цивитас.

Римская гражданская община была аналогичной эллинским полисам. Слившиеся патрицианские и плебейские сословия образовали единый гражданский коллектив. Установление земельного максимума не только ограничило рост крупного землевладения, но и законодательно оформило право цивитас на верховное распоряжение всей землей. Был твердо установлен принцип обусловленности права на землю принадлежностью к гражданской общине, которая брала обязательство наделить гражданина землей или иными средствами к существованию. Таким образом в Риме утвердилась античная форма собственности.

Римская цивитас, как и греческий полис, представляла собой коллектив граждан, осуществлявший функции государства. Нераздельное единство прав и обязанностей граждан реализовывалось и во владении землей, и в воинской службе, и в управлении государством. Положение римлянина было обусловлено непременным наличием трех состояний: принадлежности к римской общине, к ветви римского рода и к свободным людям. Следствием этого положения были права, главными из которых считались: право вступать в законный брак, право владеть имуществом и вести дела под охраной римских законов, право участвовать в комициях и право быть избранным на почетные должности.

В начальный период своего существования римское государство обладало рядом особенностей, свойственным античным гражданским общинам: относительно узким и замкнутым гражданством, отсутствием чиновничье-бюрократического аппарата и налогов с граждан, отсутствием специальных карательных органов (полиции, прокуратуры и т.п.). Граждане такого государства рассматривались как его участники, а не как подданные. Термину "республика" был придан новый оттенок, позже сформулированный Цицероном: "общее дело" стало восприниматься как "общее достояние", что определяло не столько форму правления, сколько отношение граждан к цивитас.

Римскую государственность в рассматриваемое время можно представить следующим образом. Высшим органом власти в Римской республике считалось народное собрание, но, в отличие от греческих полисов, оно в Риме было трех видов. Куриатные комиции, собиравшиеся по родовому принципу, решали в основном вопросы семейного права и из их прежних функций к III в.до н.э. за ними осталось лишь право наделять высшей властью магистратов - должностных лиц римского государства. Центуриатные комиции, собиравшиеся по принципу имущественного ценза, принимали законы, которые нуждались в последующем одобрении сенатом; осуществляли выборы высших должностных лиц, решали вопросы войны и мира и рассматривали апелляции по уголовным делам. Во второй половине III в.до н.э. была проведена демократическая реформа, которая установила равенство по количеству голосующих центурий между пятью имущественными классами и увеличила до пяти количество центурий пролетариев. Трибутные комиции, которые собирались по территориальному принципу (одна территориальная триба имела один голос), принимали законы, осуществляли выборы низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о штрафах. В III в.до н.э. в Риме насчитывалось 35 триб: 4 городских и 31 сельская. В следующем столетии трибутные комиции стали основным и решающим видом народных собраний. Надо отметить, что функции между различными видами народных собрании не были строго разграничены, как не существовало и строгого регламента их работы. Собирались собрания обычно магистратами, они же и председательствовали на них. Собрания не обладали законодательной инициативой, и вплоть до конца I в.до н.э. существовало только открытое голосование. По многим существенно важным вопросам, выносимым на народные собрания требовалось предварительное решение сената.

Исполнительная власть в Риме принадлежала магистратам, функции которых были довольно разнообразны. Система магистратур формировалась на протяжении долгого времени и в окончательном виде сложилась лишь к концу IV в.до н.э. Все магистратуры в Риме делились на высшие и низшие, ординарные и экстраординарные. Все ординарные магистратуры были выборными и коллегиальными; все римские магистратуры были срочными, безвозмездными и ответственными за исполнение обязанностей.

Во главе системы магистратур находились два консула, которые избирались сроком на один год (этот срок мог быть продлен сенатом, если консулы успешно вели войну). Консулам принадлежала высшая военная и гражданская власть. Они осуществляли набор в армию, назначали военных командиров, распоряжались военной добычей и пользовались высшей административной властью в мирное время.

Далее к разряду высших магистратур относятся два цензора, которых избирали раз в пять лет на полтора года. Основной обязанностью цензоров было уточнение списков римских граждан, распределение их по имущественным разрядам и составление списков сенаторов. Важной прерогативой цензора было наблюдение за нравственностью.

Еще одной высшей магистратурой являлась претура. Два претора тоже избирались на один год и первоначально были помощниками консулов. В годы классической Республики главной функцией преторов было руководство системой судопроизводства. Один из преторов занимался делами римлян, другой - делами чужеземцев-перегринов. Когда истец и ответчик являлись к претору, он первым делом пытался примирить тяжущихся, и если этого не удавалось сделать, назначал судей для разбора дела по существу.

Самой значительной из низших магистратур были народные трибуны. Их избирали сроком на один год в количестве 10 человек. Народные трибуны пользовались законодательной инициативой, созывали трибутные комиции, их основной обязанностью было защищать простой народ от произвола магистратов и влиятельных лиц, и с этой целью двери их домов должны были быть всегда открыты, и они не имели права покидать пределов города Рима. Впрочем, самой важной прерогативой народных трибунов было право вето - право наложить запрет на решение любой структуры римского государства, если это решение ущемляло права народа. Единственной магистратурой, на которую трибунское вето не действовало была магистратура цензора.

К числу других низших магистратур относились эдилы, осуществлявшие надзор за порядком, ведавшие организацией снабжения города продовольствием, устройством зрелищ и общим благоустройством; квесторы, ведавшие государственной казной, а также более 20 других низших магистратов, ведавших теми или иными сферами жизни римской гражданской общины.

Экстраординарные магистратуры вызывались к жизни чрезвычайными обстоятельствами или особыми условиями жизни Рима. По своему уникальной была магистратура диктатора, который назначался сенатом сроком на 6 месяцев в случае серьезной угрозы Риму со стороны внешних врагов. Диктатор пользовался всей полнотой власти в Риме, и никакие другие органы римского государства не действовали. Помощником диктатора являлся начальник конницы. Также римляне создавали экстраординарные магистратуры в зависимости от конкретных государственных нужд. Так, например, для записи законов XII таблиц была создана специальная комиссия децемвиров.

К разряду магистратур в Риме относятся также многочисленные жреческие должности. Так в Риме вообще не существовало разделения категорий религии и политики, служение богам рассматривалось как общественное дело и жреческие должности считались государственными. Жрецы обычно объединялись в коллегии. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов, ведавших культом Юпитера. Эту коллегию возглавлял Великий понтифик, которого можно считать главой всего римского языческого культа.

Реально высшим учреждением Римской республики был сенат. В его состав входило 300 человек, главным образом бывших высших магистратов. Хотя включение в сенат не происходило автоматически, а лишь по воле цензоров. Сенат издавал законодательные постановления - сенатус-консульты, представлял законопроекты народному собранию, осуществлял контроль за выборами должностных лиц, ведал вопросами внутренней безопасности и внешней политики, в распоряжении сената находились государственные финансы, сенат принимал отчеты у должностных лиц и выносил решения об установлении диктатуры. В целом функции сената были весьма разнообразными, и его роль в государственной жизни Рима была очень значительной.

Римскую республику уже в древности характеризовали как смешанную форму государства. Так, греческий историк Полибий усматривал монархический элемент в магистратуре консулов, демократический элемент - в народных собраниях и олигархический - в сенате. Римская республика впервые в истории представила систему сдержек и противовесов и распределения власти, обеспечивающих ее устойчивость. Это: разные виды народных собраний, коллегиальность магистратур, невмешательство одной магистратуры в дела другой, срочность и ответственность магистратур, отделение судебной власти от исполнительной и законодательной, исключительные полномочия народных трибунов, наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти и, наконец, армия, как ополчение всех граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: